В личных кабинетах, как всегда, ошибка на ошибке, недочёт на недочёте. Но уже через 6 суток продавцам грозят штрафами за неправильные коды. Решила потрепать себе нервы и пообщаться с техподдержкой 🙈
Озон и Яндекс Маркет - маркетплейсы, то есть площадки, на которых за определённый процент продают товары сторонние продавцы. Вы знаете, что в данный момент, например, на Озоне представлены продавцы не только из России? Есть продавцы напрямую из Китая и Турции. Мы же можем зарегаться и продавать на алике, вот и они у нас - тоже могут. Это Озон Глобал, это долгая доставка и ужасные трудности с возвратом товара 😜
Соответственно, маркетплейсы, расширяя сферу своего влияния, выходят на новые рынки, активно развивая и рекламируя новые возможности. То есть топят за то, чтобы найти новых покупателей за границей. Но для этого нужно преодолеть некоторые пограничные "барьеры". Конечно, новые покупатели - это здорово! Но для нас, продавцов, это выливается сначала в свеженькие трудности в работе с карточками товара, с редактированием и созданием новых.
Ситуация следующая: чтобы экспортировать, то есть продавать ваши товары за границу, каждому товару должен быть присвоен код Товарной Номенклатуры ВнешнеЭкономической Деятельности (далее ТН ВЭД) для таможенного оформления.
По этому поводу было 2 скромных письма от Яндекс Маркета от 8 августа 2023 и Озон от 25 сентября 2023
Для товаров, подлежащих обязательной маркировке даже внутри страны (шубы, духи, шины, обувь... список постоянно растёт), есть таблица соответствия кодов системы "Честный знак" с кодами ТН ВЭД. Для остальных товаров коды ТН ВЭД нужно определить самостоятельно или с чьей-то помощью (возможно, божьей 🙈, но лучше с помощью поставщика, специалиста, таможенного представителя).
Код нужно указать в карточке товара. Отсюда начинаются ставшие уже почти привычными танцы с бубном 🤬
Яндекс Маркет и ТН ВЭД
Я.Маркет письмо на эту тему прислал отдельное. И это логично - не всё так просто, тема важная, нужно уделить своё и обратить чужое внимание. И ещё важное замечание: не для всех товаров Яндекс Маркет потребовал коды, а только для тех, которые размещены в категориях с товарами с обязательной маркировкой. Проверить, какие ваши товары попали в этот список, можно перейдя по жёлтой кнопке прямо из письма - вас перекинет в админку на страницу со списком таких товаров.
У меня в этот список попал только 1 товар: холдеры для салфеток. И, вероятно, попал бы второй, если бы был сейчас в наличии - тоже холдеры, только новогодние. Не успела сделать ещё.
При редактировании товара в поле "Код ТН ВЭД" невозможно ничего написать ручками, нужно выбирать из выпадающего списка. Размещён товар в категории "Подарочные наборы", сделан в нашей мастерской из массива ценных пород дерева... А в выпадающем списке -
Вообще, на тему колец для салфеток и обязательной маркировки у меня был уже "замес" с техподдержкой. Но у Яндекс Маркета переписка с тп сохраняется только 30 дней, а потом переносится в архив. Невидимый и недоступный, учтите. Если есть какая-то важная переписка с тп, скриньте и сохраняйте у себя на компе.
В прошлой ситуации мои холдеры были скрыты с витрины, и в переписке с меня требовали отказное письмо. Я писала в ответ, что "мой товар произведён моими руками, продаётся только в России и, ну, никаким образом его нельзя отнести ни к одной категории товаров с обязательной маркировкой, а отказное письмо стоит дороже, чем я получаю с продаж этого товара". Ответа письменного не было, но товар на витрину молча вернули.
После ответа на скрине выше не хочу ничего писать в Яндекс Маркет. Я им про Фому - они мне про Ерёму. Надоело! Написала в Роспотребнадзор. Нашла информацию, что через них можно бесплатно оформлять отказные письма, а как - инфу не нашла, спросила напрямую, жду ответа.
Если кто-то из читателей оформлял через них, напишите в двух словах, пожалуйста, а то ответа на официальный запрос в течение 30 (а иногда 60) дней ждать.
Информации на эту тему по Яндекс Маркету у меня больше нет. Код у меня запросили на 1 товар из 100 размещённых. Но не совсем понятен последний абзац из письма-рассылки: станет ли поле "Код ТН ВЭД" обязательным для заполнения для всех новых добавляемых товаров или только для тех, которые размещаются в спорных категориях. Товаров таких у меня для добавления тоже нет. И что-то подсказывает, что в тп обращаться бесполезно 🙈😂
ОЗОН и коды ТН ВЭД
Ситуация с ОЗОНом примерно та же: код нужно выбирать из выпадающего списка, а там хрень.
Я себе в напоминания на телефоне поставила задание на день: "Проверить и проставить коды ТН ВЭД в товарах Озона". Думала, что за день справлюсь. Зашла в редактирование одной карточки - удивилась, второй карточки - призадумалась, третьей карточки - напряглась.
Коды во всех размещённых на платформе товарах проставились автоматически. Из 100 товаров только у 2-х я нашла верный код. У всех остальных - вообще не то, что нужно. Как с говядиной на Яндекс Маркете. И выбрать можно только из очень ограниченного выпадающего списка.
Я начала переписываться с тп, до которой теперь ещё нужно умудриться добраться через назойливого чат-бота! 🤬🤬🤬
Листайте карусель и читайте, если для вас, конечно, это важно
Буквы, на которые меня "посылают" в переписке:
- Как определить код ТН ВЭД (из базы знаний Озон)
- За что можно получить штрафы (страница на портале Честный знак)
А теперь подниметесь по статье выше и гляньте ещё раз на письмо из рассылки.
Как нам написали про коды ТН ВЭД? Озаглавили абзац "Про ошибки продавца" 😂Нам изначально не дали возможности быть правыми, не дали никакой внятной информации, но уже написали, что возможны штрафы 🙈
Какие выводы я могу сделать из этой очень "полезной" переписки и ситуации в целом, рискуя приобрести статус старой ворчливой бабки?
- Почти все проставленные автоматически коды не соответствуют действительности, вручную написать невозможно, доступный список кодов не актуален
- На вопрос "сколько?" ответа нет, кроме "Если нарушите правила маркировки, а мы из-за этого пострадаем - вам придётся возместить все штрафы и убытки, которые мы понесём" из Договора (это прям копипаст!)
- Ответа на вопрос "Почему не добавить весь классификатор в выпадающий список" тоже нет. Хотя это сделать гораздо проще, чем техподдержке вручную всем всё добавлять. Раз уж написали, что в случае ошибки в коде ТН ВЭД и убытков Озон из-за этого, мы будем возмещать, так тогда позвольте нам самим ошибаться и неправильно выбирать из общего списка кодов, а не расплачиваться за ошибки платформы и людей из тп!
У нас в стране всё всегда делается по одному сценарию: гениальная идея - недодуманное её воплощение - непроработанный её ввод - куча проблем, переписок и, по самому плохому сценарию, судов.
В этом году в глобальном масштабе нас так "порадовали" Единым Налоговым Счётом: там вопросов куча даже у налоговой 😂 Но они хотя бы честно разводят руками и говорят, что они тоже не знают и делают запросы в МинФин 🙈
Что я могу сказать полезного в этой статье, чтобы не быть голословной
Конечно, в итоге все эти процессы будут отлажены. Но уже сейчас не забивайте на эту тему. Я обращаюсь в первую очередь к тем, кто также, как и мы, работает самостоятельно, в одно-два лица, без рабов и штата юристов. К тем, по кому сильно может ударить даже не большой (по меркам юридической системы и меркам Озон, тем более) штраф.
Я создавала ещё одно обращение, спрашивала про один конкретный товар, написала его верный код ТН ВЭД - и спустя час это код стал доступен для выбора в выпадающем списке кодов в карточке этого товара.
Уделите внимание этим кодам. Проверьте свои магазины и товары, убедитесь, что там не порядок с кодами. Составьте таблицу со своими товарами и укажите в ней обязательно: SKU id каждого товара и напротив верно определённый код ТН ВЭД. И потом эту таблицу отправьте в техподдержку.
Есть вероятность, что они быстрее задолбаются и пофиксят эту несправедливость 😂😂😂