Конечно, день рождения группы — дата условная. Не рождаются группы в один день... Но в качестве точки отсчёта: 5 октября 1966 года ВИА «Поющие гитары» сдали худсовету сольную программу в ДК имени 10-летия Октября на Обводном канале. Молодые и дерзкие парни с гитарами наверняка страшно волновались. Не зная, что за ними вскоре пойдут другие, а их название узнает вся страна...
Конечно, тот концерт у «Поющих гитар» была далеко не первым. Прежде чем появиться перед худсоветом Ленконцерта и выйти на сцену в родном городе осенью 1966 года, ансамбль прошёл школу курортных танцплощадок в Туапсе. Отдыхающие и местные первыми услышали советскую группу, участники которой были и инструменталистами, и вокалистами.
В качестве основателя и идейного вдохновителя ВИА «Поющие гитары» выступил Анатолий Васильев — человек джаза, открытый всему новому. Он состоял в эстрадном ансамбле «Дружба», но под влиянием новомодного рок-н-ролла перешёл от саксофона к гитаре. И первым в СССР пришёл к идее ансамбля на манер «Битлз». По сути, рок-группы в её классическом понимании.
И эту идею быстро оценили. Гастроли «Поющих гитар» уже через год вызывали колоссальный ажиотаж. Ансамбль проехал по десяткам городов СССР, всюду встречая полные залы и восторженный приём.
В начале декабря 1967 года «Поющие гитары» дебютировали в Москве в концертном зале гостиницы «Советская». Успех ленинградской сенсации был оглушителен. Казалось, вот они — советские «Битлз»! Разумеется, Москва не хотела отставать. Уже в феврале 1968 года был сформирован состав «Весёлых ребят» под управлением дирижёра и пианиста Павла Слободкина. А дальше пошли «Голубые гитары», «Самоцветы», «Песняры», «Поющие сердца» — десятки и сотни ансамблей по всей стране.
Тем временем зачинатели движения ВИА тоже не теряли времени даром. В 1969 году «Поющие гитары» снялись в фильме-концерте Ленинградского телевидения, исполнив перед камерами все свои хиты от «Полюшко-поле» в формате сёрф-рока до «Песенки велосипедистов» группы The Tremeloes. Это интереснейшее зрелище, уникальный документ эпохи.
Вообще по части каверов «Поющие гитары» были чемпионами. Именно они сделали всесоюзным шлягером «One Way Ticket» Нила Седаки, превратили «Fekete Vonat» венгерского певца Петера Поора в «Люди встречаются», а «Жёлтую реку» группы Christie — в песенку про толстого Карлсона. В репертуаре ансамбля были шлягеры Джо Дассена, Джанни Моранди, The Shadows и многих других.
Читайте также:
Были и хиты, написанные специально для ансамбля. Одним из шедевров эпохи ВИА стала песня «Нет тебя прекрасней», созданная Юрием Антоновым (тогдашним клавишником «Поющих гитар» в соавторстве с Ириной Безладновой и Михаилом Беляковым. А баллада «Сумерки» была написана руководителем ансамбля Анатолием Васильевым и поэтом Кимом Рыжовым.
Читайте также:
Заложив основы новой эстетики, проложив дорогу последователям и записав целую коллекцию хитов, ставших символами своего времени, «Поющие гитары» перешли к крупным формам. В 1975 году ансамбль приступил к работе над первой рок-оперой в СССР «Орфей и Эвридика». Это была уже другая музыка, далёкая от юношеского задора «Апачей» и наивной романтики «Сумерек».
Концерты прекратились, и деятельность ВИА постепенно сошла на нет. Но наследие «Поющих гитар» продолжает вдохновлять и радовать. Их песни любимы несколькими поколениями. Некоторые выходцы из ансамбля стали звёздами сами по себе в качестве музыкантов, авторов, аранжировщиков. В 1997 году участники «Поющих гитар» даже воссоединились, чтобы тряхнуть стариной, но это уже другая история...
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!