Порой фильмы, основанные на реальных событиях, берутся изобразить такие события, которые заинтересуют заведомо небольшой круг зрителей. Например, любителей недорогих камерных политических американских триллеров. Думаю, “Реалити” как раз для таких.
Если бы его мировая премьера не состоялась на 73-м Берлинском международном кинофестивале 18 февраля 2023 года, то я бы о таком фильме и не услышал. А если бы услышал, то совсем не факт, что стал бы смотреть.
Но скорый выход на стриминге, который сегодня зовётся Max, небольшая продолжительность в 80 минут и главная звезда фильма Сидни Суини заставили меня посмотреть эту картину. Поэтому сегодня Кирин расскажет про историю Реалити Уиннер, поставленную дебютанткой Тиной Саттер.
Я почти уверен, что Вы не станете смотреть этот фильм, но на всякий случай предупреждаю: если хотите сохранить впечатления – не читайте ничего про сюжет (кроме моего описания) и про лёгшие в основу события. Обойдусь без спойлеров и я.
О сюжете.
Сюжетная завязка у картины такая.
9 мая 2017 года молодая девушка по имени Реалити Уиннер, бывший переводчик АНБ и ветеран ВВС (не спрашивайте меня, как всё это соотносится с эпитетом “молодая”, но девушка родилась в 1991 году), смотрит репортаж Fox News об увольнении Джеймса Коми президентом Дональдом Трампом по телевизору в своем офисе.
А 25 дней спустя, 3 июня, Уиннер возвращается домой из продуктового магазина, где сталкивается с агентами ФБР Тейлор (Маршант Гаррик) и Гарриком (Джош Хэмилтон), которые объясняют, что у них есть ордер на обыск её дома и её вещей. Попутно они ведут аудиозапись.
Собственно весь фильм представляет собой художественную реконструкцию событий, которые зафиксировал диктофон, дословно передающую диалоги героев. "Правда не может быть отредактирована", - гласит слоган.
Чем примечательно это кино.
Американский политический аспект теперь очевиден. Как и камерность с бюджетностью. Как и низкий спрос у отечественного зрителя.
И всё же, если откинуть политику и смотреть фильм, как историю человека, то “Реалити” предстанет напряжённым триллером с явным психологическим оттенком. Который только усиливается от того, что показанные на экране события происходили на самом деле. Создатели не дадут зрителю об этом забыть, уж поверьте.
Собственно я так и смотрел: не зная ровным счётом ничего. Кроме того, что критики картину хвалили, как и игру Суини, карьера которой стремительно полетела вверх после участия в молодёжной драме того же стриминга Мах “Эйфория”.
И картина затянула меня практически сразу. Потому что после короткого вступления повествование сразу переходит к делу – начинается диалог с агентами. Несмотря на непринуждённость и дружественность, с которых начинается беседа, дискомфорт сразу буквально начинает сочится с экрана. Его тщательно скрывает главная героиня, но от того это чувство становится только сильнее. Девушку долго не пускают в собственный дом, не дают забрать вещи из машины, забирают телефон, начинают обыскивать дом, а диалог к финалу превратится в допрос.
Минималистичные кинематографические приёмы только углубляют ощущение реальности и дискомфорта. А чем дальше развивается история, тем больше откроется неподготовленному и несведущему зрителю, каким был я во время просмотра. И полученные от просмотра ощущения стоили того.
Итог.
Результат при полном отсутствии продвижения вполне очевидный. Сборы в кинотеатрах всего 1,1 млн. $, а сведения о просмотрах стримингом не афишировались. Но если посмотреть на количество оценок, то можно догадаться, что фильм далеко не самый популярный у аудитории.
И всё же картина получилась очень достойной и качественной, как в техническом плане, так и в сюжетном. Реальная американская действительность – далеко не сказка, как порой может показаться по Голливудским фильмам. А реальность кинолюбителя всегда зависит от его личных взглядов. Поэтому-то Хорошее Кино у каждого своё, даже если вкусы порой сходятся.
- Кинопоиск: 6.2 (1,2 тысячи оценок)
- IMDb: 6.7 (12,8 тысяч оценок)
- Роттен Томатос, зрители: 66 % (250+ отзывов)
- Роттен Томатос, критики: 93 % (92 рецензии)
- Метакритик: 83 из 100 (27 рецензий)