Почему сын нашего собеседника сменил шесть школ? Пишут ли современные учителя планы уроков? Отчего молодым специалистам сегодня сделать карьеру легче, чем в былые времена? Главный по образованию в городе ответил на все наши даже самые неудобные вопросы.
«Еще лет семь мне школа снилась»
- Чтобы стать учителем в нашей стране, нужно мужество. Александр Викторович, вы согласны с таким утверждением? Если говорить начистоту, то многие уверены, что быть учителем - это невыгодно, немодно, непрестижно и очень тяжело.
- Мужеством? Нет. Как бы избито это ни звучало, учительство - это все-таки призвание. Существуют педагогические династии, где ребенок изначально впитывает родительскую любовь к профессии и готов пойти в эту сферу, несмотря ни на что. Для других главный фактор выбора профессии учителя - любовь к детям.
Скажу о себе. Первый опыт учительства у меня случился, когда я сам еще был в 8-м классе. Заболел учитель математики, и заменить его некому. Меня отправили провести урок у пятиклассников. Точные науки я любил, поэтому не возражал. И вот в тот момент меня, видимо, что-то зацепило. Я понял, что мне это нравится.
- Александр Викторович, вы же получили классическое высшее образование, окончив физический факультет КубГУ. Кем вы тогда хотели стать: научным сотрудником, преподавателем или чиновником? И как все-таки попали в школу?
- Про чиновника точно не думал. А в университете я получил двойную специальность: инженер и преподаватель. Защитив диплом, работал на производстве инженером-конструктором. Любил возиться с железом. За 7 лет дорос до замначальника конструкторского бюро. Но в непростые 90-е завод закрылся.
А я вспомнил, что у меня есть вторая специальность. Тем более что во время учебы в университете проходил педагогическую практику в своей родной школе №39. Так судьба все равно привела меня в школу.
Я не пожалел об этом ни минуты. Мне всегда нравилось работать с детьми. Жизнь идет не останавливаясь, и 15 лет в школе пролетели быстро. Вот я уже 24 года чиновник. Но по тем учительским дням до сих пор скучаю. Еще лет семь мне потом школа снилась.
Упрощаются правила ведения уроков
- Думается, все-таки определенная смелость для работы в школе необходима.
- Разве что становишься публичной личностью. Ну, представьте, ты заходишь в класс, а за тобой внимательно наблюдают 40 пар глаз учеников. Дети - разные. Кто-то настороженно тебя принимает, а другой задает самые смелые вопросы. И ты должен уметь правильно отреагировать. А еще - объяснить сложное простым языком. Это дано не каждому. Иногда слушаешь преподавателя и не можешь понять, о чем он говорит. Он при этом с таким упоением что-то рассказывает, и видно, он влюблен в свой предмет, но не может объяснить того, что сам прекрасно понимает.
Я всегда готовился к уроку очень тщательно. Даже картинки рисовал. Некоторые дети лучше воспринимают информацию зрительно, другие - на слух. Я запомнил слова своих преподавателей: «Вы должны урок вести не в одном русле, а многообразно».
Сейчас, конечно, упрощаются все правила ведения уроков. Раньше требовалось в обязательном порядке подготовить план. Сегодня такого нет. А я, честно скажу, советую молодым педагогам придерживаться старых традиций.
- А сегодня учителя не пишут планы? Для меня это тоже открытие.
- Те педагоги, которые прошли советскую школу, конечно, составляют план уроков. Но сегодня это действительно необязательно. Хотя, если заранее расписываешь урок по полочкам, ты четко видишь, укладываешься ли ты со своим материалом по времени. Вступительная часть, к примеру, 10 минут, опрос - 15 минут, затем - новый материал и закрепление.
Классическая модель, отработанная на многих поколениях, и сегодня прекрасно работает. Кроме того, заранее проигрываешь все возможные вопросы от учеников и подводные камни. Не надо выкручиваться экспромтом. Ведь может возникнуть любая ситуация, которая выбьет тебя из колеи. Ты можешь потеряться и за 40 минут не дать весь запланированный материал.
Хотя сегодня, разумеется, есть такая тенденция и выпущено много нормативных актов по снижению документальной нагрузки на учителя. Педагог должен давать урок, а отчетов писать меньше.
- Может, это и правильно? Еще с врачей сняли бы часть нагрузки по написанию документов, думаю, пациентам это тоже пошло бы на пользу.
- Согласен. Плюс сейчас нет «живых» дневников и журналов. Хотя некоторые учителя болезненно переходили на электронные дневники, ведь там уже оценку поменять сложно: все зафиксировано. Родители сразу видят результаты обучения своего ребенка, задним числом выставить оценки за контрольную работу не получится. Бывало, раньше открываешь дневник, а там целые сочинения - переписка учителя с родителями. В наши дни такого уже не встретишь.
«Ты - выжатый лимон, когда через тебя проходит 100-120 человек»
- Александр Викторович, как думаете, можно ли окрестить профессию педагога словами: неблагодарное благородство. Не секрет, что нынешнее поколение молодых специалистов в любой области в первую очередь интересуется зарплатой. А с этим в школах негусто. Вы лично повысили бы педагогам зарплаты?
- Я всегда за. Не зря для педагогов предусмотрен выход на заслуженный отдых раньше, чем другим специалистам. Труд учителя морально достаточно тяжелый. Ты целый день находишься в общении. И даже вечером, уже дома, приходится что-то обсуждать с родителями. Знаете, когда за день через тебя проходит 100-120 человек, ты - как выжатый лимон.
Хочется в тишине посидеть, никого не видеть. Поэтому часто педагогические семьи страдают - на своих детей им трудно найти время. Я лично сталкивался с такими ситуациями.
- А вам на собственного ребенка хватило времени? Вырос он той гармоничной личностью, о которой вы мечтали? Оправдал сын ваши ожидания?
- Моему ребенку вообще повезло. У него и мама, и папа - педагоги. Он сменил шесть школ! Папа становился заместителем директора и, чтобы сын на глазах находился, забирал его к себе. Мама стала завучем - забрала к себе в школу. Папа - директор школы, опять сына перевели. Правда, последние четыре года он был самостоятельным. Сказал, что ему нравится школа, и он готов ездить через весь Краснодар. Так и ездил практически через весь город - из Фестивального микрорайона в математический лицей №4 на ул. Бургасской. Уровень подготовки в этом учебном заведении впоследствии позволил сыну поступить на физтех, получать именную стипендию в университете и окончить его с отличием. Позже он получил и юридическое образование.
- То есть сын к вам претензий, что был позабыт-позаброшен, не предъявляет?
- Нет. Мы старались уделять время единственному ребенку. Читали с ним книги вслух, много общались. А до 12 лет все летние каникулы он всегда проводил с нами в детском лагере. Единственное, на что может обижаться - на то, что мы отдали его в школу в 6 лет. В классе он оказался самым младшим. Сегодня сын работает в сфере информационных технологий.
- Ваша супруга, получается, тоже педагог?
- Мы познакомились с ней на первом курсе университета. Учились в одной группе. Поженились на 3-м курсе, сын родился на последнем курсе. В общем, все успели. Сегодня Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры в университете, преподаватель.
Начинать нужно с финансовой части
- Так как, по-вашему, нужно поднимать престиж профессии?
- Тут вы, наверное, правы - начинать нужно с финансовой части. Наша жизнь стремительно дорожает. Понятно, что для молодого специалиста у нас есть какие-то преференции, льготы. Но это разовые выплаты. Конечно, можно взять в школе побольше нагрузки, но не каждый такое выдержит. Поэтому зарплата у молодого преподавателя, если честно, совсем небольшая. Что такое 25 тыс. руб. при нынешней жизни? Это очень мало.
Уже год, как мы запустили компенсационные выплаты за аренду жилья. Сумма - 15 тыс. руб. каждый месяц. Сегодня мы с депутатами также прорабатываем вопрос компенсационных выплат по ипотеке. Точно так же, в размере 15 тыс. руб. Плюс оплата дороги при переезде в наш город. И бесплатное питание в школе. Последние две льготы мы рассматриваем для всех педагогов, не только молодых.
Средняя зарплата педагогов в городе сегодня составляет 42 тыс. руб. Понятно, что большинство учителей работает не на одну ставку в 18 часов, а больше. Средний коэффициент загруженности - 1,96. С 1 октября добавилась доплата 5000 руб. для всех учителей края ежемесячно. А так как на 4% поднимается коэффициент инфляции, на столько же проиндексируются и зарплаты педагогов. Конечно, все равно этого мало.
Школа будущего - это уже настоящее
- Тогда как уже сегодня мотивировать молодежь идти работать в школу?
- Мы, конечно, испытываем кадровый голод. Такого количества педагогов у нас в крае просто не готовят. Мы, как пылесос - забираем всех, кто выпускается. В марте провели большой съезд студентов, приехали ребята из Армавирского педагогического университета, Кубанского госуниверситета, Славянского филиала, из педагогических колледжей Ленинградского района и нашего города. И всех гостей мы привезли в новую школу №103 - показать, что такое современная школа.
Для некоторых ребят, которые сами учились в небольшой школе, экскурсия стала шоком. Когда они увидели зал, где вместо проекционного экрана стоит панель размером 6 на 8 метров. В кабинетах - интерактивные панели, которые раздвигаются-сдвигаются. В химкабинете рассмотрели лабораторное оборудование нового поколения. Прекрасные компьютерные классы, передвижные блоки с ноутбуками в кабинетах иностранного языка. Столовую, где есть школьный уголок и дети могут сесть, отдохнуть, выпить чаю. Начальную школу с отдельным входом. Ростовые шахматы в коридоре. Мягкую зону, где можно покувыркаться. В библиотеке расположена зона релакса. Перечислять можно долго.
Вот в таких замечательных школах мы предлагаем работать выпускникам педагогических специальностей. Немаловажный момент - сегодня у молодых учителей открывается реальная возможность для быстрого карьерного роста.
Учитель должен не только любить детей, но и быть профессионалом
- Можно о карьерном росте подробнее. Какими качествами должны обладать молодые специалисты, чтобы стать востребованными профессионалами в сфере образования? Ну, как вы уже сказали, должны любить детей?
- Это, безусловно, в приоритете. Однако педагог может любить детей, но при этом быть безграмотным человеком. Я сталкивался с таким в своей практике. И мне становилось стыдно за учителя, который плохо знал свой предмет. Подобных личностей к детям допускать нельзя. Любой преподаватель должен быть мастером своего дела. Понятно, что все приходит с опытом. Но есть очень грамотные, интересные выпускники. Если они еще и детей любят, из них получаются классные педагоги. Мы внимательно следим за их успехами, и у этих ребят открываются возможности для карьерного роста.
В свое время, когда я был директором школы, у нас не строили столько новых школ, и чтобы возглавить учебное заведение, требовалось минимум 5-6 лет проработать заместителем. Мне повезло - я быстро, всего за год, преодолел эту ступень. Однако я получил опыт в очень хорошей школе, и у меня была грамотная руководитель - директор школы-лицея №12 Наталья Ивановна Дудий.
Через год меня пригласили на должность директора большущей по тем временам школы №82, где в одну смену училось 1300 детей. Для 2000 года это была просто огромная школа - с двумя спортзалами, бассейном, приличной территорией. В те годы такого финансирования, как сейчас, не предусматривалось. Чтобы приобрести парты-стулья, приходилось тесно работать со спонсорами и родителями.
- Просить денег?
- Знаете, многие скандалы в школах, связанные с финансами, возникают в случае, если родители должным образом не проинформированы. С ними надо уметь разговаривать, объяснять. Когда родители вовлечены в школьную жизнь, у них не возникает подозрений, что что-то делается не так, а деньги собираются непонятно для чего.
Сегодня мы стараемся все финансовые взаимоотношения между родителями и школой обрубать, потому что школа сегодня финансируется нормально. Остаются, конечно, задачи, которые невозможно решить сиюминутно.
Работаешь, работаешь, а потом - бац - и вторая смена!
- Многие уверены, что учитель отработал свою смену и ушел домой. Однако все происходит совсем не так. Как в известном фильме: «Вот так всегда: работаешь, работаешь, а потом - бац - и вторая смена!». Как был расписан ваш день в школе?
- Когда я пришел молодым специалистом, меня очень интенсивно загрузили. К тому же мне поставили дополнительные занятия. Меня иногда жена ревновала. Ведь домой я приходил в 10 часов вечера, потому что после уроков стояло еще несколько кружков. Но мне это так нравилось! Забавно было наблюдать, как в компьютерном классе шестиклассник кидал идею проекта выпускнику, и они на равных начинали работать над ее воплощением. У меня всегда был полный кабинет детворы. Вечером, после работы, приходила очередь проверки тетрадей. На сон оставалось где-то часов шесть.
Я вел в школе много часов, пока не понял, что на все моего здоровья не хватит. У меня однажды просто «ушел» голос. Получил серьезное осложнение на голосовые связки. Врачи мне тогда сказали, мол, задумайтесь о том, сколько вы разговариваете.
А директор школы - это вообще круглосуточная работа.
Любая внештатная ситуация, к примеру, отключился свет или сработала сигнализация, дежурство в каникулы - это все директор. Все, как белые люди, куда-то уезжают отдыхать, а ты дежуришь.
И в отпуск не всегда уходишь. Учитель имеет право на отпуск в 56 дней, летом, когда нет занятий. Заместители идут по своему графику, по очереди. А директор, ну, может, на недельку выскочит на осенних или весенних каникулах. Да зимой на 2-3 дня, когда утренники закончились. И летом недели две.
Но, даже загорая на пляже, ты каждый день звонишь и узнаешь обстановку, потому что душа болит. Правда, если на лето запланирован капитальный ремонт, значит, пляжа не будет. Необходимо проконтролировать строителей, проектировщиков, своих уборщиков. Их подгоняешь, сам что-то подкрашиваешь: я всегда творчески подходил к процессу.
Чтобы все учились в первую смену, нужно еще 60 школ
- На сфере образования Краснодара лежит большая ответственность и нагрузка. Каждый год в наш город прибывают новые жители, и все дети без исключения должны сесть за парту. Сколько нам еще нужно построить, чтобы хватило всем детям для учебы в первую смену?
- Строить нам еще много. Мы подсчитали: для того чтобы все учились в первую смену, необходимо еще примерно 60 новых школ. И все они - по 1500 мест. Для сравнения: моя родная 39-я была рассчитана на 460 человек. А сейчас мы строим школы в три раза больше.
На днях проводили праздник в школе №102Ф. Там в одну смену могут учиться 1875 ребят. Огромнейшая школа! Актовый зал на 850 мест, как кинозал «Авроры». Гигантские экраны. Отдельные залы - хореографический, тренажерный, гимназический. Малый спортзал, большой спортзал. Представляете размах?
- Александр Викторович, а у вас остались приятные воспоминания о вашей родной школе?
- Ну конечно! Я учился в маленькой школе, всего два класса в параллели. Ты знал всю школу, тебя знала вся школа. Учителя были знакомы с твоей семьей. На учебу ходил с удовольствием. Мне легко давались предметы. Золотой медали у меня нет, но в аттестате все пятерки. Я был активным школьником: пионером, комсомольцем, комсоргом, капитаном команды на турслетах, командиром Поста №1.
Считаю, что мне дали хорошую базу, с теплотой вспоминаю своего первого математика Нину Мильтиадовну, которая столько души в нас вложила, что нам не потребовались никакие репетиторы.
Сегодня мы отмечаем День учителя. И я хотел бы сказать самые теплые слова всем нашим педагогам. Своим учителям и коллегам. Мы делаем с вами непростое дело - работаем с душами людей. Это так ответственно! Хочу пожелать всем профессиональных удач, взаимопонимания с детьми и родителями и, что очень важно - надежного тыла, спокойствия и поддержки дома, от самых близких людей. С праздником, дорогие учителя!
]]>