Найти тему

В Общественной палате РФ проанализировали перспективы развития профессии учителя

В преддверии Дня учителя 3 октября на площадке Общественной палаты РФ состоялась экспертная дискуссия на тему «Молодые учителя. Разговор на тему возможностей и перспектив развития профессии». В обсуждении приняли участие эксперты Международного детского клуба из Беларуси и Казахстана, молодые педагоги и заслуженные работники сферы воспитания из России.

Тема актуальна не только в преддверии Дня учителя и в Год педагога и наставника, но и для будущего страны, считает первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по добровольчеству и молодежной политике Елена Родионова. В своем приветственном слове она отметила, что порой учитель проводит с детьми больше времени, чем родители, влияя не только на компетенции, но и на формирование ценностей учеников.

-2

«Нам важно поговорить о проблематике сферы и заострить внимание на том, что мы можем сделать лучше. Мир стремительно меняется, меняется в технологиях, в осознании себя, в подготовке молодых специалистов», — подчеркнула она.

Член ОП РФ поделилась итогами опроса, проведенного АНО по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АСТИК): молодые педагоги ответили на вопрос о том, какую проблему они считают наиболее актуальной. В тройке лидеров оказались большое количество документации и бумажной волокиты, низкая заработная плата и трудности в коммуникации с родителями обучающихся. Были также названы нехватка наставнической помощи в разработке уроков, трудности во взаимодействии с коллегами и администрацией учебной организации, сложность и многозадачность профессиональной деятельности, высокое эмоциональное напряжение.

«Пусть у каждого прозвучит какое-то важное предложение, как улучшить школьную жизнь так, чтобы молодых, интересных преподавателей приходило больше», — обратилась Елена Родионова к участникам дискуссии.

Слово предоставили молодым педагогам. Магистрантка Московского педагогического государственного университета Юлия Кузнецова рассказала, что к поступлению в педагогический вуз ее сподвигла семейная династия. По ее мнению, выпускники педвузов не хотят работать по специальности в первую очередь потому, что на учителя возлагается большая нагрузка не только в виде непосредственного преподавания, но и огромного количества административной работы. Кроме того, молодые учителя отмечают, что порой к ним относятся с пренебрежением родители и старшие коллеги, хотя именно молодые учителя гораздо тщательней готовятся к урокам, применяют передовые технологии.

-3

«На практике студентам не дают полноценно погрузиться в школьную рутину. В результате, придя на работу в образовательную организацию, они оказываются не готовы выполнять большое количество ежедневных задач. Я бы предложила осознанную и более длительную практику для студентов», — сказала Юлия Кузнецова.

Ее дополнил учитель истории МБОУ СОШ № 13 города Калуги, призер городского конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание» Евгений Коваленко. По данным исследования, проведенного «Яндексом», рассказал он, каждый третий учитель спустя год уходит с работы.

«Чаще всего это происходит из-за отсутствия диалога между учителем и образовательной организацией», — уточнил молодой педагог.

Интересный опыт представили коллеги из Республики Казахстан. Председатель единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан» Динара Садвакасова рассказала, что в Казахстане педагога защищают на законодательном уровне — 11 января 2020 года был принят закон о статусе педагога, который защитил права учителей.

«Например, если кто-то обидит или оскорбит учителя, то будет должен выплатить штраф, при повторном проступке — штраф больше или пять суток ареста. Никто не в праве привлекать учителя к деятельности, которая не относится к его профессии. Запрещено привлекать педагогов к политической агитации. Для учителей была снижена ставка — с 18 до 16 часов. За молодым специалистом на полгода закрепляется наставник, который сопровождает и направляет его в начале профессионального пути. С 2020 года средняя зарплата учителя в Казахстане увеличилась на 25 процентов. Для повышения уровня подготовки кадров при поступлении в педагогический университет был повышен пороговый балл — с 50 до 70», — поделилась спикер.

Идею наставничества поддержала директор научно-практического центра «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» Ирина Фришман: «Сегодня в школы приходят педагоги, воспитанные на онлайн-лекциях, онлайн-практике. Никак не обойтись им без наставников, которые должны быть не просто методическим, а больше нравственным ориентиром».

Сегодня и дети воспитываются в информационной среде и никто не знает, как с ними выстроить педагогический процесс, заметила Елена Белорыбкина, эксперт центра поддержки родителей «Вместе ради будущего».

-4

Нужны свежие исследования в психологической науке, считает она. Кроме того, эксперт заявила о необходимости создания молодежного педагогического движения — по ее мнению, педагогическое творчество можно развивать только в сообществе.

Эксперты предложили внести в резолюцию круглого стола предложения по развитию системы педагогических классов, введению института наставничества над молодыми педагогами, организации международной онлайн-встречи педагогических колледжей для обсуждения возможностей и перспектив развития профессии, созданию движения молодых педагогов, инициации социологического и психолого-педагогического исследования подрастающего поколения для выработки новых подходов к педагогическому процессу, продлению педагогической практики студентов в школе до одного года с полным погружением в работу образовательной организации.

Источник: Общественная палата РФ