Найти тему
АиФ–Тула

Карточки и мультики. Спасшая детей учительница из Тулы о школьных буднях

   «Не помогайте детям выполнять домашние задания. Учителю должно быть понятно, над чем работать с ребёнком».
«Не помогайте детям выполнять домашние задания. Учителю должно быть понятно, над чем работать с ребёнком».

Татьяна Шуленина проснулась знаменитой после того, как спасла детей - сумела остановить автобус с потерявшим сознание водителем. Tula.aif.ru пообщался с отважной учительницей и узнал о ее работе в школе и обрушевшейся популярности.

Не трожь учителя

Олег Бондарь, tula.aif.ru: Татьяна Владимировна, как вам работается с детьми?

Татьяна Шуленина: Прекрасно. А вопросы если и возникают, то чаще не к детям, а к их родителям. Но говорю сейчас не о своём классе конкретно, а о ситуации в целом. Последнее время наметилась тенденция к тому, чтобы учителей не хвалить, а ругать. Наверное, в каждом классе каждой школы есть родители, позволяющие себе склонять учителей.

- Но некоторых-то учителей, наверное, и есть за что поругать?

- Может быть и есть, но я таких не знаю и поэтому судить не берусь. В любом случае, обсуждать учителей в присутствии детей, а некоторые папы и мамы себе это позволяют, считаю недопустимым. Это же на корню подрывает авторитет педагогов, что неприемлемо в контексте всего воспитательно-образовательного процесса. Это вред прежде всего для самого ребёнка, который начинает отдаляться и противопоставлять себя учителю. А ещё хуже, наслушавшись выяснений отношений родителей с педагогом по телефону, он приходит в школу и давай всем рассказывать, как папа или мама дали учителю втык.

При этом родители порою могут предъявлять претензии, не разобравшись в ситуации, выслушивая лишь одну сторону - ребёнка, жалующегося на учителя, мол, тот неправильно оценку ему поставил. Например, отличник приносит домой двойку, родители, естественно, возмущаются: «Как же так... сын у нас пятёрочник и вдруг на тебе... » И начинают обвинять учителя: звонить, выяснять отношения и так далее. А потом этот отличник вдруг признаётся, что урок-то он, оказывается, не выучил. Вот и получается, что виноват не тот, кто двойку поставил, а тот, кто её заслужил. К тому же, родители ещё и проконтролировать ребёнка не могли, потому как куда-то уезжали. В этом случае, считаю, взрослым нужно было позвонить и предупредить о ситуации, учитель ведь может войти в положение и понять.

При этом всегда говорю родителям, чтобы они не помогали детям выполнять домашние задания - пусть они самостоятельно всё делают, чтобы их ошибки были видны и учителям потом было понятно, над чем работать с каждым ребёнком. Иначе, если ребёнок всё просто спишет или за него задание сделают родители. Ошибка так и останется для него ошибкой, и на неё потом будут наслаиваться другие недоработки.

Что бы такого придумать

- Как оцениваете современные программы обучения?

- Могу говорить только о начальной школе. Сегодня есть масса средств и возможностей для реализации творческого подхода к обучению. И это всё совсем не лишнее. Если учитель заинтересован в своей работе и ему это необходимо, то он создаст условия, при которых ребёнок будет усваивать материал и быстрее, и с большим интересом. Меня и саму это увлекает. Учитель ведь не просто на урок приходит, он к нему готовится. И когда заглядываю в методичку, то, как правило, что-то дополнительно приходит на ум по предстоящей теме, и я тут же начинаю размышлять: как это сделать. Дети больше склонны к зрительному восприятию. Если они что-то видят, то лучше запоминают. Например, если на уроке по предмету «Окружающий мир» мы проходим птиц, то можно найти несколько видео или мультиков с различными птицами - перелётными и теми, которые остаются на зимовку. Это будет интересно. А ещё был урок на тему «Кто такой историк» и мы не ограничились только объяснениями, но ещё и наглядно показали некоторые события и факты, то есть продемонстрировали и то, что изучает история.

Можно не только видео показывать, но и карточки различные распечатывать в виде заданий или тестов. Да много ещё чего можно придумать. Маленькие дети приходят в школу, смотрят с любопытством по сторонам и не все ещё даже и понимают: зачем их сюда привели и что от них хотят... И вот стараешься им что-то объяснять, что-то делать для них... Когда осознаёшь, что они вдруг начинают понимать и у них что-то получается, становится очень приятно. Они и сами от этого радуются.

- А что ещё должен делать учитель из того, что он делать, в общем-то, и не должен?

- Считаю, что педагог должен общаться с детьми не только на темы уроков. Мне, например, нравится рассказывать им о своей жизни, о различных историях и приводить примеры того, как делать не надо. Кто-то может быть учится на своих ошибках, а кто-то примет к сведению и чужие. Так однажды рассказала ребятам, как, будучи ребёнком, бросилась в пруд спасать утёнка, который запутался в рыболовных сетях. Я тогда сама упала в воду, а плавать не умела, и меня тоже пришлось спасать. А рассказала для того, чтобы они поняли: в такой ситуации лучше звать взрослых. Дети всегда живо реагируют на подобные примеры и просят рассказать ещё что-нибудь. Очень важно установить с ними человеческий контакт.

- Стремитесь к тому, чтобы дети чувствовали себя с вами на равных?

- Не совсем так. Когда я учитель, то я именно учитель и они у меня сидят тихо и спокойно. А когда общаемся на внеклассные темы, то я позволяю им быть уже более непосредственными, при этом всё равно веду себя, как старший товарищ.

Недавно после уроков предложила им попить чаю. Сходили вместе в магазин, купили торт и вернулись в класс. Было интересно поговорить на общие темы и мне, и им. Они потом попросили дискотеку устроить, но я не разрешила, ведь в старших классах уроки ещё не закончились.

И автобус на ходу остановит

- Изменилось ли к вам отношение, после того как предотвратили трагедию из-за потерявшего управление автобуса?

- Конечно, испытала к себе повышенный интерес. Некоторые подходили и откровенно признавались, что не ожидали такого героического поступка от столь неприметного человека как я. Другие говорили, что я молодец, восхищались. Но нос я не задрала, хотя самоощущение, конечно, изменилось. Стала замечать, что чувствую себя в определённых ситуациях поуверенней. Раньше могла где-то растеряться, а сейчас, если понимаю, что права, то и веду себя соответствующе. Но каким-то необычным человеком себя всё равно не считаю.

Коллеги говорят, что я нашу школу сделала знаменитой, и нас теперь и по телевизору показывают, и в газетах о нас пишут. Все этим очень гордятся. - А для учеников своих примером стали?

- Думаю, что да. Ведь некоторые из них говорят мне, что я теперь их кумир. А ещё дочь рассказывала, что ребята из других классов очень живо меня обсуждали и говорили моим ученикам: «Классный у вас учитель». Сама, правда, такого не слышала.

- А из других регионов не пытались вас найти и пообщаться?

- Писали очень много и не только дети, но и взрослые: из Курска, Татарстана, Воркуты... Через соцсети скидывали газетные статьи обо мне с моими фотографиями, ставили лайки, а ещё на моей страничке стало появляться очень много предложений дружбы. Просто огромное количество людей находили меня и оставляли свои комментарии. Но настоящую популярность ощутила, когда губернатор вручал награду. В тот день приехала в Тулу пораньше, думала, спокойно подготовлюсь. Не получилось. Постоянно звонили - то из министерства, то журналисты. Да и просто люди подходили поговорить. Получилось, что я никого там не знала, но меня уже знали все.