Непопулярная тема
Со времени окончания Великой отечественной войны прошло почти 80 лет.
Символ свастики в СССР с 1923 года начал и к 1941 году стал прочно ассоциироваться с величайшим на тот момент мировым злом - немецким фашизмом. Сколько горя и страданий принес фашизм всем странам - участницам Второй Мировой войны. В первую очередь это касается Советского Союза, понесшего самые большие потери и практически в одиночку вынесшим всю её тяжесть. Считаю, что история должна быть такая, какая она была на самом деле, а не как говорил наш великий сатирик М.Задорнов - "Россия, это страна с непредсказуемым прошлым", переписанная в очередной раз в угоду кому-либо. Тема эта непопулярная и про нее мало кто знает.
Что такое СВАСТИКА?
Свастика – индийский и тибетский символ плодородия, защиты и благополучия. Этот знак встречается в раскопках эпохи палеолита до 25 тысяч лет назад, он был распространён по всему миру. Правосторонняя свастика означает вращение Солнца, левосторонняя – Луны, также различие мужского и женского начала, а ещё считается что правосторонняя - сеющая, а левосторонняя - собирающая. Вплоть до нашего времени правосторонний знак используется в буддистской символике, левосторонний – в тибетской религии бон.
В начале XX века символ свастики вошёл в моду в Европе и Америке. Его изображали на популярной продукции, вроде фирменных бутылок Кока-колы, печатали на поздравительных открытках, использовали в рекламе.
Русское название свастики — «коловрат», т.е. «солнцеворот» («коло» — древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни — над смертью. К сожалению, в России и во многих других странах в наше время этот древний комплексный символ или Соёмбо (от санскрит — «самозародившийся», восходящий к индо-буддийскому наследию, прочно ассоциируется с идеологией и философией фашизма. Только сам символ в этом не виноват. Таким его сделали люди, точнее НЕЛЮДИ, за 20 лет вывернувшие его первоначальный смысл наизнанку.
КоАП РФ. Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 332-ФЗ)
1. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения;
- на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Но в первые годы Советской России свастика была просто символом, не несшим в себе такой идеологической нагрузки, какую он приобрел "благодаря" немецкому фашизму через 10 лет. В тот период этот знак носили даже красноармейцы - причем это было задолго до прихода к власти в Германии А.Гитлера.
Сейчас в интернете есть любая информация в открытом доступе. В поисковике набираешь "свастика в ркка" и получаешь кучу статей, фото- и видеоматериалов. Надо только выбрать что нужно :
- Нашлась картинка наградного знака РККА с изображением свастики.
- На шинели красного командира пехотного полка образца 1918 года - нарукавная нашивка со свастикой. Два "кубаря" ниже на рукаве означают должность "командир отдельного взвода", а позже и звание "лейтенант".
Знак красного командира - золотое и серебряное шитье.
Знак рядового красноармейца (простая трафаретная печать).
Все по приказу.
Алые нарукавные нашивки с золотой свастикой вводились в войсках РККА Юго-Восточного фронта, воевавшего против частей Деникина. Но, существовали они очень недолго - всего-то с ноября 1919 по 1920 год, и предназначались только и исключительно для бойцов калмыцкой дивизии - как отличительный знак. Названа эта фигура в приказе вовсе не свастикой, а знаком "люнгтн".
«Приказ войскам Юго-Восточного фронта №213 гор. Саратов 3 ноября 1919 года»
Утверждается отличительный нарукавный знак калмыцких формирований, согласно прилагаемых чертежа и описания. Право ношения присвоить всему командному составу и красноармейцам существующих и формируемых калмыцких частей, согласно указаний приказа РВС республики с. г. за №116.
Командующий фронтом Шорин
Член Революционного военного совета Трифонов
Врио. начальника Генерального штаба Пугачев».
Приложение к приказу войскам Юго-Восточного фронта с. г. №213
Описание
«Ромб размером 15 х 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре — венок, в середине которого «люнгтн» с надписью «Р. С. Ф. С. Р.». Диаметр звезды — 15 мм, венка 6 см, размер «люнгтн» — 27 мм, буква — 6 мм.
Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный.
Звезда, «люнгтн» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев — желтой краской), самый венок и надпись — серебром (для красноармейцев — белой краской)».
Носилась такая нашивка на левом рукаве, на уровне плеча.
Вернемся к наградному знаку ЛЮНГТН
Долгие годы фалеристы считали, что «люнгтн» - это какая-то аббревиатура, а значит, может быть расшифрована. Но оказалось все проще, и сложнее одновременно.
Более удобный для русского уха вариант этого названия - "лунгта". Это характерный для всего буддийского Востока символ, означающий коловращение жизненной энергии, вихрь, приносящий изменения. Калмыки - как раз буддисты, а по своему значению ЛУНГТА вполне соответствовала духу революционного времени.
Свастика в приказе названа "люнгнт" — это явно не славянское название — гелюнг у калмыков есть такой сан монаха. И самое главное была введена исключительно для калмыков, монгольского народа, исповедующего буддизм и для которого свастика является распространенным символом. Таким образом, свастика Юго-Западного фронта никакого отношения не имеет ни к России, ни к славянам, ни к русскому народу. Свастика была принята для калмыцких национальных частей и просуществовала в этом качестве один год, до 1920 г.
В ноябре 1922 года в газете «Известия» было опубликовано (ныне напрочь забытое) «Предупреждение» наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского (Анатолия Александровича Антонова) :
«На многих украшениях и плакатах» по недоразумению употребляется орнамент, называющийся свастикой (равноконечный крест с загнутыми концами влево).
Т.к. свастика представляет собою кокарду глубоко контр-революционной немецкой организации ОРГЕШ, а в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом, производящим, в особенности на иностранцев, глубоко отрицательное впечатление».
Таким образом, Луначарский по сути прямо запретил использование свастики. И хотя наказание за нарушение не было установлено, все понимали, что в действительности за ним дело не станет – революционное время было слишком кровавым. Свастика постепенно исчезла из наглядной агитации советской повседневности. Хотя до 1924 г. ее все еще продолжали использовать в нарукавных знаках красноармейцев ряда частей. В СССР любое использование свастики в художественных и геральдических целях было фактически запрещено. Нарком "зарубил" свастику и любые похожие на нее знаки именно из-за того, что она набирала популярность у немецких крайних правых, которые считались в СССР ярыми реакционерами - у группы «Оргеш».
Оргеш - Оргэш, Оргеш-Орка, «Организация Эшериха» (нем. Organisation Escherich или, сокращенно, нем. Orgesch) — одна из первых фашистских организаций в Германии (главным образом в Баварии), возникшая в 1918 г. Оргеш представляла собой военизированные союзы самообороны баварской «гражданской милиции». Основателем организации был Георг Эшерих. В 1923 году в Германии прошёл съезд нацистов, где Адольф Гитлер выступил под новой эмблемой: чёрная свастика в белом круге на красном фоне. Будущий фюрер объяснил этот знак, как символ борьбы с евреями и коммунистами. После такого заявления свастика в СССР начала повсеместно искореняться.
Отголоски, которые сохранились до наших дней
Учитывая, что свастика в первую очередь является сакральным символом, её изображение сохраняется в церковном обиходе: на праздничных одеждах духовенства и в оформлении храмов. В частности, этот знак можно видеть в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга и Софийском соборе Киева.
В начале 40-х годов в одной из деревень Вологодской области сотрудник НКВД увидел в избе в красном углу полотенце-убрус.
В его середине светом от лампадки высвечивалась большая сложная свастика, а по краям шли узоры из небольших ромбических крестов с загнутыми концами. Увидев свастику, сотрудник пришел в ярость. Хозяин дома с трудом ему объяснил, что на полотенце не свастика, а «Косматый Ярко», и узоры на боковых полосах – это «гуськи». Сотрудник НКВД обошел все избы в деревне и убедился, что «ярки» и «гуськи» имеются в каждом крестьянском доме.
Таких случаев было много. Начиная с 30-х гг. ХХ в. комсомольцы боролись со свастикой. Во время войны спецотряды НКВД изымали у сельского населения вещи со свастикой и уничтожали. До сих пор коренное население Вологодской области финно-угорский народ вепсы, который компактно проживает на северо-западе области, хранит память о 40-х годах прошлого столетия, когда им запретили вышивать крест с загнутыми концами на одеждах, исконно бытовавших в их культуре.
Показателен случай в Демидовском районе Смоленской области, где в основном компактно проживают белорусы. Основатель музея «Смоленские украсы» В.И. Грушенко в 80-е гг. ХХ в. зашел в местный краеведческий музей к директору и застал его за любопытным занятием. Директор, немолодой уже мужчина, срезал бритвой кресты с загнутыми концами с музейных божников-полотенец. Нисколько не смутившись, он пояснил, что ему неудобно перед посетителями и гостями, а особенно перед начальством за «фашистскую свастику» на местных божниках. Пример показывает, сколь в те годы сильна была большевистская «антисвастическая», читай «антифашистская» прививка у старшего поколения. К сожалению, через 80 лет после войны, от военного поколения мало кто остался, а молодежь про войну не знает и не хочет знать. Фашизм вновь поднимает голову. Яркий пример тому - события в Украине. Да и в России не стенах и заборах можно видеть намалеванную свастику, явно не похожую на узоры на полотенцах. Это говорит о короткой памяти и отсутствии патриотического воспитания молодого поколения.
В 1980-е издательство «Художник РСФСР» готовило альбом «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея». На одной из цветных вкладок был изображен подвес, на котором среди других узоров встречались кресты с загнутыми концами. При изготовлении пробных экземпляров в типографии ГДР немецкие исполнители (!) обвели их на контрольном отпечатке и поставили знак вопроса. В результате готовый альбом уже не содержал изображений «крестов с загнутыми концами».
Статья не занимается пропагандой фашистской символики. В ней рассмотрен всего-лишь небольшой эпизод из истории нашей России. Что было - то было, а из истории, как и из песни - слов не выбросишь.