—Душа моя, Анастасия Дмитриевна, не выходите сегодня на сцену, Вы нездоровы.
—Бог с тобой, Василий Викторович, люди пришли забыть тягость обычной жизни, я не могу лишить их этой отдушины.
Концерты Анастасии Вяльцевой, королевы русского романса, продолжались до поздней ночи, она просто отдавала всю себя без остатка.
В начале XX в. её знала вся Россия.
Если Мэри Краймберри,
Инстасамку
и Максим
знает вся молодежь от 8 до 28, то с творчеством Вяльцевой знакомы только поклонники русских романсов.
Анастасия Дмитриевна была крестьянской дочкой и с ручным трудом познакомилась в раннем возрасте. Ходили слухи, что она и её брат Онаний были незаконнорождёнными детьми одного из графов Орловских, но это всего лишь слухи. В поисках лучшей жизни мать Анастасии с тремя детьми перебралась в Киев. Анастасию уже в 8 лет устроили на подработку в портняжную мастерскую, где она подавала горячие утюги и выносила помойные вёдра.
В 11 уже стала работать подгорничной в гостинице, где частенько останавливались актёры опереточных трупп. У неё обнаружилась неплохая музыкальная память да и актёры частенько подбрасывали контрамарки на спектакли. Через некоторое время она смогла устроиться в опереточную труппу на роль безмолвного пажа с окладом в 12 рублей. После нескольких прошедших лет Анастасия приезжает в Москву, где поступает на службу в театр «Аквариум».
Здесь и произошла её встреча с Серафимой Бельской, одной из известных актрис конца XIX столетия. Бельская посоветовала не губить Богом данный талант. Поэтому она решила попытать счастья в Петербурге, она поступила в Малый Петербургский Театр хористкой. И здесь звёзды сошлись.
Она получает одну из незначительных цыганских ролей, но спела её так, что на спектакль стали приходить ради неё. К дополнении к этому она повстречала богатого, модного адвоката, светского льва Николая Иосефивича Холева.
Несмотря на разницу в возрасте он стал её покровителем и меценатом. На его деньги Анастасия Дмитриевна брала уроки у знаменитых учителей по вокалу в России и Италии. Затем опять Москва, первый сольный концерт в театре «Эрмитаж», а затем большой гастрольный тур по России. Но Холева не дожил до этого дня, умер от нервного переутомления.
Разве могла подумать Анастасия Дмитриевна, выходя на сцену в немой роли пажа, получая 12 руб., что ей предстоит стать одной из самых богатых и знаменитых женщин России; что она будет блистать роскошными нарядами и бриллиантами; что ее еженедельные гонорары составят двадцать тысяч рублей, а гастроли по российской провинции принесут ей и вовсе неслыханные суммы – до ста тысяч рублей; что она сможет купить у графа Игнатьева его великолепное имение «Каменка», приобрести недвижимость в Петербурге и разъезжать в собственном салон-вагоне.
У неё не было детей, но она постоянно пыталась помочь обездоленным. Во время очередной поездки по стране А.Д. Вяльцева подобрала на обочине дороги малолетнюю нищенку и сделала ее приемной дочерью. К несчастью, долго девочка не прожила. На одном из концертов «Несравненной» поднесли несколько корзин с цветами, которые она увезла с собой домой, не подозревая, что в самой большой из них спал двухмесячный младенец, усыпленный маковым отваром. Через некоторое время корзина запищала. На плач ребенка сбежались все домочадцы. С удивлением среди цветов они обнаружили младенца, а в пеленках записку со словами: «Женя Ковшаров». Отдать ребенка в приют Анастасия Дмитриевна не пожелала. До самой смерти примадонны мальчик жил в ее доме. По завещанию ему отошло 40 тысяч рублей, которыми он так и не воспользовался, покончив вскоре после смерти А.Д. Вяльцевой, жизнь самоубийством.
Большим желанием Анастасии Дмитриевны было петь в большой опере несмотря на то, что ей удалось вывести романс и цыганскую песню на большую эстраду.Но оперной певицей она все же не стала. В канун русско-японской войны на одном из концертов для высочайших особ судьба свела певицу с ротмистром Василием Викторовичем Бискупским.
Статный, рослый красавец-офицер, сын вице-губернатора Томска, не смотря на разницу в социальном положении, серьезно увлекся Анастасией Дмитриевной. И она ответила ему взаимностью.
В 1904 г. Василий Викторович принял участие в русско-японской войне. Когда с фронта пришло известие о тяжелом ранении возлюбленного, певица, не задумываясь, разорвала многотысячный контракт и отправилась на Дальний Восток. Выхаживая своего любимого, Анастасия Вяльцева стала рядовой «сестрой милосердия» во фронтовом госпитале и наравне со всеми подлечивала солдат. Конечно, ее инкогнито вскоре раскрыли и упросили дать благотворительный концерт, который прошел с ошеломляющим успехом. Через пять лет, в 1910 г., все светское общество обсуждало потрясающее событие: певица Анастасия Вяльцева вышла замуж за Василия Бискупского,который был моложе ее на семь лет. Их брак был заключен тайно, дворянин В.В. Бискупский, обвенчавшись с «простолюдинкой-певичкой», вынужден был уйти в отставку в 1912 г. в чине полковника. По одной из версий он женился с личного разрешения Николая II, так как офицерам браки с актрисами были запрещены. Венчание, происходившее в Москве, было очень скромным, а потом они поселились в столице. Здесь они были счастливы. Злословили, что из-за разницы в возрасте с мужем, Анастасия Дмитриевна стала указывать годом рождения не 1871, а 1873. Что поделать, артистка! С того момента и практически до самой смерти певицы Василий Викторович Бискупский выполнял при ней роль распорядителя и устроителя концертов.
Певица по-прежнему много концертировала. Ее концерты нередко затягивались за полночь - Анастасии Дмитриевне приходилось петь на «бис» по 30 раз! Были случаи, когда публика отказывалась ее отпускать, тогда она, фактически, пела свой сольный концерт дважды за один вечер.
Ей часто говорили:
«Что Вы делаете? Вы себя убиваете! Не пойте так много, поберегите себя... Ведь публика – тиран ненасытный, безжалостный! Публика – зверь, однажды она вас разорвет…».
Она отвечала:
«Не имею права. Я слуга моей публики. Они пришли меня послушать, они заплатили деньги – я буду петь столько, сколько они попросят».
Театральный сезон 1912 г. не предвещал ничего необычного для примадонны. Лишь в сентябре, находясь в Крыму, певица почувствовала недомогание. Медики поставили диагноз – воспаление легких. Не выздоровев до конца, она отправилась в поездку. Отработала концерты в семи городах.На концерте в Курске Анастасия Дмитриевна потеряла сознание прямо на сцене. Несмотря на просьбы родных отменить гастроли, А.Д. Вяльцева отправилась в очередное турне. Она отработала еще с десяток концертов, но в Воронеже вообще не смогла выйти на сцену и, наконец, поняла, что больше петь не может. Только тогда певица вернулась в Петербург. В декабре она перестала выступать. Врачи поставили диагноз «острый лейкоз, рак крови».
А.Д. Вяльцева была богатой женщиной. Ей срочно выписали из Швейцарии профессора Эндерлена. Врачи решились даже на новомодную процедуру тех лет: прямое переливание крови. Для этого вызвали доктора Плеша из Германии, донором выступил муж певицы – полковник Василий Бискупский. Но после переливания ей стало еще хуже. Тогда врачи не знали, что существуют разные группы крови… После неудачной процедуры, которая чуть не завершилось смертельным исходом и для В. Бискупского, врачи отступились от больной. Когда возможности официальной медицины были исчерпаны, поседевший от горя Василий Викторович был готов на все, лишь бы хоть как-то отсрочить неизбежное. Приглашали модного тогда тибетского целителя Бадмаева, лечившего самого Григория Распутина. Но все было тщетно. 18 февраля 1913 г. в Петербурге Анастасия Дмитриевна Вяльцева скончалась – в возрасте 42 лет, в расцвете творческих сил, в зените славы и популярности.
Прощался с певицей весь город. Похороны сопровождались едва ли не большим ажиотажем, чем концерты примы. Петербург не знал ничего подобного ни до, ни после! В день похорон, по словам очевидцев, толпа, следовавшая за прахом покойной, с каждым шагом нарастала и скоро представляла собою сплошную лавину на протяжении от Морской улицы до Литейного проспекта, около 160 тысяч человек шли за гробом, покрытым белыми цветами!Отпевание проходило в Лаврской церкви Святого Духа.
Вся Россия оплакивала «Несравненную», «Королеву русского романса». Так вышло, что Анастасии Вяльцевой не пришлось сниматься в кино. Но ее имя однажды все-таки появилось на афише синематографа – «Не пропустите премьеру сезона! Только в «Колизее» демонстрация документальной картины «Похороны Вяльцевой»!..».