Краткое вступление
Недавно прочитал о том, что для того, чтобы вести нормально канал, особенно на первых порах, необходимо дать системе понять, что ты способен работать регулярно и выдавать статьи с известной периодичностью. Для новичков рекомендуется писать хотя бы по две статьи в день, чтобы система к тебе "привыкла".
Правило ясное, но, вот, я стал замечать за собой, что если я гонюсь за объемом, то сильно начинает страдать качество, поэтому передо мной стоит дилемма: или работать вдумчивей, или сделать ставку на количество (которое, как известно, переходит-таки в качество). Тем не менее, мне бы не хотелось, чтобы те, кто еще заглядывает ко мне, получали что-то сырое и неинтересное. Поэтому я часто пропадаю с радаров.
Тем не менее, бывают эпизоды, когда какими-то размышлениями и идеями очень хочется поделиться. И это одна из них.
Кратенько о жанре хоррор в отечественной литературе
Когда мы говорим о классике в жанре ужасов, то редко кто задумывается о том, что и в нашем Отечестве, этот жанр был представлен весьма достойно, и у нас точно так же, литература, описывающая столкновение человека с древними, иногда крайне враждебными силами, представлен довольно богато.
Скажем так, что человеку свойственно испытывать страх... Да, благодарностей не надо, искренне ваш, майор Очевидность Павел Егорыч. И это чувство, перед скрытыми силами мироздания, таящимися в темноте пещер, тенях густых лесов и мраке ночи, оформлялось в бесчисленные поэтические произведения, полные глубинной народной мудрости, о масках, утопленницах, заложенных покойниках, стрыгах, ведьмах, упырях, и вурдалаках и прочих, и прочих.
Народный фольклор инародные предания служили благодатной почвой, питательной средой для талантливых отечественных писателей, чьи произведения вошли в фонд мировой классики. Например, для Александра Сергеевича Пушкина с его "Песнями Западных Славян", или элементами мистики в "Евгении Онегине", отображенными во сне Татьяны, в произведениях Николая Васильевича Гоголя, Ивана Сергеевича Тургенева, Антона Павловича Чехова и др.
Особый интерес к жанру мистики и ужаса, в той его, не побоюсь этого слова, эсхатологической личине, проявился в нашей стране в период, именуемый Серебряным Веком. Когда в литературе появились символисты, такие как Валерий Яковлевич Брюсов, Андрей Белый и другие, такие как Николай Степанович Гумилев, Максимилиан Александрович Волошин и многие другие.
Именно тогда, в литературе проявился особый интерес к иной, скрывающейся за завесой материи, стороне жизни.
Обусловлено это было, на наш взгляд, тем, что сама обстановка в Империи напоминала летние сумерки, возникающие, когда на темнеющее небо наползают жирные, черные грозовые тучи. Слышатся отдаленные раскаты грома, вдалеке сверкают зарницы, расцвечивая подбрюшье клубящихся, набухших дождем облаков, в холодные, восхитительно-грозные цвета. Когда ветер рвет кроны деревьев, будто разгоряченный, опьяненный молодостью и силой всадник, горячит легконогого коня, щелкает невидимым кнутом и испускает грозные и радостные крики, вырвавшись на свободу. Тогда мир обретает особую резкость, контрастность. Ярче становятся краски, а очертания предметов, как будто, приобретают тени иных форм.
Так и в атмосфере того времени витало предчувствие грядущих бурь, катастроф и великих свершений. И люди, ощущая себя крохотными, бессильными, как сухие листья, подхваченные бурным потоком вод, чувствовали беспомощность перед силами судьбы, и искали утешения в занятиях оккультизмом, верой в мистику и сверхъестественное, в так же в то, что при должном умении, имея необходимые знания, эти силы можно попытаться обуздать.
Правда, и цена может быть крайне высока. Отсюда и романтика обреченности, восхищение и любование красотой обреченности, бессмысленности сопротивления. Отсюда ужас и упоение жертвенностью перед древними и могучими силами, скрытыми под покровами материального мира, но рвущимися в эту реальность, играющими с людьми как с послушными марионетками.
Но, как и во все времена, писатель, как и психолог, стремится постичь смысл происходящего, вскрыть саму сущность процессов, протекающих вокруг него и в нем самом, и через это, хоть ненамного, но приблизиться к тем тайнам бытия, к фундаментальным законам, по которым действует наш мир.
Так, в рассказах "Упырь" и "Семья вурдалака", Алексей Константинович Толстой рассказывает о том, насколько опасно пренебрегать мудростью поколений, выстраданной великим множеством наших предков. О том, как опасно пытаться проникнуть в тайны бытия забавы ради, не испытывая должного почтения и уважения перед теми силами, которые существовали в мире еще задолго до того, как первый человек приручил огонь и научился создавать орудия труда и войны.
Мне думается, именно в этом отличие классического отечественного ужаса. В его попытке понять, как устроен наш мир, и что за силы в нем действуют, как они влияют на человека, и что делать при столкновении с ними.
Конечно, это встречается в литературе ужасов и за рубежом, но, тем не менее, отечественный хоррор иной, более склонный ставить перед собой вопросы о том, что есть человек, каково его место в мироздании, так ли уж оно предопределено, и может ли человек что-то изменить?
А что думаете вы?
С уважением,
Василий Московский
#василий_московский #заметки #размышления