Для каждого владельца лодки или катера очень важен выбор подвесного мотора. Для того чтобы правильно выбрать наиболее подходящую модель, требуется учесть несколько моментов. Прежде всего, следует изучить паспортные характеристики вашей лодки.
Как выбрать мощность двигателя?
Наиболее важный вопрос – допускается ли глиссирование?
Глиссирование – это режим движения с большой скоростью, при которой в воде оказывается только небольшая часть лодочного корпуса. При этом в большой степени вес лодки с грузом и экипажем компенсируется за счет подъемной силы, создаваемой этой частью. Если ваше средство передвижения на воде не предназначено для работы в таком режиме, тогда следует ограничиваться не слишком мощным двигателем (около 2-15 л.с.). Дополнительная мощность не обеспечит ощутимого прироста скорости, зато вызовет сильное волнообразование.
Определяем мощность глиссирующей лодки
Если лодка глиссирующая, недостаточное количество «лошадок» двигателя не позволит ей развивать максимальную скорость или даже вовсе не позволит выходить на глиссирование (особенно при большой нагрузке). Условиями для выхода на глиссирование принято считать соотношение мощности (лошадиных сил) к общему весу лодки.
Мощность должна превышать вес в соотношении 1 к 25 , если хорошо выражен киль; 1 к 20 для улучшенных моделей; для оптимизированных под глиссирование – 1 к 35. Однако меру необходимо соблюдать, ведь при избыточной мощности лодка может проявить себя недостаточно устойчивой. В этом случае значительно возрастает риск опрокидывания, что зачастую может привести к фатальным последствиям. Поэтому обязательно изучите ограничения, указанные в паспорте.
Двухтактный или четырехтактный двигатель?
Итак, решая вопрос о том, как выбрать подвесные лодочные моторы, нужно также определиться, нужен двухтактный или четырехтактный двигатель? У двухтактных большая удельная мощность (из расчета на килограмм веса). В подавляющем большинстве случаев их параметров вполне достаточно для всех нужд. Но там, где возникает необходимость повышенной экономичности и "чистоты" эксплуатации, а также нужны минимальные шумы и вибрации, следует обратить свое внимание на четырехтактные агрегаты. Их больший вес чаще всего окупается вышеозначенными достоинствами, при этом более экономичный расход топлива при интенсивной эксплуатации уже за пару лет окупит разницу в цене.
Длина "ноги"
«Ногой» называют внешний вид части двигателя, которая объединяет дейдвудную трубу (с находящимся в ней вертикальным валом и каналами системы выхлопа), с обтекателем редуктора и выступающим из него валом гребного винта. У "ноги" основное назначение заключается в обеспечении заглубления гребного винта и отверстия выхлопа на оптимальную глубину. Мелко сидящий винт не будет развивать необходимую тягу. Глубоко погруженный работает эффективнее, но возросшее давление воды на систему выхлопа неизбежно снижает мощность двигателя, при этом возрастает риск повредить винт на мелях. Поэтому размер "ноги" зависит напрямую от высоты транца. Для небольших лодок вполне подойдет мотор с обычной или короткой "ногой" (S). Крупные модели требуют "ногу" большего размера (L), а морские катера – длинные (X или Z).
Зажигание: обычное или электронное?
Применяемая ранее система зажигания, с использованием контактного прерывателя, образовывала искру недостаточной силы, поэтому бесконтактная современная электронная система зажигания обеспечивает более надежный и быстрый пуск двигателя, а также более устойчивую его работу на небольших оборотах. Также не забывайте о правильной обкатке нового мотора, значительно продлевающей его ресурс.
Всем спасибо за внимание! Ни хвоста, ни чешуи, рыболовы!