Найти тему
Гармония в семье

Мир опасен или безопасен?

Почему во взрослом возрасте мы снова и снова возвращаемся в свое детство?

В детстве формируется наша картина мира: представление о себе, других и мире.

Постепенно мы проходим 4 важных этапа, который цементируют наше мнение – уже формируя крепкие устойчивые глубинные убеждения обо всем и всех.

Самое интересное, что сначала к нам приходит осознание мира, потом других, и только потом мы начинаем познавать себя.

1️⃣ этап.

Доречевой период.

Тогда мы узнаем мир опасен или нет.

Поэтому, все перипетии, связанные с врача, больницами, отъездами мамы, оставлением у бабушки – наносят серьезный след в понимании этого мира. Здесь все формируется на уровне тела, ощущений. Это возраст, когда формируется основы понятий доверия, близости, привязанности.

"Даже если мама меня бросила в больнице одного, то что уж говорить об остальном мире"

И часто это восприятие через маму. Потому, что ребенок и мама — это одно целое.

Так как это доречевой период, то с тревожными ощущениями от того, что мир опасен стоит работать через тело.

Поэтому, деток после детдома докачивают, добаюкивают, кутают. Дают много телесности.

2️⃣этап 2-5 года

ребенок уже не общее с мамой.

Появляется самосознание.

Здесь познаются взаимодействия с другими. И то мнение, которое обо мне высказывают другие принимается за веру. Нет критической оценки, сомнения.

Если мне сказали, что я маму расстраиваю, значит я плохой. Я вижу себя через других.

Здесь накапливается опыт из тех ситуаций и реакций, которые встречаются ежедневно. Здесь много детских проверок: «А если я сделаю так, то что скажет мама». «А что будет, если я сделаю так».

Это период ярких эмоциональных реакций.

3️⃣ этап 6-8 лет

Недаром его зовут кризисным. И в детях действительно происходит нечто.

Вроде и тот же малыш, но какой-то другой.

К этому возрасту ребенок накопил уже достаточно опыта, чтобы понимать, как поступать в той или иной ситуации. Уже не подвергается сомнению.

С другой стороны, наступает период глубокой внутренней работы. До этого ребенок внутренним взором смотрел на всех. Сейчас уже начинается осмысления: «А что я?»

И …к этому возрасту все представления о себе, других и мире закристаллизованы. Мы более не можем их изменить. Только предлагать альтернативу. Заменить, удалить, переписать – не получится. Предлагаем взглянуть с разных точек зрения.

Период анализа

4️⃣ этап 12-16 лет

Сформирована устойчивая система убеждений.

Здесь описывается все, что было ранее. На самом деле, просто лишний раз ребенок убеждается. Уже нет сомнений. Все принимается как факт. Внутренняя правда. Правила игры.

Замок на дверь. Расходимся. 😉

Поэтому, снова и снова, все из детства. И есть претензии к родителям. Тревога и беспокойство, которую ты не можешь себе объяснить, понять и изменить.

Работая со взрослыми, даю тест на несколько листов, чтобы прощупать те, убеждения, которые пришли из каждого периода. И у каждого периода свой подход в плане коррекции.