Найти в Дзене
Записки у изголовья

Великий Новгород (2): продолжаю погружение в прошлое

Продолжение. Начало здесь.

Итак, в Новгородском Кремле-Детинце столько всего интересного, что за один день не посмотришь и даже в одной статье не опишешь. Тем более что не хочется утомлять моих читателей.

Главное здание Новгородского музея (Здание Присутственных мест). Название восходит к XVIII веку, но здание построено в XIX, вместо сгоревшего. А львы были отлиты и установлены здесь уже в советское время — в 1958 году.

С 10:00 до 18:00. Выходной – вторник; санитарный день – последний четверг месяца.

Добавьте описание
Добавьте описание

Один за другим идут залы, посвящённые богатой истории Новгородской земли. В начале, как водится (хотя и не везде) – глубокая древность: каменные орудия, горшки...

Идол VIII-IX вв.

Добавьте описание
Добавьте описание

Рисунки на камне.

Добавьте описание
Добавьте описание

Опять берестяные грамоты. Вот они, подлинные грамотки мальчика Онфима!

Добавьте описание
Добавьте описание

Содержание грамот бывает очень интересным, иногда прямо чувствуется живая, разговорная интонация:

"Поклон от Семена невестке моей. Если ты еще не поминала, то [имей в виду:] у тебя солод был. Солод ржаной в подклете. Ты возьми пригоршню (?), а муки сколько нужно, и испеки [пирога] в меру. А мясо на сеннике. А что [касается того, чтобы] дать рубль Игнату, то ты дай".

Добавьте описание
Добавьте описание

А это первый берестяной документ иноземного происхождения. Если бы не описание, я бы, конечно, ничего не увидела. А здесь, между прочим, написано начало 91-го псалма на латыни и расчёты в кунах. Готическим шрифтом и явно человеком, опытным в письме на бересте.

Добавьте описание
Добавьте описание

Древнейшая (!) надпись на карельском языке. Это заклинание, языческая молитва: "Божья стрела десять имён твоих. Стрела та принадлежит богу. Бог судный направляет". Божья стрела – это молния.

-8

Хороший традиционный музей: витрины с экспонатами.

Добавьте описание
Добавьте описание

Исторические события проиллюстрированы копиями рисунков из летописей.

Добавьте описание
Добавьте описание

Очень много экспонатов, указывающих на торговые связи Новгорода с другими странами.

И опять потрясающее мастерство древних резчиков по кости.

Добавьте описание
Добавьте описание

Ключи, замки, ножи и даже бритвы...

Украшения: гривны, кольца, бляхи, серьги...

Добавьте описание
Добавьте описание

Стеклянные изделия, которые производили в здешних краях и которые очень ценились в раннем средневековье.

-15

Остатки кожаных изделий. Сохранность поражает. Или это всё-таки "реплики"? Но нигде не указано.

Обувь! И сапожные колодки.

Добавьте описание
Добавьте описание

Гусли.

Оружие уже довольно позднее.

Добавьте описание
Добавьте описание

Игры. Вот это доска для игры в "мельницу". Правил не знаю.

Добавьте описание
Добавьте описание

Детские игрушки!

-21

Знаменитые новгородские деревянные мостовые и остатки срубов.

Если не ошибаюсь, то в экспозиции были ещё залы, посвящённые разным ремёслам. Там не только были выставлены изделия и орудия, которыми их изготавливали, но и демонстрировалось видео, на которых современные реконструкторы работали этими инструментами. Но всего не сфотографируешь...

Был также отдел, посвящённый храму Спаса на Нередице (1198 г. постройки). Храм находится совсем недалеко от Новгорода, практически в городской черте (потом я его увижу, хоть и издалека). Но включить его посещение в свою программу я не смогла. Практически все его уникальные фрески погибли во время Великой Отечественной войны. Видимо, в музее хранится то, что осталось, — а также копии, сделанные ещё раньше...

Иконы воспроизводят битву новгородцев с суздальцами, приключившуюся в XII веке. Называется "Чудо от иконы "Богоматерь Знамение": легенда рассказывает, что Новгород тогда спасла чудотворная икона Богоматери. Интересно, конечно, посмотреть на древние изображения великого города!

Роскошные лестницы ведут на второй этаж.

Там ещё три экспозиции: "Древнерусское резное дерево XIV - XVIII вв.", "Русская икона XI-XIX вв." и "Пути к Победе" (о Великой Отечественной войне", но я на неё не попала: закрылись на обед).

Но начать, наверное, нужно с этого:

-26

Это дубовое бревно с Рюрикова городища. Исследовав 15 образцов, учёные пришли к выводу, что крепость построили около 862 г.

Спил, имеющий 160 годичных колец, с указаниями некоторых дат, пережитых деревом.

-27

Резное дерево разнообразно: от фрагментов домов до всякой мелочёвки. Опять же представлены инструменты, которыми работали мастера.

Резные колонны XI века.

-29

В зале иконописи не только сами иконы, но и драгоценные оклады с них:

-30

Целые иконостасы из церквей:

-31

Опять резное дерево (не помню, откуда эти воротца и что это вообще такое). Но краси-иво!

-33

На этой иконе очень изящные лошадки.

Вот эти настолпные иконы привлекли меня какой-то "западной" манерой письма. Они изображают трагические события, но посмотрите на этих пижонистых стражников!

Впрочем, что удивляться: это уже XVIII век!

Есть и деревянная скульптура, в целом не характерная для древнерусского искусства.

В общем, музей я покинула полная впечатлений, а впереди у меня было ещё одно уникальное место.

Церковь Федора Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.) внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она находится на улице Фёдоров Ручей, 19А, сравнительно недалеко от гостиницы, в которой я жила. Но открыта она с пятницы по вторник и только с 10.00 до 17.00 (второй вторник месяца — санитарный день). Поэтому надо было успеть.

Сначала я обошла её со всех сторон. Просто замечательно, что она не загорожена никакими домами и заборами! А ветки, попавшие в кадр, мне даже нравятся.

Церковь недействующая, это музей. Вход 250 руб.

Церковь Феодора Стратилата хороша сама по себе (в ней находят черты "северной готики").

Но знаменита она своими фресками. Церковь расписана не позднее 1378 г. с участием византийских мастеров, о чем свидетельствуют греческие надписи.

Когда-то её покрывала примерно такая роспись:

-40

Увы, мало что сохранилось. А то, что сохранилось, очень трудно разглядеть.

В куполе изображения Христа Пантократора, окруженного небесными силами, и пророков.

-41

Честно говоря, я, несмотря на поясняющие стенды, почти ничего не могла рассмотреть. И только потом на фотографиях из этого хаоса пятен проступили какие-то изображения.

На стенах и в оконных проёмах сохранились нацарапанные надписи и рисунки --граффити. Увы, проход к ним закрыт.

-44

Можно полюбоваться их копиями.

-45

Алтарь.

Двери.

Я спросила у приветливой и разговорчивой сотрудницы (одной-единственной на всю церковь), будет ли проводиться дальнейшая реставрация церкви. Она ответила, что всё возможное уже сделано: остаётся только поддерживать фрески в нынешнем состоянии. С одной стороны, грустно. С другой — зато они подлинные, а не новодел.

На этом мой первый день в Великом Новгороде ещё не закончился. Я долго сидела на скамейке в тенистой аллее неподалёку от церкви, потом изучала окрестности; попыталась поужинать в чайхане "Сказка", которую так хвалят в интернете (не было мест) — и таки поужинала в скромной столовой... Но о приятном месте, где я жила, я расскажу в следующий раз.

Другие статьи о Великом Новгороде:

Русь изначальная

Прогулки по Торговой стороне

Свято-Юрьев монастырь, Витославлицы, экскурсия по Волхову

Вокруг Детинца и не только

Великий Новгород не перестаёт удивлять