Найти тему
Лаборатория "Афалина"

Смерть среди айсбергов: гениальный триллер или конвейерная заказуха?

Оглавление

Наверное, почти все граждане бывшего СССР помнят, как в 1982 году кинотеатры взорвал голливудский триллер про самого крупного дельфина - косатку Orcinus Orca. Он поражал воображение, наводил ужас, и вместе с тем - выдавливал из зрителя слезу жалости и заставлял сочувствовать киту-антагонисту.

Но что на самом деле кроет в себе этот фильм, действительно ли он так хорош, как многие его запомнили и какой посыл хотели заложить в него авторы?

Вы на канале "Лаборатория Афалина" - первом современном научно-популярном проекте, посвящённом китообразным

Итак, "Смерть среди айсбергов" вышла в международный прокат в 1977 году. Оригинальное название было одновременно и простым, и броским - дважды было написано название косатки - латинское и разговорное английское (Orca. The killer-whale! - Косатка - кит-убийца!). До советского проката фильм добрался спустя 5 лет под другим, более загадочным названием, которое оказалось неточным и описывало только события финала. Весь остальной фильм зрителю оставалось гадать, где же тут айсберги и кто собирается умереть - ведь канадские пасмурные ландшафты хоть и веяли холодом, но льда почти не наблюдалось

Почему-то латинское "Orca" наши локализаторы решили не переводить. Но после "Электро-уничтожителя" я уже ничему не удивляюсь
Почему-то латинское "Orca" наши локализаторы решили не переводить. Но после "Электро-уничтожителя" я уже ничему не удивляюсь

Фильмы про дельфинов по каким-то причинам в СССР всегда считались "интернациональными" и пропускались в прокат почти без ограничений - в советском прокате американские фильмы "День дельфина", "Флиппер" и этот - имели огромный успех. Но в своей стране, в данном случае, фильм ожидал провал. И вот почему:

"Смерть среди айсбергов" с самого начала была задумана как альтернатива (читайте - пародия, плагиат) отшумевшим и побившим все кассовые рекорды "Челюстям". Вся маркетинговая стратегия, весь пиар и сама идея съёмок была построена вокруг того, что это должны быть "Челюсти", только лучше. Даже на главном плакате красовалась цитата журнала, что это "Челюсти с сердцем".

-3

И, как часто бывает, плагиат ради плагиата, потерпел полный крах, как бы не старались режиссёры, сценаристы и постановщики. Это всё равно, что новый китайский или российский телефон позиционирует себя как "убийца айфона" - каким бы хорошим он ни был, даже пускай и лучше айфона - его всё равно поднимут на смех за попытку конкурировать с известным брендом. В данном случае это было также усугублено почти неизвестной командой. "Челюсти" были сняты Спилбергом, а актёрский состав мог похвастать известными фамилиями. В случае со "Смертью среди айсбергов" почти все были дебютантами

С точки зрения простого зрителя, тем не менее, фильм вышел довольно качественным - и я не только о спецэффектах и применении живой косатки в съёмках. Сценарий, актёрская игра, постановки - всё снято замечательно и довольно убедительно. Мотивация всех героев ясна и логична. Но вот сами эти герои...

Персонажи

Центральные персонажи - капитан рыболовного судна, которому поступил заказ на поимку косатки для океанариума, активистка, мнящая себя "учёной", не имеющие значения члены экипажа и мудрый, но загадочный эскимос. Первый в начале фильма выставлен бессердечным тираном, но в процессе фильма проходит через сюжетную арку, постепенно всё больше проникаясь идеями "разума" дельфинов и наличия у них особых чувств и сверхспособностей. Однако в итоге всё сводится к "разборкам по-мужски" - борьбе кита и человека. Как в "Старике и море" - только там человек принимает вызов рыбы, которая, собственно, особо его и не бросала, а просто занималась своими делами. Тут же косатка намеренно и продолжительно "бросает перчатки" главгерою

Охотно верю, что лёгкое волнение вот так возьмёт и перевернёт на бок целую косатку
Охотно верю, что лёгкое волнение вот так возьмёт и перевернёт на бок целую косатку

Активистка-"учёная" с самого начала противится вылову дельфина, приводя всем нам известные "аргументы" в виде: "это социальные животные, они должны жить стаями и на воле, они разумны и обладают своим языком" - не отсюда ли пошёл весь этот бред изначально, на котором были взращены Ростовцева и ко?

Косатка-самец (косатк?) предстаёт главным "злодеем", имея весомую мотивацию в рамках сюжета - негодяй-человек убил его возлюбленную и нерождённого ребёнка. По фильму, ему "теперь незачем жить" и главной его целью стала месть. Для этого он пускает в ход суперспособности, терроризируя деревню, взрывая нефтебазы и уничтожая дома на сваях. Он постепенно убивает всех членов экипажа, но капитана ждёт на "честный бой"

В целом, в рамках и законах, заданных фильмом - герои хоть и вызывают моё личное отвращение из-за своей гиперболизированной жестокости и сострадания, всё же выглядят убедительно и реалистично. Но только в рамках фильма

Правдоподобность

С самого начала фильма, автор тычет нас носом в антинаучный бред. Нам показывают некий "консилиум", который очень долго распинается о том, какие косатки социальные, какие они разумные, как похожи на людей и прочее. Отдельную часть заняли слова о "моногамности" этих дельфинов. Вокруг именно этого мифа вообще строится весь фильм, поскольку если бы социальную иерархию стада косаток показали такой, как она есть - вся идея "мести" была бы абсолютно несостоятельной

Везёт, что у косаток половой диморфизм выражен крайне ярко
Везёт, что у косаток половой диморфизм выражен крайне ярко

Даже в начале фильма, на вступительных титрах, где мы видим резвящихся в дикой природе косаток, максимально ярко выражен один высокий и острый плавник - это самец, пожалуй, единственный в стае - и множество плавников пониже, с вырезом в виде полумесяца - это многочисленные самки окружают своего любимого, общего мужа.

Китобойный промысел в прошлом веке показал, что самцы хоть и переживают за убитых самок, и готовы бороться за каждую особь (правда,особенно это характерно для кашалотов) - всё же потеряв одну жену, самец только немного погорюет и продолжит опекать остальных. Иерархия диких стад дельфинов других видов вовсе показывает, что в брачный период, а также на протяжении года спаривание скорее носит хаотичный характер, но ни о какой привязанности к одной особи не может идти и речи

Стоит ли говорить, что даже если бы косатка не был лишён мотивации - все совершённые в фильме действия были бы ему не под силу, ни умственно, ни физически. Похоронная процессия с доставкой тела к пляжу, разбитый ультразвуком бокал, "прослушка" сквозь преграду "вода-воздух", которая почти звуконепроницаема - всё это полностью оторвано от реальности

Очень убедительные зубы)
Очень убедительные зубы)

Картинка

Для своего времени фильм снят просто отлично - и во многом надо сказать спасибо дельфинам-актёрам из океанариума Сан-Франциско, их выработанным в процессе дрессировки талантам и необычайной кротости, которая входит в ещё один диссонанс между фильмом и реальностью. В википедии вскользь упомянуто, что главный актёр отказался от каскадёров, и это несколько раз могло стоить ему жизни. И на фоне самого фильма, вероятно, многие подумают, что это "киты-убийцы" много раз пытались его съесть, но нет - все случаи связаны с падениями в пустой бассейн, рисками травм и увечий в результате выполненных акробатических элементов. Косатки как фактор риска не рассматривались вовсе

Итак, с применением живых косаток удалось достичь небывалой реалистичности и правдоподобности. Пиротехника и реальное море и лодки тоже сыграли свою роль - за исключением некоторых кадров всё выглядит убедительно и сегодня

Самке воды по челюсть. Самец (высокий плавник), видимо, зарылся глубоко в песок ради этого кадра
Самке воды по челюсть. Самец (высокий плавник), видимо, зарылся глубоко в песок ради этого кадра

Исключение - когда вместо косатки используют куклу. Очень глупо смотрится сцена с обнаружением трупа убитой самки на берегу: животное весом в пару тонн болтает на волнах как буёк. К тому же, авторам при всём старании не удалось передать текстуру и цвет кожи.

Иногда в сценах явно видно, как "мстящий" самец на самом деле оказывается самкой. И если плавник ещё можно как-то сгладить, то проезды камеры со стороны живота явно выдают, что животное другого пола. Сегодня в киноакадемии сказали бы, что это не случайно и выдвинули картину на Оскар))

Звук

Голос косатки представляет из себя мешанину звуков китообразных - от эхолокационных щелчков афалины до протяжных стонов горбача. При том издаются эти звуки наобум, в нехарактерных для них ситуациях: издаваемые только на воздухе и при открытом дыхале звуки вставлены под водой, без синхронизации с пузырьками, а зачастую "голос" накладывают, когда животное двигает ртом, хотя даже поверхностно знакомый с темой человек прекрасно знает, что в звукопроизводстве рот не принимает никакого участия

И чем их не устроили нормальные зубы?
И чем их не устроили нормальные зубы?

Что же касается голосов актёров дубляжа - они тоже неплохие, хотя непонятна их "привередливость" - некоторые сцены так и остались неозвученными. И хоть дубляж проводился "поверх" оригинальной дорожке - советские голоса всё же вполне подходят американским лицам.

Музыка в фильме просто шедевральная - об этом сказано уже везде. Как-то так выходит, что в фильмах про косаток композиторы работают с максимальной отдачей - и выходят восхитительные мелодии, которые западают в душу

Итог:

фильм смотрибельный, если на время отключить критическое мышление и предоставить режиссёру самому задавать правила, в которых существует его мир. Мы ведь не можем критиковать "Историю игрушек" за то, что пластиковые объекты там оживают и говорят. Но смотреть фильм с серьёзным лицом и воспринимать на веру сказанное там устами "учёной" я крайне не советую

Фильм ещё стал известен за свой неадекватно длинный слоган. И сама "эмблема" с китом выглядит довольно глупо. Про отсутствие плавников и вертикально расположенный хвост вообще молчу
Фильм ещё стал известен за свой неадекватно длинный слоган. И сама "эмблема" с китом выглядит довольно глупо. Про отсутствие плавников и вертикально расположенный хвост вообще молчу

В международном прокате фильм провалился, едва окупив собственный бюджет и рекламные затраты. Хоть сама идея и съёмка были очень качественными, да и мода на дельфинов тогда ещё не исчезла до конца - фильм убил маркетинг, основанный на противопоставлении триллеру Спилберга - а к тому же, пресыщение народа подобным. Возможно, если бы авторы выждали пару лет - успех был бы обеспечен.

В Советском Союзе, конечно, дело обстояло совсем по-другому. Мало того, что фильм из США, так ещё и про всеми любимых дельфинов, да ещё и триллер! Эти слагаемые и обеспечили популярность и культовость этого полузабытого на западе фильма в нашей стране

Несмотря на все очевидные косяки фильма, он остаётся вполне смотрибельным и интересным сквозь время, и если бы не взращенное на нём поколение экоактивистов, позднее ещё более убеждённое в своём деструктивном мнении другим фильмом про косатку - "Освободите Вилли" - я бы ни капельки не жалел о его существовании в нашем мире

А на сегодня на этом всё, другие, уникальные публикации по теме китообразных вы можете увидеть на этом дзен-канале, переходите в нашу группу в ВК за анонсами, покупайте наш фирменный мерч и подписывайтесь на этот канал. Оставайтесь на связи