Родители задаются не только этими вопросами, но и другими, вполне справедливыми:
- Двойка появилась через 2 недели после события и как ребенку вспомнить, за что? Имеют ли право учителя так поступать?
- Во втором классе учитель снижает оценку до 3 и 2 за почерк и оформление работы. Ребенок трудился весь урок, все задания сделаны без ошибок. Это новые стандарты, то есть интеллектуальный труд ребенка не оценивается? Главное — красиво и оформлено по ФГОС?
- Можно ли снижать оценку второклассника за неправильный наклон букв? Ведь чистописания у них еще нет.
- Ребенок просит дополнительное задание у учителя, чтобы исправить оценку, но учитель его не дает — законно ли это?
- Может ли учитель исправить оценку в журнале или он может поставить новую рядом?
- В какой срок учитель должен выставлять оценки в электронный журнал?
- Имеют ли право учителя снижать оценку по физкультуре из-за поведения?
- Учитель ставит 2 за поведение в электронный журнал — оценка потом влияет на общую оценку. Законно ли это?
В законодательстве России критерии выставления оценок не закреплены, то есть единых государственных стандартов нет. Обычно правила выставления оценок устанавливаются собственными актами школы.
На сайте школы в разделе «документы» должен быть акт, например, «Положение о системе оценок» или «Положение о выставлении текущих и итоговых оценок» (может называться по-разному). В этом документе описывается порядок того, как выставляются оценки, в том числе и в спорных случаях.
Если документ не размещен в интернете, стоит сделать запрос в саму образовательную организацию.
Если у школы подобный акт отсутствует, то решение о наиболее подходящей оценке остается за учителем (как часть его свободы выбора методов обучения и пр., ч. 3 ст. 47 Закона об образовании).
Хоть оценка и является, в идеале, отражением знаний учащегося, его навыков, умений и способностей, однако система оценивания школьников устанавливается на уровне каждой образовательной организации, поэтому везде могут быть свои правила. При плохом поведении ученика на него могут воздействовать: замечанием, замечанием в дневник, докладной директору или завучу и тому подобное.
Есть письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. № 1561/14-15, которое говорит о том, что оценка — это определение качества достигнутых школьником результатов обучения, а не поведения. Таким образом, права учителя не предусматривают возможность ставить оценки за поведение. Однако данное письмо относится к контролю и оценке результатов обучения в начальной школе.
А что же делать остальным? Наверняка многие находи ответ на вопрос: Имеет ли право учитель ставить двойку за поведение в журнал?
В Виде: "Согласно пункту 8.3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21«Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» учителю запрещено выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося."
Не хочу расстраивать, однако п.8 там нет, если найдете - буду только рада ссылке на этот пункт. В данных рекомендациях говориться лишь о функциях классного руководителя. Более того, это всего лишь методические РЕКОМЕНДАЦИИ. Методические рекомендации не содержат обязательных для исполнения правил поведения и носят рекомендательный характер. В них нет правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, предписаний нормативно-правового характера.
Законодательно прямо не урегулированы вопросы, связанные с оцениванием обучающихся, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательной организации.
Согласно рекомендаций Министерства образования Российской Федерации оценивание ученика производится только за освоение знаний учебной программы.
Хоть прямо и не урегулированы вопросы, связанные с оцениванием обучающихся, однако статья 43 Закона Об образовании в РФ (четвертая и пятая части статьи) устанавливает последствия нарушения устава или правил образовательного учреждения, включая применение дисциплинарных взысканий. Отмечается, что такие взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
"...к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность". (п4., ст. 43, ФЗ-273)
И с этим ничего нельзя сделать? Можно, у вас есть право на жалобу.
Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ». Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…». Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.
В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.
В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования.
Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена. В соответствии со статьей 47 Закона «Об образовании» педагог обладает академическими правами и свободами.
Указанные в статье 47 Закона «Об образовании» академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав других участников образовательных отношений, требований законодательства и норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах школы.