Поставить вендинговый аппарат на проходном месте и получать прибыль. Звучит как бизнес мечты, не так ли? И вложения вроде небольшие. Но все ли так радужно на самом деле?
- Что такое Вендинг?
- Самые распространенные вендинговые аппараты.
- Напитки
- Снеки
- Медицинские маски
- Жвачки и мелкие конфеты
- От чего зависит прибыль?
- Оборудование
- Место
- Обслуживание
- С чего начать ?
- Выберите тип аппаратов
- Решите, аренда или продажа оборудования.
Вендинг как бизнес
Что такое вендинг
Вендинг — это продажа с помощью торговых аппаратов. Автомат с кофе в холле торгового или медицинского центра, автоматическая соковыжималка в супермаркете, аппарат с шоколадками в зале ожидания вокзала — все это вендинг.
Его популярность легко объяснима: понятный и удобный, этот способ организации продаж не требует много внимания и больших трудозатрат. Сложность вхождения в бизнес также достаточно невелика.
Самые распространенные вендинговые аппараты
В автомат можно упаковать любой негабаритный товар: от зарядных устройств для гаджетов до мягких игрушек и рыболовных снастей. А еще автоматизированные автоматы могут оказывать услуги: кресла делают массаж, яркие качалки катают детей. Появились даже аппараты для маникюра — за несколько минут они нанесут на ногти классический красный лак, яркий рисунок или спокойный френч. Для России это пока экзотика.
Посмотрим, какие виды торговых автоматов более распространены в нашей стране.
Напитки
Пожалуй, самый популярный вид вендинговых автоматов — это кофейные машины. Люди ценят возможность быстро получить бодрящий эспрессо, ароматный капучино или густой горячий шоколад по приемлемой цене, и такие аппараты появляются в коридорах клиник, холлах университетов, в торговых и офисных центрах.
Заработок на продаже горячих напитков напрямую зависит от расположения автоматов — место должно иметь высокую проходимость.
Однако если по соседству расположен, например, кофе-корнер, то напиток из автомата вряд ли выиграет конкуренцию, ведь кофейни предлагают и кофе навынос, и широкий выбор пирожных и других десертов. Ассортимент напитков в таких заведениях тоже, как правило, шире.
Снеки
В таких аппаратах могут продаваться шоколадные батончики, конфеты, орешки, небольшие упаковки чипсов, попкорна и других видов готового перекуса. Ассортимент следует тщательно продумывать в соответствии с местом расположения автомата. Владелец точки должен быть готов его изменить, если окажется, что у покупателей интересом пользуется какая-то другая категория продуктов.
Такие автоматы уместны там, где поблизости нет возможности перехватить готовую еду, например, в вузе или в небольшом офисном центре. Возможно, полноценное кафе в последнем случае не окупится, а автомат не требует много места и может предложить достаточно широкий ассортимент продуктов для перекуса.
Медицинские маски
С началом пандемии ковида медицинские маски стали безусловным хитом. Сейчас пик продаж позади, но интерес к средствам индивидуальной защиты остается стабильно высоким. К тому же кто знает, что ждет нас впереди?
Аппарат по продаже медицинских масок актуален в медучреждениях и местах массового скопления людей.
Жвачки и мелкие конфеты
Небольшие автоматы для продажи мелких конфет россыпью, жвачек, «лизунов» и прыгунов — настоящий магнит для детей. Часто их ставят около линии касс в супермаркете: пока родители расплачиваются и складывают покупки в пакеты, у их отпрысков есть время присмотреть себе что-нибудь интересное.
Мамам и папам такие автоматы позволяют побаловать чадо или отточить педагогические навыки. А еще они хороши для обучения детей первым шагам в распоряжении собственными деньгами.
Аппараты легко модифицировать для продажи мелких товаров, например, на входе в поликлинику можно продавать бахилы. Рядом с городским озером, куда горожане приходят покормить уток, можно установить автомат с кормом для пернатых.
От чего зависит прибыльность
Сколько можно заработать на вендинговом аппарате? Как и в любом бизнесе, успех дела зависит от множества факторов.
Оборудование
Пожалуй, самая весомая статья при открытии вендингового бизнеса — стоимость оборудования. Цены даже на технику одного типа — например, кофейные аппараты, — могут существенно различаться в зависимости от производительности, класса оборудования, функционала.
Место
Успех дела не в последнюю очередь зависит от выбора локации.
В России вендинг начал активно развиваться около двадцати лет назад. За прошедшие годы рынок стал достаточно насыщенным и высококонкурентным. Очевидные места заняты, и людям, которые только планируют начать подобный бизнес, все сложнее найти подходящую локацию.
Обслуживание
Крупные сети, ведущие вендинговый бизнес, могут позволить себе использовать системы онлайн-мониторинга. Всю статистику по каждой точке можно отслеживать на расстоянии: каковы продажи, сколько осталось расходных материалов, что со сдачей, нужно ли пополнять запас монет и так далее. Безусловно, это эффективный инструмент, позволяющий оптимизировать расходы на логистику.
С чего начать
Итак, вы решили всерьез рассмотреть для себя вендинг как бизнес. Вот что придется сделать в первую очередь.
Выберите тип аппаратов
Вы уже решили, что именно вы будете продавать? Широкий ряд автоматов можно настроить под штучную продажу самого разного товара: от снеков до контактных линз. Главное, чтобы они были небольшие.
Автоматы с напитками на разлив работают немного иначе: в них есть контейнеры для ингредиентов и резервуар для воды. Некоторые модели можно подключить к водопроводу, если к нему есть доступ. Желательно, чтобы такие машины имели встроенную систему фильтрации.
Решите, аренда или продажа оборудования
Если вы делаете первые шаги в бизнесе и не уверены, что дело с торговыми аппаратами взлетит, можете начать с аренды оборудования. В месяц придется отдавать порядка 10% стоимости аппарата. Цена вендингового аппарата начального уровня — от 100 тысяч рублей. Подержанный агрегат обойдется на 20-50% дешевле.
Вендинг как бизнес
В этой отрасли, как и во многих других, преимущество у крупных игроков, имеющих в своем распоряжении несколько десятков агрегатов. У них больше ресурсов, которые открывают пространство для маневра, — даже если пара-тройка машин не оправдают возложенных надежд, эту брешь в бюджете легко компенсируют другие автоматы.
Однако каждый великий бизнес начинался с малого. Недостаток ресурсов можно компенсировать высокой включенностью в дело, особенно на первых порах. Необходимо внимательно отслеживать динамику продаж, не бояться сменить локацию и методом проб и ошибок найти то самое место, которое будет приносить стабильный высокий доход.
Когда все процессы будут отлажены, а бизнес станет требовать меньше внимания, он может превратиться в источник почти пассивного дохода.