В 2021 году в России вдруг стали активно продвигать разработанную некогда в США архитектуру RISC-V. Производитель вычислительной техники «Аквариус» планировал начать выпуск микроэлектроники на этой архитектуре и получить на проект субсидию Минпромторга. Однако «Росатом» разыграл дебют на доске импортозамещения. Не так давно было объявлено, что именно эта компания будет разрабатывать российские литографические сканеры. Давайте разбираться.
Борьба со своими
На конференции ЦИПР-2021 возникла дискуссия о перспективах использования в отечественных процессорах системы команд RISC-V, которую в России продвигает компания «КНС групп» (Yadro). В ближайшие годы она рассчитывает разработать такие процессоры и начать поставлять их для оснащения систем хранения данных.
Громче всех тогда звучали почему-то голоса из-за рубежа, в частности, некоторых бывших сотрудников МЦСТ. А ещё из общего хора выбивалась уже запятнавшая себя отстаиванием интересов опять же американской компании IBM российская Yadro.
А в 2021 году информационную кампанию против исконно российской архитектуры от МЦСТ развернули крупные внутренние игроки:
«Крупнейшие российские потребители серверного оборудования, включая АЛРОСА и «Сбер», подвергли критике вычислительную технику на отечественных процессорах в связи с низкой производительностью и энергоэффективностью, а также более высокой по сравнению с зарубежными аналогами ценой», — сообщает cnews.ru.
И это при том, что процессоры работали. Изначальная позиция «фи» выросла из дороговизны по сравнению с заграничными аналогами. Однако напомним, что на архитектуре от МЦСТ существуют высокопроизводительные процессоры «Эльбрус». А на трижды хваленом RISC-V их только предстоит разработать.
«Американский стартап Ventana Micro Systems представил высокопроизводительный серверный процессор на архитектуре RISC-V ― Veyron V1. Чип изготавливается по 5-нанометровому техпроцессу. Однако никаких данных о производительности процессора в реальных рабочих нагрузках не приведено», — пишут в DNS.
А перед глазами опять-таки рабочие процессоры «Эльбрус». И казалось бы, бери да делай, но для российских чиновников по какой-то неизвестной причине этот вопрос оказался очень сложным. И чаша весов начала склоняться в сторону созданной некогда в американском институте для учебных целей процессорной архитектуры. И что в итоге?
Новые обороты в микроэлектронике
Решение по RISC-V всё-таки приняли. А разработчика МЦСТ в результате купил «Росатом». Честно говоря, мы тогда немного переживали о том, что не может МЦСТ стать просто нишевой компанией, которая разрабатывает решение для специфических задач «Росатома». А сегодня выясняется, что именно атомный гигант и будет развивать технологии российских литографических сканеров. Мы рассказывали об этом в первой части. И в этом есть на самом деле огромный смысл. Спрашиваете, какой?
По мере миниатюризации микроэлектроники и применения всё новых видов излучения с более короткой длиной волны становится трудно подбирать подходящие источники энергии. Например, сегодня уже дошли до почти рентгеновского спектра. И, по прогнозам учёных, дальше лазеры не смогут обеспечивать необходимые характеристики. Вопрос: что сможет?
«Есть ещё одно направление безмасочной EUV-фотолитографии, а именно использование синхротронного излучения в качестве основного источника в литографическом оборудовании.
И в России в марте 2022 года по заказу Минпромторга приступили к разработке концепции безмасочного рентген-фотолитографа с длиной волны менее 13,5 нм на базе синхротронного источника. На эти работы было выделено 670 миллионов рублей», — 3DNews.
Очевидно, физики знают ответ на этот вопрос, и этот ответ — ускоритель частиц. А знаете, кто обладает обширными компетенциями в области ядерной физики и создания разных ускорителей для прикладных и фундаментальных задач? Кажется, вы начали догадываться, к чему мы ведём. Да, именно «Росатом», ведь без этого раздела физики невозможна в принципе ядерная и в перспективе термоядерная энергетика. Так что, во-первых, у «Росатома» есть средства, и во-вторых, есть возможности, ибо это его область деятельности.
А та самая RISC-V теперь остаётся на откуп частных компаний. Если смогут — хорошо, а если и нет — то померла, так померла. У России останется своя собственная VLIW-архитектура, которая, по сути, не имеет аналогов в мире. Соответственно, в мире нет и компетенций по созданию такой, и специалистов. Следовательно, искать уязвимости у этой архитектуры для нанесения вреда будет некому. Всё еще хотите задать вопрос: почему именно «Эльбрус», а не RISC-V, MIPS, ARM или х86?
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте далее:
Материал создан при поддержке проекта SFERA