Она приурочена к 130-летию со дня рождения В.В. Маяковского. Экспозиция, в которой представлено около четырехсот предметов из восьми российских музеев, повествует о взаимоотношениях двух крупнейших поэтов Серебряного века Сергея Есенина и Владимира Маяковского. Была ли на самом деле между ними поэтическая дуэль? Разные они или похожие? Как относились друг к другу? Ответ на каждый из этих вопросов скрывается в музейных витринах.
Знакомясь с экспозицией, трудно пройти мимо снимка, сделанного в 1910 году, когда 17-летний Владимир Маяковский учился в студии художника Петра Келина и штурмовал Московское училище живописи, ваяния и зодчества (первая попытка была провалена).
На этой фотографии поэт запечатлен в свободного покроя блузе, вместо галстука повязан бант. Волосы как будто специально взлохмачены, что придает его прическе небрежность. Сосредоточенный взгляд из-под хмурых бровей и молодецкая бравада. В то время Маяковскому очень хотелось попасть в круг художественной богемы, показать свою творческую дерзость. Фотокарточку сохранила и передала в Государственный музей В.В. Маяковского старшая сестра поэта – Людмила. Именно с ней еще в детстве Владимир стал ходить на занятия по рисованию к профессиональному преподавателю.
Посетители выставки могут не только узнать о литературных течениях, участниками которых были поэты. Владимир Маяковский предстает еще и как художник Окон РОСТа, театральный и кинодеятель, а Сергей Есенин – как музыкально одаренный человек и талантливый издатель.
О вхождении поэтов в мир русской литературы рассказывают первые публикации и стихотворные сборники: «Радуница» Есенина и «Я!» Маяковского. Авторы были весьма эпатажными личностями. Их неординарность проявлялась во всем: внешнем виде, манере одеваться, декламировать стихи. Большое внимание на выставке привлекает реконструкция знаменитой современной черно-желтой кофты, в которой выступал Владимир Маяковский, и костюм в традиционном русском стиле начала ХХ века. В подобном костюме предпочитал выступать и читать публике свои стихи Сергей Есенин.
Особое место в экспозиции занимают подлинные мемориальные вещи: шляпа, дорожный набор В.В. Маяковского, цилиндр, трость, запонки, булавка для галстука С.А. Есенина. На выставке можно увидеть предметы, привезенные поэтами из-за граничных поездок. В их числе – котелок, жилет, прижизненные издания, фотографии Сергея Есенина. В соседней витрине – визитные карточки, галстук, чемодан, трость, приобретенная Маяковским в Мексике, кожаные полуботинки, купленные во Франции. Среди аутентичных экспонатов – авторучка «Parkeг», датируемая первой половиной 1920-х годов. В Америке Маяковский купил две невероятно дорогие ручки этой фирмы для себя и приятеля – художника Алексея Левина. Однако свой экземпляр поэт быстро потерял. Но эта ручка так запала Маяковскому в душу, что он несколько месяцев преследовал Левина с просьбой вернуть подарок. Уставший от такого поведения друга, художник сказал, что отдаст Маяковскому «Parkeг», если тот прилюдно встанет на колени и попросит его об этом. Маяковский выполнил условие на одном из своих концертов и получил ручку обратно.
Одной из ключевых тем в лирике двух поэтов была, конечно, любовь. Это прекрасное чувство вдохновляло авторов и позволяло создавать настоящие шедевры. Музой Маяковского была Лиля Брик. В экспозиции можно увидеть ее пудреницу и книги, посвященные ей. В одной из витрин представлены личные вещи Августы Миклашевской, которой Есенин посвятил цикл стихотворений «Любовь хулигана». Рядом лежит рукопись произведения «Зеленая прическа», посвященного Лидии Кашиной.
Судьба поэтов сложилась трагически. Сначала ушел из жизни Есенин. На гибель лирика Маяковский откликнулся строками, рукопись которых тоже представлена в экспозиции.
Вероника Милова
Фото автора
Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"!
Мы каждый день рассказываем о событиях, которые происходят в регионе, пишем о людях, которые меняют область к лучшему)
Присоединяйтесь к нашему каналу. Читайте материалы, пишите в комментариях отклики или ставьте лайки! Ваши поддержка и интерес очень важны!
Другие материалы автора: