15 марта 2023 года на кинофестивале South by Southwest состоялась мировая премьера фильма "Тетрис", а 31 марта картина вышла на стриминговом сервисе Apple TV+. Главные роли исполнили Тэрон Эджертон, Никита Ефремов, Софья Лебедева и Энтони Бойл. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о борьбе за получение прав на распространение видеоигры «Тетрис» в конце 1980-х годов, в период Холодной войны.
Так как основное действие фильма происходит в Советском Союзе, да к тому же в эпоху Горбачёвской перестройки, то я никак не мог обойти вниманием это фильм, хотя бы потому, что за основу были взяты реальные события. К тому же мне интересно было посмотреть, неужели британцы с американцами смогут обойтись без антисоветской клюквы, или все пойдет по российским лекалам. Почему по Российским лекалам спросите вы? Ну хотя бы по тому, что российские режиссеры давно переплюнули тех же американцев, по уровню антисоветской клюквы в фильмах и искажении фактов. Но перед тем как приступить к обзору, приведу небольшую историческую справку, как происходили события на самом деле.
«Тетрис» был впервые написан Алексеем Пажитновым 6 июня 1984 года на компьютере Электроника-60, когда он работал в Вычислительном центре АН СССР. На создание «Тетриса» у него ушло около месяца. Пажитнов занимался игрой в отрыве от основной деятельности, которая заключалась в создании компьютерной системы распознавания человеческой речи, а также первых версий искусственного интеллекта.
В этой примитивной версии не было ни уровней, ни системы подсчета очков. Игра заинтересовала коллег, например, программиста Дмитрия Певловского, который помог Пажитнову связаться с Вадимом Герасимовым, 16-летним стажером Академии наук. Пажитнов хотел сделать цветную версию «Тетриса» для персонального компьютера IBM PC и попросил стажёра помочь. Герасимов создал версию для IBM PC менее чем за три недели, и с помощью Певловского потратил ещё месяц на добавление новых функций, таких как подсчет очков и звуковые эффекты. Игра, впервые выпущенная в СССР, появилась на Западе в 1986 году.
События фильма сосредоточены вокруг процедуры передачи авторских прав на «Тетрис» западным компаниям. На них претендуют венгерский бизнесмен Роберт Стейн со своей компанией Andromeda Software, компания Кевина Максвелла (сына медиамагната Роберта Максвелла) Mirror Soft, а также Хэнк Роджерс, представляющий интересы Nintendo of America. Однако первым «Тетрис» на Западе заметил именно Стейн, – он увидел игру в Венгрии.
Фильм умалчивает, как копия «Тетриса» добралась до Европы. Однако известно, что этому способствовал научный руководитель Пажитнова в Вычислительном центре Виктор Брябин, – в фильме его попросту нет. Он, увидев потенциал в игре, отправил копию для IBM PC знакомым из Института компьютерных наук (SZTAKI) в Будапеште. В Венгрии периодически проводились смотрины достижений стран Восточной Европы в сфере компьютерной техники и ПО. Именно там в 1986 году Стейн и увидел впервые игру Пажитнова.
Именно Стейн первым связался с Вычислительным центром АН СССР. Он предложил выступить лицензиатом и посредником «Тетриса» за фиксированный гонорар на Западе. Сообщение Стейна получил Брябин. Стейн поехал в Москву, где встретился с Алексеем Пажитновым для ведения переговоров о приобретении лицензии на игру. Пажитнов поблагодарил Стейна за внимание к его игре и сказал, что заинтересован в сотрудничестве – ни больше, ни меньше.
Получив такой ответ, Стейн обрадовался и поспешил перепродать лицензию на «Тетрис» другим компаниям. Например, компании Mirror Soft, принадлежащей семье медиамагнатов Максвелл. В свою очередь Mirror Soft начала продавать права на «Тетрис» третьим компаниям. Понесся снежный ком, хотя у Стейна не было контракта с СССР на руках, – только устная заинтересованность Пажитнова.
Дальше начинается жуткая неразбериха. «Тетрис» вовсю покоряет Европу и Запад на всех актуальных платформах: ПК, NES (у нас известна как Dendy), аркадные автоматы. Стейн уверен, что сумеет быстро подписать контракт с Советами. Однако Советы отказались продавать Стейну права на «Тетрис» на его условиях. Неразбериха эта длилась еще долго, русские требовали урегулировать вышедшую из-под контроля ситуацию, а соотечественники Роберта, особенно когда тетрис стал настолько популярной игрой на Западе, начали копаться в подробностях. Вездесущие журналисты из телерадиокомпании CBS выходят на Алексея Пажитнова и берут у него интервью. Стейну ничего не оставалось, кроме как подписать несчастный контракт на условиях русских.
Казалось бы, « ура, наконец-то! », но не тут-то было. Николай Беликов, сотрудник ЭЛОРГ, которому предстояло отстаивать права на тетрис, вспоминал: «Когда я прочитал контракт с Andromeda Software, мне стало плохо. В этом соглашении было указано, что первый платеж должен был пройти в течение трех месяцев. Договор был подписан 10 мая 1988 года, а уже был октябрь. После этого я стал думать, что делать с этим договором и как заставить Andromeda Software платить деньги».
За рубежом британская Mirrorsoft, уже убедившаяся в перспективности тетриса, просит Стейна приобрести у русских права на консольную и аркадную версии, а сама тем временем продает (не имея на то разрешения) права на аркадную версию игры американской компании Atari , которая, в свою очередь, сразу же перепродала их японской SEGA , на тот момент одной из крупнейших игровых компаний в мире.
Andromeda Software в лице Штайна, присылавшая в ЭЛОРГ телексы с просьбой начать переговоры по новому лицензионному договору, получила однозначный ответ: сначала выполните условия первого договора, только после этого мы начнем переговоры по следующему контакту. И тут к этому делу подключился еще и Хенк Роджерс.
Фильм начинается с того, как Хенк Роджерс представляет на выставке в Лас Вегасе, новую видеоигру, которая никого из посетителей не интересует, так что всю люди проходят мимо него не останавливаясь. Мало того, его помощница играет в игру конкурентов, этой игрой и оказывается ТЕТРИС.
Игра Хенку очень понравилась, и вот он, уже рассказывает менеджеру банка, про эту видеоигру, во всю её расхваливая, дескать это настоящий хит, игра как поэзия, гармония искусства и математики, он играл в неё всего пять минут, но ему какую ночь снятся падающие фигуры и так далее. Из разговора с менеджером выясняется, что представитель Mirrorsoft на выставке CES продал Роджерсу права на распространение «Тетриса» в Японии для ПК, консолей и игровых автоматов.
Что бы заинтересовать менеджера, Роджерс рассказывает ему про Алексея Пажитнова, который работая днем в государственной конторе в Советском Союзе, по ночам разрабатывал видеоигры. Ну а зрителям демонстрируют типа Советские реалии, снятые в Шотландии, при этом как всегда цветовая палитра сострит из пятидесяти оттенков серого, ведь иначе МОРДОР никак не показать.
По словам Рождерса выходит, что Пажитнов разрабатывал свою игру дома, на допотопном и ужасном компьютере, на котором даже не было видеокарты, поэтому падающие фигуры в игре состояли из скобок. Но Алексей и его друзья с работы, довели игру до мирового уровня, в ней появились цвета и восьмибитная музыка, поэтому вскоре дискеты с игрой разлетелись по всему Советскому Союзу.
Но так как игра была разработана в Советском Мордоре, для того что бы она попала на благословенный ЗАПАД, понадобился настоящий герой, которым оказался Роберт Стайн.
Однажды Роберт Стайн, увидел игру тетрис, на одном компьютере в Будапеште, заинтересовался ей и начал бомбардировать Московский вычислительный центр запросами по поводу получения лицензии на игру для продажи её на западе.
Но начальство Алексея не знает можно ли продать лицензию на игру, поэтому они идут в госучреждение Elorg, где им говорят, что это сделать можно, так что они могут отправлять Стейну факс. Получив факс от русских, что лицензию получить можно, Роберт Стайн тут же поспешил в Лондон на встречу с Робертом Максвелом.
Капиталист и миллиардер представляет Стайну своего родного сыночка, чванливого Кевина-генерального директора компании Mirrorsoft. Папаша узнав что игра прорвалась за железный занавес, этому радуется и планирует начать с распространения игры на ПК, потом на автоматах.
Затем Роджерс рассказывает менеджеру банка, как он вчера отправился в штаб-квартиру Nintendo в Японии и как хитростью добился аудиенции у генерального директора Хироси Ямаути. Так как аудиенция Роджерсу не была назначена, он проскользнул к директору , под предлогом что ему нужно в туалет, охранник и секретарша на входе ничего не заподозрили.
Роджерсу удается убедить генерального директора в ценности «Тетриса». Ямаути предлагает выкупить права на игру за пятьсот тысяч долларов, но Роджерс отклоняет предложение о выкупе прав на «Тетрис», предлагая вместо этого партнерство, на что Ямаути соглашается.
Роджерс просит у менеджера банка кредит в три миллиона долларов на производство картриджей и игровых автоматов для Nintendo, соглашаясь на повышенные процентные ставки и предоставляя в качестве залога свою квартиру.
Кредит Хенку выдали, но его жена ознакомившись с договором, выражает скепсис по поводу того что с Тетрисом что-то получится, она опасается что они могут остаться без дома. Но Хенк показывает на детей, которые с азартом играют на компьютере в тетрис, и говорит, что это может сработать.
Дальше нам демонстрируют мрачёные советские реалии. Алексей Пажитнов, одетый в ватник и шапку ушанку, играет с детишками в теннис. Тут к нему подходят люди в хороших и дорогих костюмах и представляются как представители ЦК коммунистической партии.
Человек из ЦК представляется как Валентин Трифонов и говорит, что ему захотелось лично познакомится с разработчиком, из-за которого чуть не распался весь Советский Союз. Оказывается, что советские госслужащие настолько увлеклись игрой, что больше они ничего не делали, поэтому пришлось разработать программы блокировки на всех их компьютеры.
Ну а злобного госслужащего интересует, вот продал Пажитнов права на игру, а доход разработчик хоть какой- то имеет, Алексей недоуменно качает головой, но чиновник не верит, что разработчик не поучает денег.
Пока злобный чиновник кошмарит Пажитнова, с Хенком связывается Кевин Максвел, который на голубом глазу заявляет, что они уже продали права на игру тетрис, компании СЕГА. После звонка Кевина, Хенк говорит сотрудникам своей компании, что они потеряли права на игру для игровых автоматов.
Роджерс снова встречается с Ямаути и просит выдать ему аванс, но вместо этого его отправляют в штаб-квартиру Nintendo of America в Сиэтле.
Когда Роджерс оказывается в штаб квартире в Сиэтле, ему дают подписать бумагу о неразглашении, после чего показывают ему готовящееся портативное устройство Nintendo под названием Game Boy с игрой Супер Марио. Роджерс убеждает президента Минору Аракаву и старшего вице-президента Говарда Линкольна комплектовать Game Boy «Тетрисом» и обещает получить лицензионные права на портативную версию игры. Для ведения переговоров, Хенк отправляется в Лондон на переговоры с Кевином Максвелом
В это время у Максвелов находится Роберт Стайн и тут внезапно оказывается, что капиталисты обманули советскую сторону, которая не давали им лицензию на выпуск тетриса на игровых автоматах, к тому же советская сторона не получила денег, за выпуск игры на ПК
Тут как раз и появляется Роджерс, жадные до денег капиталисты ему сообщают, что все лицензионные права на выпуск игры на всех платформах по всему миру остаются у Стейна. Роджерс пытается приобрести права на выпуск игры на портативных устройствах, но жадный капиталист ему отказывают.
После того как Хенк уходит, Роберт Максвел приказывает Стейну, обеспечить получение лицензии для выпуска игры на карманных устройствах. Кевин задает отцу вопрос о миллионах фунтов, пропавших из пенсионного фонда сотрудников, но Роберт говорит что тут нет ничего серьезного и не надо об этом волноваться.
На улице Хенк вылавливает Роберта Стайна и пытается с ним договорится по поводу лицензии для выпуска игры на карманных платформах, Стайн виляет хвостом, мутит воду и все такое прочее, но в общем то вроде бы как соглашается продать лицензию на игру за 25 тысяч долларов.
Но когда Хенк находится уже в доме в Японии, ему звонят по телефону из Сиэтла и сообщают, что Стайн пообещал права на портативную версию игры компании Atari за 100 000 долларов, в то время как у него вообще не было никаких прав на игру.
Тут же выясняется, что Стайн обманул и Максвеллов, заключив контракт с кампанией Atari за их спиной, так что Кевин решает отправится в Москву самостоятельно для ведения переговоров с русскими.
Так же в Москву по туристической визе хочет отправится и Хенк, для того что бы получить лицензию на игру от самого Алексея Пажитнова. В общем, несмотря на предупреждения о том что в Советском Союзе всюду шастают КГБШНИКИ, для которых все американцы враги, Хенк летит в Москву.
В советском аэропорту, Хенк наблюдает как мрачные милиционеры, лупят мордой об стол какого-то человека за контрабанду. Ну а с документов Хенка делается ксерокопия, которая попадает в руки к зловещему КГБШНИКУ.
В следующей сцене, Хенк селится в мрачной советской гостинице и спрашивает у администраторши, где он может найти правительственную компанию Elorg, но ему ничего не говорят. Когда Хенк уходит , администраторша тут же звонит в КГБ и сообщает что у них остановился новый гость.
Пока Хенк ищет где находится компания Елорг, Алексей Пажитнов дает женщине на улице пакет с едой, ибо в магазинах на полках вообще пусто. Ну что тут сказать, да дефицит товаров в советских магазинах в конце восьмидесятых годов был, но люди не голодали так, как нам это показывают в фильме, тем более что те же продукты, можно было купить на рынке, хоть и дороже чем в магазине К тому же дефицит тех же продуктов питания, был создан искусственным путем.
И лучшее тому доказательство: 1 января 1992-го года началась гайдаровская «шоковая терапия», а 2 января полки продмагов уже были заполнены. Продукты с каждым днем дорожали иногда более чем на 30 процентов. Это был удар по бюджету семей. Если до «терапии» за 10 рублей, например, можно было купить хлеб, молоко, яйца и зелень (пусть и после очереди), то потом за эти 10 рублей можно было купить только хлеб.
К тому, вы не поверите, но пустые полки в магазинах, можно увидеть даже в наше время в капиталистических странах, например в США, где доходило до того, что в продаже не было туалетной бумаги. Или вы думаете что на фото выше, изображена типичная советская семья? Ну ладно, движемся дальше.
Тем временем, Хенк знакомится с переводчицей по имени Саша, которая хоть и работает на КГБ, но соглашается ему помочь в поисках компании Elorg. Когда Хенк добрался до места, Саша говорит, что тут ему не Америка и наведываться в госучреждение без приглашения незаконно, но главного героя это не останавливает.
Хенку удается встретится с президентом компании ELORG Николаем Беликовым, через переводчицу , он объясняет, что он хотел бы приобрести лицензию на игру «Тетрис» для японской компании Nintendo.
Однако Беликов говорит, что он никогда не слышал о Nintendo и утверждает, что ELORG продала лицензию на «Тетрис» только для ПК, после чего обвиняет Роджерса в краже и предлагает ему убираться, иначе он будет арестован и отправлен в тюрьму. Роджерс обещает разобраться в ситуации, тогда Беликов говорит ему вернуться на следующее утро.
Разговор Хенка с Беликовым, прослушивают злобный КГБШНИК. Когда Хенк выходит из здания компании КГБШНИК находится тут же, он предлагает главному герою сесть к нему в машину
В машине, злобный чекист угрожает Хенку и велит ему отправляться домой, разумеется ничего такого, в реальности не было, чекисты тем более так грубо, в сделку с тетрисом вообще не вмешивались..
Уже ближе к ночи, в аэропорту Шереметьево приземляется самолет Кевина Максвелла, где его встречает партийный работник Валентин Трифонов, который обещает сыночку миллиардера содействие в приобретение прав на игру.
Утром, Роджерс встречается с Беликовым и Пажитновым. Во время разговора, Беликов вновь называет Хенка вором, тут в ход переговоров еще вмешивается Трифонов со злобным чекистом.
Трифонов ставит Роджерса перед выбором: вернуться домой или столкнуться с последствиями своих преступлений, связанных с мошенническим использованием туристической визы для ведения бизнеса и фальшивым лицензированием. Однако несмотря на угрозы, Роджерс уезжать отказывается без лицензии на игру Тетрис
Когда Беликов, Трифонов и злобный чекист уходят, Хенк начинает вести переговоры с Пажитновым насчёт игры тетрис, обещая что советский программист станет миллионером. Однако Пажитнов вообще сомневается, что он получит хоть какую то прибыль со своего детища, ведь у него нет права получать деньги за свою игру.
Дальше Роджерс, пытается доказать Беликову, что он не является вором, так же он узнаёт, что компания ELORG не продавала Стайну права для версии игры тетрис на игровых автоматах, единственная лицензированная версия была только для персональных компьютеров.. Хенк Роджерс заявляет, что Стайн и Максвелл подают по всему миру версии игры для игровых автоматов и для приставок.
Пока Роджерс изучает представленную ему копию контракта советской стороны со Стайном, Стайн тоже находится здесь и пытается договорится с Беликовым насчет приобретения лицензии на игру для приставок и игровых автоматов, но его пока что игнорируют.
Беликов встречается с Кевином Максвеллом, который так же находится здесь, показывает ему версию игры для Нинтендо и спрашивает у него, продавали ли они разрешение этой игры Хенку Роджерсу. Кевин пытается увильнуть от ответа, тогда Беликов назначит ему встречу на завтра и уходит.
Роджерс просматривает первоначально подписанный Стайном контракт и говорит Беликову, что из-за нечёткого определения слова «компьютер» Стайн технически получил права на версию «Тетриса» для домашних консолей, хотя и украл права на выпуск игры на игровых автоматах.
После разъяснения Родженрса, советская сторона готовит новый контракт, согласно которому Стайн должен выложить 150 тысяч долларов за получение лицензии на выпуск игры на игровых автоматах. Стайн пытается вывернуться, он говорит, что ему сначала нужно подумать и прочитать более внимательно новый контакт. Затем Беликов приходит к Роджерсу и назначает ему встречу на следующе утро.
Роджерс просит Пажитнова подвезти его до отеля, во время езды он пытается завязать светскую беседу и приглашает его к себе в отель на ужин. Алексей отвечает холодно, но, несмотря на то, что ЯКОБЫ гражданам СССР запрещено принимать иностранцев у себя дома, он даёт Роджерсу свой домашний адрес и приглашает его к себе в гости.
В это время, Трифонов встречается с Кевином и говорит ему, что он верит в то, что Советский Союз скоро рухнет, поэтому он намекает, что Кевин должен дать ему взятку за помощь в получении прав на игру. Но Кевин отказывается давать советскому партработнику взятку.
Однако взятку Трифонову, в размере 100 тысяч американских долларов, соглашается дать Роберт Максвелл, во время телефонных переговоров. Но Трифонову ста тысяч мало, он требует что бы на его швейцарский счет, было переведено 800 тысяч долларов, Максвелл сбивает сумму до 400 тысяч, но при этом капиталист ставит условие, что Кевин не должен ни о чем узнать.
На этом я пожалуй первую часть обзора закончу, чем окончился сюжет фильма и как дела обстояли в реальности, вы узнаете во второй части обзора этого фильма. Если вам понравилась статья то ставьте лайк, да пишите комментарий, да и на канал подписываться не забывайте.