Только представьте: вы заходите в лифт, и с вами заходит незнакомец. Он здоровается и нажимает кнопку этажа. Вы аккуратно подсматриваете через плечо? Какую кнопку он нажал? Какое совпадение! Вы едете на один и тот же этаж! Вот двери открываются. Незнакомец выходит из лифта и открывает ключами дверь соседней квартиры. Легкий укол стыда. Как же я могла не запомнить лицо моего соседа?
Или, например, на работе. Коллеги. Все они записаны в блокнот в ровную строчку. Имена привязаны к номерам кабинетов, этажей и классов.
Но самое трудное это лица детей. Если бы только можно было записать лицо как имя- в блокнот...
Что делать, если ты не можешь запомнить лица людей даже не только после 1 встречи, но и после множества контактов. И как приходится скрывать от окружающих те трудности, которые ты испытываешь при любой коммуникации.?
Лица похожи на смазанные акварельные краски на рисунке, который рисовал ребенок, добавив туда слишком много воды. Лица блекнут, выгорают в памяти. Пока, наконец, не сотрутся совсем. У невролога Оливера Сакса в книге «Человек, который принял жену за шляпу» можно прочесть о таких удивительных явлениях. В учебнике по клинической нейропсихологии автора Ю.Г. Фроловой выпущенном в 2016 году в белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка так характеризуется данное нарушение: Лицевая зрительная агнозия, при которой наблюдается двустороннее поражение затылочно-височной области. Как правило, всегда поражается и мозолистое тело. Причем лицевая агнозия делится на апперцептивную-невозможность использовать ключевые
признаки человеческих лиц для их опознания. Вместо этого пациенты
ориентируются на вторичные, незначимые критерии (например, цвет
волос) и ассоциативную при которой нарушается процесс
соотнесения зрительного образа лица с его значением. Прозопагнозия бывает врожденной и приобретённой. При этом заметная устойчивая дисфункция височно-затылочной (латеральной) извилины в правом полушарии головного мозга, вызванная влиянием внешних либо генетических факторов. Приобретённая прозопагнозия, в свою очередь, подразделяется на два подтипа — апперцептивную, когда нарушено непосредственно восприятие лиц, и ассоциативную, где ключевым моментом выступает невозможность их запомнить.
Интересно, что поражение затылочно-височной области головного мозга также приводит к нейропсихическим нарушениям в виде нарушения зрительно-пространственной ориентации, цветовой или оптической агнозии, а особенно — алексии (тотальное расстройство навыка чтения, сопровождающееся невозможностью зрительного восприятия и понимания текста).
Источник: https://meduniver.com/Medical/Neurology/698.html?ysclid=luo3j8936j38286431 MedUniver
В контексте социального восприятия визуальная социальная информация проходит через вентральный поток во время первоначальной визуальной обработки, а затем направляется в такие области, как префронтальная кора, которая необходима для когнитивной обработки более высокого порядка.
Визуальная обработка лица происходит в вентральном тракте (потоке), активация которого зависит от задачи, указывая на иерархическое расположение вентрального потока. Таламус может включаться в визуальную обработку лица, вместе с височно-затылочной корой, фузиформной, парацингулярной извилинами и лингвальной извилиной, в то время как стимулы лица и тела также активируют верхнюю височную борозду и среднюю затылочную извилину.
Вентральный поток также может быть связан с восприятием эмоциональных раздражителей, благодаря значительной связи с миндалинами. Таким образом, первоначальная визуальная обработка эмоциональной и социальной информации происходит в вентральном потоке с участием таламуса, височных и затылочных долей мозга.
Расстройства, связанные с поражением затылочной доли можно сгруппировать в три клинических синдрома: нарушения простой визуальной перцепции, нарушения в дорсальном тракте («потоке») и нарушения в вентральном тракте («потоке»). Расстройства вентрального тракта: Вентральный поток состоит из ассоциативных, внутренних связей областей коры специализирующихся на различении цвета, лицах, объектах и письме ("что?"). Пациенты с повреждением вентральной коры и ее связей демонстрируют избирательное нарушение цветового зрения (ахроматопсия), узнавания лиц (прозопагнозия), перцепции объектов (визуальная объектная агнозия) ( Catani et.al., 2003), нарушение способности к чтению ( алексия) ( Cohen et.al., 2003). Аналогично цветные объекты и галлюцинации текста писем (letter- string hallucinations), вероятно, связаны с поражением данного региона коры мозга, специализирующейся на этой функциональной активности. Галлюцинации и иллюзии, связанные с распознаванием лиц, характеризуются нарушением узнавания черт лица (просометаморфопсия) и, вероятно, имеет отношение к области коры, специализирующейся на распознавании черт лица на латеральной поверхности затылочной доли (окципитальная область восприятия лица). Возможно, именно при поражении затылочно- височной поверхности коры (фузиформная лицевая кора) региона возникает синдром лицевых интерметаморфозов (распознавание идентичности того или иного лица). Повреждение вентральных затылочных регионов у пациентов проявляется микропсией, унилатеральным выпадением частичного визуального восприятия.
Примечательно, что людям, находящимся в спектре аутизма бывает довольно трудно сфокусировать свое внимание на чём- либо настолько пристально, чтобы точно, прочно и надолго сохранить в памяти такое персональное и сложное изображение как лицо человека. Как невозможность зафиксировать за довольно короткое время сложное персональное изображение и скрепить его в своей памяти с именем человека, его связью с тобой. Кто он тебе, коллега? сосед? Старый знакомый?
До недавнего времени клинические специалисты скептически относились к самой возможности скорректировать лицевую слепоту — прозопагнозия считалась неизлечимым состоянием. Однако обзор исследований за последние 50 лет (Degutis et al., 2014) показал, что целенаправленное обучение различению лиц может уменьшить врожденную лицевую слепоту у детей. У взрослых удавалось уменьшить врожденную прозопагнозию с помощью дополнительного обучения в сочетании с приемом окситоцина. Сейчас проходят клинические испытания других вмешательств для лечения лицевой слепоты у аутичных людей.
Одно недавнее исследование (Bate et al., 2020) вселяет оптимизм в отношении лечения лицевой слепоты. В исследовании описывается первая программа компенсирующего обучения различению лиц для детей. В программе используется модифицированная версия популярной настольной игры «Угадай кто?» Ее применение улучшило запоминание лиц у детей с прозопагнозией, и эти улучшения сохранились через месяц после окончания программы.
Загадкой остаётся связь между биполярным расстройством и прозопагнозией. Я нашла лишь крупицы информации о связи с шизофренией...Оба заболевания относятся к "большой" психиатрии. Большой психиатрией называют расстройства с биологической причиной и основанные на химическом дисбалансе в мозге, проще говоря, когда в голове банально не хватает винтиков. Это группа заболеваний психотического уровня: психозы, шизофрения, биполярное расстройство.