«Подвиг духа» - это то, что сделали во время войны жители маленького города на реке Ижоре. Иначе и не назовешь. В Колпино с первых дней Великой Отечественной войны формировались части народного ополчения, а из рабочих местного завода был создан знаменитый Ижорский батальон. Бои шли в двух-трех километрах от заводских территорий и жилых домов. И неподготовленные к военным действиям инженеры, металлурги, станочники устояли: так и не дали вооруженному и хорошо обученному врагу ступить на колпинскую землю.
Рабочие завода активно участвовали в революционном движении. В ночь с 24 на 25 октября (с 6 на 7 ноября) 1917 года с Ижорского завода в распоряжение Военно-революционного комитета было направлено 17 броневиков. Однако взаимоотношения с Советской властью были далеко не безоблачными. 9 мая 1918 года красногвардейцы расстреляли рабочих Ижорского завода, протестующих против политики большевиков.
В 1919 году ижорские рабочие батальоны защищали Петроград от наступления армии Юденича.
В 1920-е годы главным инженером завода являлся А. Н. Фарфурин — крупнейший отечественный специалист по корабельной броне и технологии её производства.
В 1933 году на Ижорском заводе создаётся Центральная Броневая лаборатория № 1 (ЦБЛ-1). Руководитель лаборатории — Завьялов Андрей Сергеевич.
В начале сороковых в Колпино проживали 45 тысяч человек. Половина из них работала на Ижорском заводе - градообразующем предприятии. 22 июня 1941 года, в день, когда началась Великая Отечественная война, никто из горожан даже представить не мог, что линия обороны Ленинграда пройдет буквально у стен их домов. Но уже в июле в городе началась подготовка к встрече с врагом. Жители, прежде всего работники Ижорского завода, рыли противотанковые рвы, окопы, строили дзоты, блиндажи и пулеметные гнезда, копали траншеи.
ПРОИЗВОДСТВО НА ПЕРЕДОВОЙ
Ижорский завод всегда был одним из самых важнейших стратегических объектов страны. В мирное время на нем изготавливали на нем изготавливали башни и корпуса для танков, которые потом шли на сборку на Кировский завод. В самом начале войны ижорцы запустили производство бронированных щитов и колпаков для дотов и дзотов, бронепоездов. Когда стало понятно, что дать быстрый отпор врагу не получится, самое ценное оборудование было демонтировано и перевезено на освободившиеся производственные площадки ленинградских предприятий, часть заводских специалистов командировано в тыл. Но ижорцы продолжали выпускать продукцию для фронта.
Во время войны завод, находившийся в нескольких километрах от линии фронта, не останавливал работу ни на один день. В годы блокады построили несколько бронепоездов, воевавших на различных участках Ленинградского фронта, ремонтировали военную технику. И все это под ежедневными обстрелами!
«В 7 часов 51 минуту утра немцы начали орудийный обстрел Ижорского завода и города Колпино. Шел прокат. В наш цех попало несколько снарядов. Работа в цехе была остановлена. Трудящиеся спрятались в убежищах, часть разбежалась по домам. На заводе есть убитые и раненые. От директора завода получил указание о срочном демонтаже оборудования цеха, в первую очередь стана и пресса. На случай прорыва немцев был разработан план взрыва оборудования стана и пресса. Работа Ижорского завода парализована», - писал в своих воспоминаниях ветеран завода Василий Григорьевич Кучкин.
Заводчане жили на казарменном положении: днем трудились в цехах, в остальное время дежурили по городу, обучались стрелковому делу и тактике боя. У станков стояли с автоматами за плечами. Женщинам пришлось заменить ушедших на фронт мужчин. Для них организовали курсы слесарей, токарей и сварщиков.
Во время Великой Отечественной войны из рабочих завода был сформирован Ижорский батальон, о котором позже сняли кинофильм. В 1941—1944 годах бойцы батальона в рядах Красной Армии героически сражались с фашистами на подступах к Ленинграду. Ижорский завод производил корпуса танков, бронеавтомобили, боеприпасы, бронеколпаки для ДОТов и др.
После войны на заводе построены новые металлургические, реконструированы и расширены механосборочные цеха, выпущены высокопроизводительные автоматизированные прокатные станы, налажено производство энергетического оборудования, создано более 100 видов новых технически совершенных машин и изделий. В 1970 году объём производства возрос более чем на 50 % (по сравнению с 1965 годом).
Завод награждён двумя орденами Ленина (1940 и 1971) и орденом Трудового Красного Знамени (1947)