Найти в Дзене
Сколково

Что происходит с российским геймдевом: перспективы и ожидания

Оглавление

Геополитическая ситуация, усложнение системы международных расчетов, обособление рынков — эти и другие факторы в значительной степени изменили отечественную индустрию разработки игр. Как известно, любые кардинальные изменения имеют как негативные, так и положительные стороны. О том, какие вызовы и перспективы открываются перед российскими разработчиками в условиях меняющейся реальности, мы поговорили с экспертами и представителями игровой индустрии.

До 2022 года игровая индустрия в России ориентировалась на экспорт

Масштабное изменение отраслевого ландшафта произошло из-за того, что российские разработчики создавали продукты для зарубежного рынка, причем зачастую конечные потребители находились на Западе. Именно поэтому после 2022 года вектор не просто скорректировался, а кардинально поменялся. Многие разработчики и предприниматели были вынуждены реагировать: разделять бизнес, менять систему продаж и даже перевозить офисы разработки в другие страны. Было приостановлено множество контрактов и партнерских соглашений, многие процессы замедлились. Положительный момент в том, что в результате перезагрузки отрасли у молодых и перспективных команд появился шанс занять лидирующие позиции, освоить другие рынки и сформировать новую экосистему.

Что делать российскому геймдеву в нынешних условиях

Экспортно ориентированная отечественная индустрия игр являлась прямым следствием качества продукта. Российские программисты и дизайнеры ценятся во всем мире. Даже с учетом уехавших представителей ИТ-индустрии и уже привычного для отрасли дефицита кадров квалификация российских разработчиков остается высокой. Проблема масштабирования продукта и выхода на зарубежные рынки, по мнению большинства экспертов, не столь значительна, как ее пытаются преподнести некоторые представители отрасли.

Денис Поздняков, продуктовый директор студии разработки игр «Винторог»: «Рынков и путей на них остается большое количество. Есть огромные Китай и Индия, есть MENA, LATAM, CIS. При этом я считаю, что нам надо сначала разобраться с внутренним рынком. И не стоит кивать на объем российской аудитории. Япония и Южная Корея имеют активные внутренние рынки, а по населению эти страны уступают РФ. Будет качество и количество — будет и востребованность на внешних рынках».

Стереотип о том, что компьютерные игры интересны только детям, постепенно разрушается. Это красноречиво подтверждает статистика. По данным агентства «НАФИ», более 60% россиян сегодня играют в игры, причем с 2018 года общее количество играющих людей увеличилось в три раза. Большинство экспертов сегодня сходятся во мнении, что размер рынка игр в РФ дает возможность производить технологии для их разработки, включая игровой движок и весь необходимый инструментарий. Расходы на технологии будут окупаться через контент, который создается на основе этих технологий.

Меры поддержки

Игры — часть креативной индустрии, поэтому логично, что уровень технологических решений здесь является определяющим. Пользователей нужно всегда удивлять — например, с помощью новых инструментов.

Алексей Каленчук, директор по цифровым креативным индустриям Фонда «Сколково»: «Технологические заделы и компетенции разработчиков в России находятся на достаточно хорошем уровне. Среди резидентов «Сколково» представлены системы фотореалистичного рендеринга, фотограмметрия, системы захвата движений, конструкторы виртуальных миров, САПР-системы, решения для VR и AR, технологии для стриминга и инфраструктурные решения».

«Сколково» и другие институты развития поддерживают стартапы, занимающиеся игровой разработкой и предлагающие технологические ноу-хау. Ранее «Сколково» поддерживало только технологии, которые могли бы конкурировать на глобальном рынке. В новой ситуации существует риск блокировки инструментов разработки игр и 3D-графики для российских компаний, и это нужно учитывать. Для уже состоявшихся компаний весомой опорой может стать Институт развития интернета (ИРИ), который уже несколько лет реализует грантовую поддержку социально значимых инициатив. Только за 2022 год ИРИ выделил 1 млрд рублей на разработку игр. По мнению руководства ИРИ, геймдев сегодня является одним из наиболее перспективных секторов креативной экономики.

В рамках первого сезона Акселератора игровых проектов конкурса «Начни игру» грантовым комитетом «Сколково» одобрено предоставление мини-грантов на доращивание технологий в размере до 14 млн рублей для двух финалистов технологического трека Акселератора: проект
THEO («Мета-университет») и проект EUDOKIA GAMES («Еудокия геймс»).

Поиск и подготовка кадров — одна из ключевых задач

Эксперты отмечают, что спрос на игры внутри РФ и среди русскоязычной аудитории позволяет обеспечить занятость разработчиков. Более того, сегодня ощущается кадровый дефицит. Индустрии нужны программисты, дизайнеры, арт-директоры, тестировщики и менеджеры. Большие надежды государство и компании возлагают не только на образовательные учреждения, но и на профильные конкурсы и инициативы. Один из ключевых проектов в данной сфере — Всероссийский конкурс по поиску и развитию талантов «Начни игру», который призван дать талантливой и заинтересованной молодежи возможность реализовать свои идеи в игровой индустрии.

Марьям Карпова, руководитель Всероссийского конкурса «Начни игру» президентской платформы «Россия — страна возможностей»: «Проект «Начни игру» позволяет будущим специалистам определить свой вектор развития, получить первичные навыки по выбранной специальности и наработать портфолио из кейсов от игровых компаний. Кроме того, мы объединяем авторов из индустрии. Все это позволит инициировать внедрение узкоспециальных образовательных программ в вузах и других учреждениях».

О трендах будущего

Развитию игровой индустрии может помочь внедрение инструментов геймификации в другие секторы экономики. Игровые технологии практически без изменений могут быть применены для образовательных продуктов, AR- и VR-решений, а также при создании анимации и визуальных эффектов. Игровые движки и инструменты разработки также могут применяться в медицине и в инженерном проектировании. Учитывая темпы развития нейросетей и отдельные впечатляющие результаты их работы, специалисты ожидают, что ближайшие годы нейросети будут постепенно внедряться на всех этапах разработки компьютерных игр. При этом не стоит опасаться, что нейросети отберут работу у дизайнеров или программистов. Нейросети были и остаются человекозависимыми и неспособны быть единственным и автономным инструментом для создания игр.