Дорогой заинтересованный искатель здоровой жизни, медицинских знаний, медицина – это всё о жизни, и медицина есть всё об энергии! При таком отношении к медицине, когда проблема здоровья имеет энергетический и в то же время жизненный подтекст, совершенно естественно настраиваться на философский лад. Что у нас и происходит, собственно говоря. Конечно, уместно считать, что медицина является особой наукой и даже больше, чем наукой. Медицина, на современном этапе её развития, обладает достойными достижениями, полезными для человека. Однако в медицинской науке присутствуют и фундаментальные проблемы, которые пока не решены объективно должным образом, поэтому наряду с поиском жизни в философском ключе, мы также занимаемся и поиском здоровья.
Медицина воплощает в себе систему знаний о здоровье, а в практическом выражении методы лечения болезней. Имеющимися проблемами и различными вопросами в сфере медицины занимается философия медицины. Безусловно, в центре внимания философии медицины - жизнь человека и его здоровье. Поэтому все биологические науки, построенные вокруг природы человека, вполне себе разумно дополняются философией медицины. Естественнонаучные аспекты нужным образом сочетаются с гуманитарными сторонами дела. В рамках медицины мы должны отвечать на вопросы жизни и здоровья не только с биологической точки зрения, но и с позиции здорового образа жизни.
Сегодня учёные ищут жизнь в органике, заявляя при этом, что жизнь невозможна без притока в живые системы внешней энергии. В своих поисках они добрались до ДНК и всё, дальше молекулярный уровень организации жизни «разбивается» о минералы. Поднимается извечная проблематика отличия неживых и живых систем. И как бы тут совсем нельзя без белков. Даже звучит мнение, что нуклеопротеиды есть субстраты жизни. Почему мы так привязываемся к белкам? «Возможная ли жизнь на небелковой основе, если она связана лишь с белками?».[1] Ситуация неоднозначная, так как нам неизвестно, что такое жизнь. Но «ядро жизни» (сложно назвать это субстратом) по нашему мнению, действительно, должно существовать. Критерием данного подхода к жизни является понимание вопроса об источнике начального движения.
Движение нельзя отделить от материи, и материя качественно характеризуется движением. Наверное, правильно, что жизнь – не объект, но принадлежит объекту, делая его уже энергетическим субстратом. И всё, похоже, не случайно! Это касается гипотезы целесообразного происхождения жизни. «В пользу данной концепции авторы приводят следующие аргументы: 1) белки, нуклеиновые кислоты и другие биологические соединения с их весьма сложной структурой могут быть созданы только живым существом, поскольку системы такой сложности не могут возникнуть в результате взаимодействия простых веществ в первичном океане; 2) в естественно-научном объяснении происхождения жизни необходимо исходить из положения, что жизнь уже была закодирована в структуре атомов».[2]
Атомы – это объекты, субстраты жизни, следовательно, мы уже перемещаемся с молекулярного уровня на атомный материальный план. Другой вопрос, что атомы могут быть делимы до бесконечности, а нам нужно найти неделимую жизненную основу. Если условно всё-таки достигнуть конечности, то мы снова будем говорить о «ядре жизни». Но приемлемым остаётся в этом контексте и слово «атом». Таким образом, жизнь уже закодирована в таком объекте, как атом. Ну, выходит, к проблеме жизни имеется информационный ключ. Жизнь там, где наличествует информационный обмен. А это, свою очередь, подводит нас к психологической проблеме сознания. Ибо сознание – основной признак жизни. Жизнь невозможна не только без притока энергии в систему, но и без обмена информацией. А причём тут здоровье?
Здоровье – это качество жизни. Если жизнь – энергия, то здоровье есть энергетически обусловленное состояние организма (живой системы). Если рассуждать о здоровье, то нужно не только держать в уме естественнонаучные знания, оперировать ими, но и изрядно философствовать. А что делать? Такая вот получается у нас медицина, комплексная наука о человеке, где есть место биологии (биологическим наукам), а также психологии и философии. Заметьте, если учитывать постановку сложных проблем жизни и здоровья, то, как без философии? Однако сформировался современный модный тренд в настоящее время в медицине, он больше естественнонаучный, отчего уклон в сторону доказательной медицины. А можно ли объективно доказать действие психологического аспекта сознания, который, несомненно, оказывает влияние на состояние человека?
Нет, медицине по пути с психологией. Но доказательная медицина настойчиво доказывает преимущество лишь своего подхода к здоровью. Почему? Несмотря на большой опыт медицины в формате наблюдений за человеком, за его организмом, ни в коем случае нельзя упускать из вида субъективную реальность человеческой природы. Здесь реализуется фундаментальное единение. В то же время, является ошибкой неосмотрительное следование исключительно нетрадиционным веяниям в медицинской практике. Давайте гармонизировать действительность, дружно принимать испытанные методы лечения, но не отказываться от новых идей, ровно как не стоит пренебрегать кажущейся и непонятной пока «альтернативой». Между тем, строгая доказательная медицина пытается «наказать» нас даже за гомеопатию. В общем, медицина – это широкая и уникальная интеграция науки и философии.
Перед медициной стоит задача – лечение и профилактика заболеваний. Если брать немедикаментозные методы лечения, то можно указать здесь, например, на акупунктуру, мануальную терапию, биорезонансную терапию и так далее. Да, всё это встречается в медицине, но где доказательная база, если что? Кроме того, в практике официальной медицины допускаются приёмы лечения, основа которых, по мнению определённых специалистов, уже устарела или не совсем обоснована. Наряду с этим доказательная медицина сильно заботится об эффективности и безопасности применяемых методов. Медицина теперь как бы гонится за доказательствами, тогда как не обоснованные методы народной медицины (по заключению самой доказательной медицины) если помогают где-то, то случайно. Почему бы не подвергнуть тот же засвидетельствованный опыт исцеления масштабным исследованиям? Просто кое-какие моменты могут выходить за рамки научного мировоззрения! А это снова философия, друзья!
Иногда факт выздоровления может оказаться следствием действия психологических факторов. Как это системно изучать? Между тем, со стороны доказательной медицины предлагаются в качестве доказательств эффективности и безопасности систематические научные обзоры и метаанализ. Всё сугубо количественно оценивается, а убедительность доказательств базируется на масштабных клинических исследованиях. Иными словами, мы даём пациентам пилюли, которые должны благотворно подействовать, если это происходит довольно часто, то доказательства эффективности приобретены. А если психоэмоциональное состояние человека влияет на ход лечения? Нам кажется, имеет смысл как-то шире смотреть на проблему здоровья, доказательства действия веществ имеют значение, но жизнь то даёт разнообразные примеры, когда природа тех или иных явлений просто остаётся не до конца понятой.
Да, чтобы медицине выйти на новый уровень своего развития, ей предстоит принять и новую парадигму. Всё дело в том, что подход к лечению и профилактике заболеваний основывается на доминирующей в научной среде как раз парадигме. Это мировоззренческая проблема, поэтому нужна специальная предварительная философская подготовка. Ну, ребятки, у нас с вами широкое поле деятельности, будем надеяться, что появятся коллективы, которые понесут бремя просвещения на себе. Уверены, большие перспективы для медицины в плане понимания проблемы здоровья применительно к человеку открываются впереди. А мы пока продолжаем философствовать.
[1] Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 27
[2] Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. С. 345