Найти тему
Живопись

Кому и Перуджино — Рафаэль

Казалось бы, герои нашей сегодняшней истории — солидные дяди и уважаемые тёти. Искусствоведы со степенями и званиями. Консультанты торговых домов, авторы монографии, ведущие мастер-классов, организаторы конференции. Но куда там...

«Группа экспертов утверждает, что обнаружила ранее неизвестную картину Рафаэля». Серьёзно? Которую по счёту за текущий год?

«Мария Магдалина», 1504, предположительно Рафаэль Санти
«Мария Магдалина», 1504, предположительно Рафаэль Санти

«Мода» на внезапное нахождение ранее неизвестных картин Рафаэля появилась после того, как несколько месяцев назад господин Марио Скалини действительно обнаружил забытую картину маэстро Санти. И доказал её подлинность в ходе многочисленных экспертиз. Находясь под яростным огнём авторитетной критики, не имея права не то что на ошибку, но даже на лёгкую небрежность и неточность, отстоял своё невероятное открытие. Пройдя огонь, воду и рентгенографию, стал настоящим героем, вернувшим миру живописи подлинный шедевр. А заодно, сам того не ведая, распахнул настежь натуральный ящик Пандоры...

«Утраченные полотна» маэстро Санти стали появляться тут и там. Учёные мужи, коим по статусу положена основательность суждений, принялись «штамповать» пресс-релизы с энтузиазмом модных блогеров из «Тик-Тока». Нашлись и те, кто столь же споро принялся им возражать, также не дожидаясь результатов экспертиз. Отчего информационный шум вокруг и без того сенсационных «находок» лишь усилился. Чего и требовалось авантюристам от мира живописи. Ибо нет более действенного средства защиты от разоблачения, нежели выставить себя жертвами консервативно мыслящих оппонентов. Предстать свободными мыслителями и первооткрывателями, страдающими от происков ретроградов. Пресса и блогеры такое обожают. Ведь пока до широкого зрителя и читателя не добрались результаты глубоких и объективных исследований картины, бессмертное имя Рафаэля является идеальным заложником спекуляций...

Только не подумайте, уважаемый читатель, что мы критиканствуем на пустом месте. Не претендуем на звание профильных «рафаэлеведов», однако хотим поделиться с Вами некоторыми фактами, о которых просто не могут не знать участники нынешнего спора.

Дано: портрет сеньоры Кьяры Фанчелли, предстающей перед нами в образе Марии Магдалины. Предыдущий владелец полотна — некий анонимный коллекционер. Тип построения композиции, геометрическое соотношение её доминант и целый ряд иных особенностей роднят эту картину с творениями рук гения из Урбино. Главным же (по мнению пресловутой группы экспертов) доказательством авторства Рафаэля являются характерные следы угольного напыления. Крошечные точки, лежащие аккурат на главных линиях черновой версии облика героини полотна.

Что же, это действительно сильный аргумент. Следуя по стопам Леонардо да Винчи, Рафаэль и в самом деле использовал приём переноса ключевых точек эскиза на конечную версию своего произведения сквозь крошечные отверстия в бумаге, дабы не утерять намеченных пропорций.

Но.

Да будет Вам известно, уважаемый читатель, что госпожа Кьяра Фанчелли являлась супругой Пьетро Перуджино. То есть женой наставника Рафаэля Санти. Более того: маэстро Перуджино не раз изображал свою супругу именно в образе Марии Магдалины. Некоторые из этих портретов до сих пор хранятся (и экспонируются) в крупнейшем из дворцов Флоренции.

Далее. Группа экспертов, утверждающая, что найденная ими картина принадлежит кисти Рафаэля, заявляет: «Пьетро Перуджино никогда не использовал технику переноса Леонардо». Что, очевидно, является неправдой. Наши уважаемые коллеги, номинанты премии Сильвии дель Орсо, работающие в итальянском издании «Окна в искусство» и крайне щепетильно относящиеся к достоверности публикуемых ими материалов, утверждают прямо противоположное. По их словам, Перуджино был не просто знаком с «точечным переносом», но не раз успешно использовал его на практике. К слову, сам метод не был разработан да Винчи, а лишь заимствован великим изобретателем у своих предшественников. Заслуга гениального Леонардо в данном случае сводится к тому, что на его полотнах толщина угольного напыления не превосходила пары микронов. Что поразительно с технической точки зрения, но не является новым словом в самой методике живописи.

И наконец. Прежде чем заявлять о том, что попавшая им в руки картина принадлежит кисти Рафаэля Санти, а не Пьетро Перуджино, означенной «группе экспертов» стоило озаботиться своим имиджем. И хотя бы не афишировать того, что в их рядах находится небезызвестная сеньора с очень красивой фамилией, начинающейся на литеру «М». Дело в том, что госпожа М уже имела сомнительную честь атрибутировать произведение искусства до того, как его подлинность подтвердила экспертиза. Дело касалось (якобы) собственноручного эскиза Леонардо Да Винчи, и в целом ситуация была очень похожа на ту, что мы описываем выше. Даже если счесть присутствие М в эпицентре нынешней сенсации чистой воды совпадением; даже если посчитать, что М просто везёт на невероятно ценные находки эпохи Возрождения, теория вероятности всё равно будет не на стороне «находимцев». Да простит нам уважаемый читатель этот спонтанный неологизм...

Напоследок осмелимся дать зарубежным творцам нездоровых сенсаций наш скромный совет. Уж если их беспокойные натуры так и тянет побыть в роли Остапа Бендера от мира изобразительного искусства, можем порекомендовать более конструктивные пути приложения изыскательских талантов. К примеру: в самом сердце солнечной Франции, в считанных километрах к юго-востоку от прославленных Фонтенбло и Барбизона, располагается живописное местечко Море-сюр-Луан. Когда-то здесь жил и работал замечательный художник по имени Альфред Сислей. И был он столь же талантлив, сколь беден. Творцу частенько приходилось продавать свои картины за сущие гроши, дабы не протянуть ноги с голоду и не остаться ночевать на улице. А ведь его светлые, лиричные, проникновенные пейзажи в наши дни стоят миллионы евро! Фактически, потомки местных селян хранят на своих чердаках десятки (!) ценнейших картин. Которые «группам экспертов» не придётся выдавать за чужие, дабы прославиться на весь мир.

Альфред Сислей, «Море-сюр-Луан», 1892, холст, масло, 38,5 х 46,9 см, Амгуэдда Кимру музей Уэльса
Альфред Сислей, «Море-сюр-Луан», 1892, холст, масло, 38,5 х 46,9 см, Амгуэдда Кимру музей Уэльса

Вы спросите, уважаемый читатель: «Почему же жители коммуны Море-Луан-э-Орван до сих пор не озолотились?» Ответим: проблема — в правах на собственность и законах о наследовании. Рассказав властям о том, что на пыльном чердаке их родного дома хранится подлинник Сислея, местный житель рискует пойти по миру. Утирая злые слёзы налоговыми претензиями и судебными исками...

Зато профессиональным «находимцам» уровня сеньоры «М» сотоварищи не составит больших трудов скооперироваться с большими торговыми площадками и солидными юридическими конторами, дабы получить заслуженную славу. И худо-бедно «выйти в ноль» в смысле финансовых затрат, сопряженных с обретением шедевров Сислея. Так почему же европейские эксперты не стремятся толпами в Море-сюр-Луан, если осведомлены о сокрытом на тамошних чердаках потенциале не хуже нашего? Неужели всё дело в том, что высокие идеалы возвращения живописных шедевров интересуют их меньше, чем заработок на этом самом возвращении? И выдавать картину Перуджино за шедевр Рафаэля всем этим представительным господам и эрудированным дамам попросту выгоднее?

Пожалуй, это был риторический вопрос.

Автор: Лёля Городная

Вы прочли статью — спасибо. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель. Подписаться