С таким вопросом журналисты православного журнала «Славянка» обратились к священнику РПЦ протоиерею Сергию Филимонову. Отец Сергий, кроме священства, является еще и врачом, профессором, доктором медицинских наук, председателем Общества православных врачей Санкт Петербурга.
Журналисты подготовились к этой встрече, имея с собой список самых разных вопросов современных православных женщин по этой теме.
Отец Сергий обстоятельно ответил на вопросы.
Что же ответил священник и врач?
Нужно ли вообще заботиться о похудении православной женщине? Или сама эта забота греховна?
Отец Сергий заметил, что по отношению к похудению православной женщины у православной церкви общего ответа нет. Сам по себе процесс похудения не является ни греховным, ни добродетельным.
Но есть три аспекта, на которые стоит обратить внимание и учесть: медицинский, житейский и духовный.
Медицинский аспект.
С медицинской точки зрения женщине надо худеть, если у неё появились проблемы с обменом веществ, развивается гипертоническая болезнь, сахарный диабет – заметил отец Сергий Филимонов.
Лишний вес может вызвать проблемы с органами дыхания и кровообращения. Нередко женщины поправляются после приёма лекарственных препаратов, особенно гормонов. Иногда это связано с нарушением функций щитовидной, поджелудочной, половых желёз.
От стрессов, нервных срывов, перенесённых инфекций могут развиваться такие эндокринные заболевания, которые приводят к увеличению массы тела.
Житейский аспект.
Семейный.
Если муж в семье не воцерковлен, то могут возникать проблемы у женщины и семейные проблемы из-за лишнего ее веса.
Невоцерковленный муж видит, что жена из-за полноты теряет былую привлекательность. Такое, например, может случаться после родов.
Если семейные отношения в такой семье строились на сексуальной страсти, а не на глубоких нравственных основах, муж может начать поглядывать «на сторону».
Если женщина знает о таком отношении к ней мужа, и по этой причине соблюдает диету, способствующую похуданию, то она заботится о сохранении своей семьи. В этом случае, такое похудение не греховно, а добродетельно.
Но, добавляет священник Сергий Филимонов: в основе такого ее похудения должна быть молитва и упование на Бога, а диета на втором. В конце концов при верующей и воцерковленной жене и сам муж становится чуть более воцерковленней и на жизнь начинает смотреть иначе.
Рабочий.
Если женщина худеет для того, чтобы ей было легче работать на работе и дома, то это тоже есть добродетельное похудение – замечает отец Сергий. В этом случае она не насилует и не изнашивает тело свое, а помогает ему быть более гибким и адаптивным под важные задачи жизни.
Духовный аспект.
Например, говорит священник, девушка хочет выйти замуж и понимает, что ей нужно хорошо выглядеть, чтобы быть привлекательной. Если она идет на похудение во имя создания семьи – это добродетельно.
Но, прежде, на духовном плане, стоит позаботиться о духовных своих качествах, равно, как и оценить таковые в избраннике. Если люди сближаются только телом, а не близки духом - то слаб их союз.
Внешней привлекательности недостаточно. Если же женщина упорствует в похудании только во имя соблазнения мужчины, то она провоцирует страсти в себе самой в первую очередь, которые ей потом же и повредят: похоть, блуд, тщеславие, превозношение, ложь, гордость и другие. Какой смысл худеть телесно ценой приобретения целого букета страстей?
Греховно повышенное внимание к себе и своему телу.
Если в уме, при похудении держать только мысли о себе и своей стройности, как главные, то такое похудение вредно и греховно – замечает священник. Возникает грех самолюбования и человек уже подменяет Бога своим эго. Это жесткий и серьезный грех. Подмена Бога собой и культивирование себя. Последствия его не хороши.
Если женщина склонна к полноте, по природным характеристикам своего тела, а хочет стать очень худой, то здесь нарушается Воля Божья. Бог ей дал такое-то строение тела, а она желает менять это строение по своему разумению.
Это может приводить к серьезным проблемам: анорексии, нарушению обмена веществ, камнеобразования. Не говоря, о психических и духовных последствиях, которые тоже не хороши.
Все эти симптомы, если они появляются, показывают женщине, что она на ошибочном пути, идет против Воли Божьей.
Худеть ли женщине под одежду меньшего размера и под дресс код по работе?
Священник Сергий Филимонов поясняет: что это не является грехом, если так лучше женщине. Главное, чтобы такое похудение и красивая одежда не приводили к страстным помыслам: а ведь я соблазнительна, хороша собой, давай-ка сейчас поиграю в соблазнительницу. Такие помыслы стоит удалять от себя, а не потакать им.
Если женщина худеет под стандарты работы - тоже нормально. Особенно, если работа ей эта нужна, нравится. Люди, которые работают в сервисе, для людей, публичные люди (продавцы, стюардессы и так далее) должны выглядеть хорошо. Это не грех, а требование такой работы. Но если через это приходит грех: соблазнять или соблазняться, то тогда стоит работать не над похудением тела, а похудением духа от дурных помыслов. Иногда стоит поменять работу, если нравственные принципы ее не совпадают с общепринятыми, идущими от христианской культуры. Тут нужно не худеть под работу, а менять место работы.
И последний вопрос от женщины кулинарки, чревоугодницы.
Женщина любит вкусно приготовить и вкусно поесть. Она воцерковлена и сознает, что ее любовь вкусно покушать – чревоугодие. Она ест не просто с удовольствием и радостью, но с великим вожделением и смаком. Она кается духовнику в этом грехе. Но... потом идет на рынок, покупает продукты, вкусно готовит, кормит своих домочадцев и кушает от души с величайшим вожделением. Естественно, что она полная по комплекции.
Что ей делать? - задает она вопрос священнику, отцу Сергию.
Священник Сергий Филимонов ответил женщине:
Надо воспитывать в себе добродетель воздержания. Она воспитывается через посты. Это не значит не есть, но это значит не делать культа из еды. Ведь в этом случае (культа из еды) нарушается заповедь Божья: не сотвори себе кумира. Желудок и его вкусное питание становятся кумиром, смыслом жизни, подменой Бога. Это приводит и к полноте, и к болезням.
Но, подчеркнул священник: не надо жестко поститься и насиловать себя. Надо через пост учиться умеренности, отходу от культа. Есть вкусно, но мало. Не делая из еды кумира. Молиться перед едой, вспоминая Бога и уповая на Него. Больше думать и желать того, чтобы приготовленная ей пища, с добром и любовью, была бы благом для ее ближних – гостей и домочадцев. Может даже внутри себя, при подаче пищи гостям и домочадцам, творить такую молитву дарения и любви. Если так поступать, то все будет нормально – с Богом и по Богу.
Послесловие.
Как вам советы священника и врача отца Сергия? Полезны, интересны?
Если хотите что-то добавить, поделиться – пишите в комментариях.