Найти тему
Mixed Arts

В прокат вышел документальный фильм «Алексей Балабанов. Послесловие…» — портрет режиссера, который он нарисовал в целом своими словами!

Оглавление
Кадр из фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…».
Кадр из фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…».

Одна из последних бесед с российским режиссером Алексеем Балабановым («Брат», «Война») восстановлена в документальном фильме, который можно оценить в кинотеатрах России. С экрана привычно звучит много неожиданного, режиссер не первый раз прощается со своими поклонниками и заявляет, что потерял творческие цели в искусстве. Впрочем, выводы об истинном эмоциональном состоянии художника нужно делать самостоятельно. Интервью Балабанов не любил, но мысли излагал интересно — очень необычное сочетание!

Текст: @mixedarts

Картина выполнена в интересном жанре — по сути это одно из последних видеоинтервью режиссера, которое прошито отрывками из кинолент Балабанова, причем с использованием жестких фрагментов (отсюда и рейтинг 18+), а также цитатами из интервью — от The New Times до «Кинопоиска». При том, что сделано все без модных титров, базово и простенько, смотреть ленту интересно. Особенно в контексте изменений в России, случившихся после смерти одного из главных местных режиссеров.

Ударный момент интервью, во время которого Балабанов по большей части располагается на диване со скомканным пледом или одеялом, — воспоминание о том, как он нес деревянный тяжеленный крест и как непросто ему это давалось, поскольку атлетом Алексей Октябринович точно никогда не был. Отношения с бандитами и кризис дружеской связи с Вячеславом Бутусовым — это другие важные направления беседы с Балабановым, который на момент интервью считает, что его карьера как режиссера в целом завершена, он демонстративно домоседствует (отсюда, возможно, и антураж интервью) и признается, что ни с кем особенно не общается — неинтересно.

Воспоминания в исполнении Балабанова лаконичны и по-режиссерски точны, провокативны, оценки режут слух — режиссер не использует ненормативную лексику, но комбинации его фраз в достаточной степени острые, чтобы поддерживать напряжение в статичном кадре. Для многочисленных поклонников Балабанова есть масса интересных фрагментов — например, режиссер рассказывает, что на главную роль в «Замке» пробовался Михаил Ефремов, и если бы он был утвержден, экранизация книги Франца Кафки не получилась бы столь по-режиссерски вялой и перегруженной символикой.

Кадр из фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…».
Кадр из фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…».

Трейлер фильма можно посмотреть на YouTube здесь

Авторы ленты сумели максимально насытить «Послесловие» музыкой тех артистов, которые звучали в саундтреках фильмов Балабанова (прежде всего, это песни Вячеслава Бутусова и группы «Агаты Кристи»), есть архивные съемки Бутусова за кульманом, осуществленные в свое время Алексеем для учебного документального фильма. Описывая дружбу с Вячеславом, Балабанов откровенен. Например, он упоминает о том, что у них с Бутусовым «были общие девушки». Карьерой Алексей Октябринович, переживающий творческую подавленность, но не растерявший, кажется, темной висельнической иронии, характерной для его лент, остался в целом доволен. Особенно фильмом «Война», который Балабанов считает большой удачей.

Есть в ленте и познавательный эпизод, который рассказывает, из каких соображений была снята комедия «Жмурки», а также проговаривается, что родители погибшей в автокатастрофе якутской актрисы Туайары Свинобоевой предлагали отдать ему вторую дочь, чтобы доделать фильм «Река» 2000 года. Упомянутые эпизоды, а также расширенная версия (относительно обычного балабановского набора реплик в разных интервью) истории взаимоотношений с Сергеем Бодровым-младшим представляют интерес как для исследователей творчества Алексея Октябриновича, так и для тех, кто только знакомится с его фильмографией и резкой провокативной манерой общения.

Очень противоречивый художник, который не нашел контакта с компьютерным миром и переживал то, что куда-то исчез было молодой запал, предстает человеком сложным. Но смотреть на то, как внутри него сражаются гордость и демонстративное смирение, — дорогого стоит. «Послесловие» при всей его безыскусности смотрится на одном дыхании и после просмотра можно сделать ряд личных выводов. Будет интересно узнать, каким вы увидели Балабанова в этом фильме, какие возможные сценарии развития его жизни были бы логичны (по итогам просмотра). Делитесь своими соображениями в комментариях ниже. Фильм в прокате с 5 октября.

Кадр из фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…»
Кадр из фильма «Алексей Балабанов. Послесловие…»

Алексей Балабанов. Послесловие…

С расписанием показов фильма ознакомиться можно здесь