Есть у меня в кино любимый жанр - нуар. Все мне в нем нравится: и посыл, и эстетика, и мужчины в шляпах, и роковые красотки...но одна проблема. Криминальные сюжеты в нуарах настолько мудреные, что я неизбежно забываю их смысл буквально через пару дней после просмотра.
Однако когда нуар смешан с мелодрамой, и смысл фильма не в хитроумности схемы отъема денег у честного человека, а в человеческих отношениях - оно как-то лучше запоминается) я бы даже сказала - врезается в память.
Фильм "Момент безрассудства" ( Reckless moment, 1949) как раз из таких. Основа фильма нуарная - старые-добрые убийство, шантаж. Но суть - о любви. И даже о чем-то большем, чем просто любовь.
Главная героиня - женщина, и вполне обычная женщина, и фильм на 100% эксплуатирует вот это липкое нуарное ощущение - "это могло случиться с каждым (каждой)".
Люсия Харпер (Джоан Беннетт) - респектабельная домохозяйка из пригорода Лос Анжелеса. Ну знаете, такой маленький уголок рая для среднего класса, где все друг друга знают, все до приторности дружелюбно и до ужаса безопасно.
Ее муж-инженер, Том, находится в служебной командировке в планомаршалловской Германии. В его отсутствии Люсия компетентно и с достоинством выполняет обязанности главы семьи, состоящей из 17летней дочери Беа, сына, престарелого свекра и чернокожей экономки.
Безобидная компания, не так ли?
И кто же из них приоткрыл окошко из светлого и уютного мелкобуржуазного мирка в темное царство криминала? Не сложно догадаться, что это 17летняя Беа - бунтующий подросток в переходном возрасте.
На занятиях в арт-школе она познакомилась со скользким типом по имени Тэд Дарби - мужчиной намного старше, и влюбилась по уши. Какие намерения имел Дарби в отношении глупой маленькой мажорки - не совсем ясно, но очевидно, что не самые добропорядочные.
Люсия, прознав про Дарби, как хорошая мать, решает положить этой связи конец. Она встречается с ним и просит оставить ее дочь в покое. Любой каприз за ваши деньги - отвечает Дарби.
Люсия, разумеется, не дает ему денег, и рассказывает о подлости "жениха" дочери. Беатрис не верит скучной матери, и решает встретиться с Дарби еще раз, вечером, в их лодочном сарае. Там между ними происходит ссора, Беа в сердцах отталкивает Дарби и убегает домой.
Она не знает, что бедолага, потеряв равновесие и упав, угодил прямо на якорь. Человек смертен внезапно, вот в чем дело.
Тело утром находит Люсия. Она примерно понимает, как у них дома оказался Дарби и что произошло в лодочном сарае, и... Как у любящей матери, первый ее инстинкт - защитить свое дитя. Хрупкая женщина перетаскивает тело здорового мужика в лодку и увозит подальше, чтобы выбросить в море. Безрассудно, конечно. Но нуаров бы не существовало, если бы все вели себя логично и благоразумно.
Домохозяйка Люсия не так уж хороша в сокрытии улик, и Дарби в скором времени всплывает.
А главное, вместе с ним всплывают и его мутные дружки. Один из них, ирландец Мартин Донелли (Джеймс Мейсон), однажды вечером появляется у Харперов дома.
Что он хочет? он хочет 5 тыс долларов за оказавшиеся в их распоряжении письма глупой Беатрис в адрес покойного.
Конечно, шантажисты (Донелли и его партнер Нэйгел) на самом деле не думают, что именно Харперы стали причиной смерти Дарби. Где обитатели богатого пригорода и где убийство очередного жулика? Но преступники пытаются сыграть на страхе обывателя перед полицией. И том, что респектабельные богатеи готовы будут расстаться с денежками, просто чтобы избежать скандала и ассоциации с именем Дарби.
Люсия не слишком-то напугана шантажом, и спокойно захлопнула бы перед носом Донелли дверь - если бы не Беатрис, которая начала паниковать, услышав о смерти Дарби.
Тем временем динамика отношений между Люсией и Донелли оказывается весьма неожиданной. Люсия ни на минуту не теряет головы и не забывает о своих обязанностях. Шантаж или убиймство - но обед у семьи должен быть по расписанию, елка (канун Рождества) стоять наряженная в гостиной, подарки куплены, а открытки отправлены. Шантажисту Донелли она уделяет времени ровно столько, сколько уделила бы зашедшему починить люстру электрику. Она может и рада была бы погрузиться в пучину паники и нуарного отчаяния - но семья не дремлет, и каждые пять минут ее окликивает голос : Мааам... (я хочу есть/пить/где мои штаны/дай доллар и тд).
Странным образом, Донелли тоже оказывается втянутым в этот водоворот повседневной жизни. Люсия привыкла управлять домочадцами, и невольно, начинает управлять и им. Благо, что место "мужчины в доме" , хотя бы таскающего тяжелые сумки, ввиду отсутствия мужа - свободно. При этом этот сюжетный поворот не выглядит неправдоподобно, так как Донелли кажется фигурой инфантильной и слабохарактерной (и именно это, очевидно, в свое время и привело его на преступную дорожку).
Что он увидел в ней: принцессу в беде или материнскую фигуру - не до конца понятно, да и не важно это. Важно, что она видит в нем... ничто. В буквальном смысле - пустое место. И это очень грустно.
В любом случае, героиня достойна всяческого восхищения. Джоан Беннетт, известная ролями роковых распутниц в "Улице греха" и "Женщина в окне" здесь максимально далека от картинной "греховности", но владеет ролью на 100% - замечательное исполнение, очень сдержанное и сильное.
Режиссер Офульс, конечно, гений - в отличии от других признанных имен, его фильмы очень редко выглядят натужно, расчетливо. Вот и здесь... события в фильме просто текут, цепляясь одно за другое, тут нет плохих персонажей (почти нет) или хороших персонажей, совершающих плохие поступки - жизнь все-таки слишком сложная штука, чтобы все делить на черное и белое. Таким вот образом Офульс подрывает концепцию нуара изнутри)) но зато концовка по-нуаровски горькая. Даже очень.
Фильм в свое время не стал успехом, несмотря на громкие имена Беннетт и Мейсона в касте. Но как оно часто и бывает с работами, опережающими свое время - слава пришла к нему гораздо позже, и сейчас этот фильм, разумеется, фигурирует в киноманских списках "Нуары, которые вы обязательно должны увидеть" и тп.
Чего и вам советую в рамках расширения кругозора - тем более, что есть русская озвучка, и кино очень короткое на самом деле.
Вы помните каких-то людей из Голливуда?
-Конечно. Когда я попал туда, Голливуд бурлил от избытка талантливых людей. Было много приехавших из Германии и других европейских стран. К примеру, Макс Офульс, который сейчас, конечно, великая и культовая фигура... Но тогда это был просто неудачливый беженец, пытавшийся найти свое место под солнцем, и так и не сумевший снять ни одной успешной голливудской картины.
Но мне он очень нравился, у него был прекрасный стиль, который он смог развить, когда вернулся в Европу, и снял La Ronde, и этот фильм - забыл название-который вы, молодые люди из Кайе дю синема, недавно вдруг окрестили новым словом в кинематографе...
(из интервью Джеймса Мейсона)