Жан Тигана. Часть 1. "В 1984-ом футболисту 29 лет и он простой, скромный парень на поле и вне его, который обрел всеобщее признание"
...Как и многие выдающиеся игроки профессионального футбола, отмечает обозреватель К. Синклеер, Жан Тигана провел свои детские и юношеские годы в суровой нужде, без сантима в кармане лет до двадцати. Он жил в Марселе, куда переехали его родители из Мали, и остро нуждался. Семья была большой — 9 братьев и сестер, и мало кому было дела до Жана. А он увлекался в свободные минуты одним — футболом. Тигану, однако, никто не замечал. Он, словно мелкая рыбешка, проскальзывал в крупные ячейки сетей футбольных вербовщиков, охотников за футбольными талантами.
До 20 лет Тигану никто из них не приметил. Наконец он получил возможность показать свое умение в Кэйлоле. Но и там все были против Тиганы. Все и всё. Главным образом его слабая физическая подготовка. В те годы, как замечает обозреватель Ж. Ферран, в моде были игроки типа голландского «Аякса». Он диктовал стандарт: да, искусные, но обязательно высокие, сильные и мощные. А что Тигана? С его в те годы ростом 168 см.
Не получив возможности стать профессионалом, Тигана продолжал играть в любительской команде, одновременно зарабатывая на жизнь на фабрике по производству макарон. Затем ему помогли стать почтальоном, и именно тогда он получил возможность попробовать свои силы в клубе «Тулон». Но и оттуда его быстренько убрали, как вспоминает сам Тигана, «вышвырнули со ссылкой на то, что он игрок не их стиля». Тигана попытался договориться в команде «Мартиг», и наконец счастье улыбнулось. Его пригласили на пробу, на просмотр в Айон. Там он встретился с тренером Эме Жаке (в дальнейшем возглавляющем клуб «Бордо», где в 1984-ом играл Тигана).
Гибкий, со своеобразной ориентировкой, юркий и, что самое главное, умный и высокотехничный игрок понравился Эме Жаке. Вопреки популярной в то время моде на могучих бойцов, тренер на свой страх и риск подписал контракт с Тиганой.
Так был открыт Тигана! Одновременно было совершено и еще одно открытие: оказывается, Тигана многие годы играл со старым переломом, фактически с поврежденной ногой, даже не подозревая об этом сам.
Обозреватель К. Синклеер просто разводит руками:
За свою карьеру Тигана пережил и наполучал все виды травм, начиная от разрывов сухожилий и мышц, кончая травмами колена, и даже не раз оказывался в нокауте, теряя сознание. А сколько операций он перенес, сколько хирургов колдовали над ним! Вот почему, и Тигана этого не скрывает, больше всего он страшится в футболе того дня, когда очередная травма выведет его из строя навсегда.
Но вернемся к началу профессиональной карьеры Тиганы. Там, в Лионе, у тренера Жаке впервые в жизни он мог все время отдать футболу. Прежде всего тренер занялся улучшением его бега. Впервые Тигана получил возможность улучшить свой бег под руководством опытного специалиста. Точно так же впервые в лице Жаке он обрел тренера, который объяснял ему не только то, что он должен делать, но и как это делать.
Два года ушло у Тиганы на объемную работу по укреплению своих атлетических качеств, выработку выносливости, и эта работа себя полностью оправдала, когда мир впервые увидел Тигану с его отличной игрой на чемпионате мира 1982 года. Он поздно начал играть на высшем уровне, и причина этого секрета не составляет.
Это случилось в основном из-за моей конституции, из-за моих физических данных, или скорее отсутствия таковых, — говорит Тигана. — Многие клубы приглашали меня на пробу, но никто не хотел посмотреть, что я могу делать в игре, не предоставлял мне такого шанса и уж не пытался это увидеть... Вот почему я вышел на профессиональный уровень после 20 лет, а в сборную впервые меня пригласили, когда мне исполнилось 25.
Из интервью одному из зарубежных журналов (1984г.):
— Бразилец Зико также в молодости был тщедушным, ослабленным парнишкой, недоедал, воспитывался в бедной семье, но, как говорят, витаминное лечение быстро позволило ему окрепнуть.
— Я, право, не знаю, как это делается в Бразилии, я добился этого по-иному, своим упорством и упрямством. Я не хотел сдаваться, не хотел бросать, я просто трудился.
— Вы уже более 30 матчей сыграли за Францию, но не забиваете.
— Теперь 33 игры. В сборной я никогда не забивал. Я помогаю, и очень старательно, всем забивать. По-моему, я даже полузащитник оборонительного плана, но с выходами, причем постоянными, вперед. Лучше всего мне удаются передачи по центру вразрез. И игра в центре. Сам я редко оказываюсь на голевой позиции. Мой мир в футболе — это средняя линия. Я все тут знаю, все умею, и у меня нет желания что-то менять.
— С какой ноги вы бьете лучше?
— С правой либо с левой, мне все равно. Правая у меня столь же хороша, как и левая. Я могу сделать передачу вразрез любой ногой.
— Насколько индивидуализирована сейчас ваша тренировка?
— Я люблю бег трусцой, но не люблю тренироваться один. Если уж бегать, то всегда вместе с товарищами или еще с кем-либо, с теми кто любит работу на выносливость. Я получаю удовольствие, когда в тренировке обхожу их. Конечно, я не самый быстрый игрок в команде, но, вероятно, все же самый ввыносливый. Меня многие спрашивали: сознательно ли я улучшил выносливость после чемпионата мира. Да, сознательно, но я всегда любил бегать длинные дистанции. А с тех пор, как стал профессиональным футболистом, очень серьезно отношусь к своей работе на выносливость. Прежде, когда играл в любительском футболе, это было самое слабое мое место. Времени и возможности что-то исправить тогда не было. Теперь иначе.
— Еще в Испании в 1982 году французская сборная удивила многих. Но потом и доставила огорчения. Судя по всему, тот урок усвоили?
— Да, конечно. Но самым главным было, на мой взгляд, иное: в Испании мы избавились, как бы это сказать, от «комплекса неполноценности». Перестали считать себя хуже других. Мы поверили, что можем побить любого соперника. И нынешний чемпионат утвердил нас в праве претендовать на успех. Конечно, в футболе никто ничего не может гарантировать, однако не надо считать себя хуже, слабее других, когда есть у тебя иное право. Я верю, надеюсь, что молодое поколение французских игроков последует нашей дорогой.
— Что вы будете делать, когда закончите играть, станете тренером?
— Нет. Очень в этом сомневаюсь. Я предпочел бы стать администратором на клубном уровне либо тем, кого именуют «спортивным директором». В тренерской судьбе слишком много неопределенности, непредсказуемых факторов. Этим она мне не нравится. Я не чувствую себя в безопасности.
Жан Тигана завершил карьеру игрока в 1988 году. Он был трижды чемпионом Франции, дважды Обладателем Кубка Франции, играл за сборную Франции, где стал чемпионом Европы в 1984-ом и Бронзовым призёром чемпионата мира в 1986-ом. Футболист года во Франции 1984.
С 1993 году перешел на тренерскую работу.
Жан Тигана часто приезжал в Россию, где участвовал в ежегодно проводимом турнире среди ветеранов футбола "Кубке Легенд". Являясь постоянными зрителями турнира, мы тоже имели возможность видеть когда-то "упрямца Тигану", как его называл в одном из своих публикаций корреспондент одного из советских изданий П. Владимиров.
Благодарим, что читаете наш канал на Дзен! Отдельное спасибо за подписку, лайки и комментарии, они помогают развитию канала!
Источник: еженедельник "Футбол-хоккей". Фото: lebelinetois.fr, bangkokbook.ru, cdusport.com, memurlar.net