Впервые «Ромео и Джульетту» экранизировали во Франции еще в 1900 году! Последним стал мини-сериал 2020 года (что-то подозрительно давно не снимали).
Трагедия стабильно входит в топ самых популярных в кино, театре, балете, опере. Если откинуть всю шелуху, то даже тогда данные разнятся. Называют количество фильмов от 50 до 70. Кстати, в России экранизаций, насколько я знаю, не было. Интересно, почему? Есть фильм-балет 1954 года на музыку Сергея Прокофьева, и телевизионная версия спектакля 1983 года Анатолия Эфроса, но это, конечно, совсем другая история, нежели кино.
Я выбрала пять фильмов, на мой взгляд наиболее достойных Шекспира. Начнем с основы основ. Самого идеального.
«Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладёт конец, непримиримой розни».
Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта», перевод Бориса Пастернака (я люблю именно его перевод)
🎬Ромео и Джульетта (1968)
Ромео — Леонард Уайтинг
Джульетта — Оливия Хасси
Попытки равняться на Дзеффирелли сейчас кажутся смешными и нелепыми, если, конечно, считать их попытками, а не своим видением трагедии. Но всем хочется прикоснуться к великому, Вильямунашемушекспиру, оттого и столько экранизаций имеем.
Фильм Дзеффирелли считаю лучшим не потому, что он обладатель Оскаров и Золотых глобусов, а потому, что это единственное пока что воплощение на экране, которое можно представить, читая трагедию.
- Безумно красиво. Декорации, костюмы, всё вообще. Тут и парча, и бархат, и богатая палитра цветов. Визуально – 100% попадание
- Практически полностью сохранен текст Шекспира
- Близко к сюжету (придраться можно, но это мелочи - некоторые маленькие сцены, небольшие монологи)
- Гениальная музыка Нино Рота. Первое, что приходит в голову, когда я думаю о Ромео и Джульетте в любом ключе – это фильм Дзеффирелли и музыка Рота
- Чудные актеры, красивые и изящные, такие юные иконы Возрождения
«Ромео — это была для меня не роль. Это было состояние ощущения мира, обнажённости сердца, остроты страдания, жажды самоотвержения. Дзеффирелли угадал это состояние и за это взял на роль…»
Леонард Уайтинг
Дзеффирелли после премьеры знатно досталось из-за наличия в фильме обнаженных сцен. Но он приводил в пример картины в музее. Кино – это такое же искусство. Что тут скажешь, если он прав?
Оливия Хасси и Леонард Уайтинг стали первыми актерами, чей возраст был близок к возрасту их героев в пьесе – 16 и 17 лет соответственно. Пикантности добавляет тот факт, что химия на съемочной площадке таки произошла, Леонард и Оливия встречались еще около года после окончания работы. Конечно, это повлияло на конечный результат. На экране не имитация магии первой любви, а магия, как она есть.
Кстати, через полвека после выхода фильма оба актера предъявили иск Paramount, обвинив компанию в сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, потребовав 500 миллионов долларов в качестве возмещения ущерба. В таких ситуациях меня всегда удивляет, что осознание причиненного ущерба приходит к людям лишь на восьмом десятке. Ну да ладно, не будем о грустном. Рассуждать о том, почему в 1968 году они согласились на обнаженку (к слову, очень стильную и качественную, а не похабную), а сейчас вспомнили, что ай-ай, это нехорошо – я не берусь. Возможно, такова цена успеха.
«Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Столб пламени над морем наших слёз,
Раздумье необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья».
Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»
🎬Ромео и Джульетта (1936)
Ромео — Лесли Говард
Джульетта — Норма Ширер
Черно-белый вариант и самая первая озвученная экранизация трагедии. Такой монохромный вариант Боттичелли. В общем то, это и есть основные плюсы. Изюминка в принадлежности к эпохе старого кино. Очень дорогого кино на тот момент.
То, что актеры не просто стары, а катастрофически стары (не для актеров вообще и людей, а для Ромео и Джульетты, разумеется) – факт очевидный. Лесли Говарду – 42, Норме Ширер – 36. Да даже родители юных влюбленных были моложе. Причем намного.
Это огромный и жирный минус, который портит все впечатление - возраст очень виден. Ширер и Говард – прекрасные актеры, они хорошо играют (такая старая классическая школа), но выглядят просто нелепо. Здесь есть безумно выразительные взгляды, жесты, когда все понятно и без слов. И если бы речь шла о других героях, о другом произведении, то вопросов нет, спасибо, молодцы. Конечно, это не вина Говарда и Ширер. Нашей юной советской Золушке тоже было 36 и это тоже видно, при всей моей любви к сказке.
На этом фоне даже некоторые киноляпы, как в случае с лестницей и балконом, уже даже не кажутся чем-то ужасным.
Но я все равно решила включить этот фильм в подборку. Как минимум, он вызывает очень необычные эмоции и на фоне остального выглядит недурственно. Да и Кьюкор не последнее имя в Голливуде. Человек, чьи работы входят в золотой фонд кинематографа, показал свою версию «Ромео и Джульетты». Ну а то, что Меркуцио здесь и вовсе 54 года, что ж, такие были времена, такие стандарты, такой кастинг.
«Ты был бы ты, не будучи Монтекки.
Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Неужто больше нет других имен?
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет».
Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»
🎬Ромео + Джульетта (1996)
Ромео — Леонардо Ди Каприо
Джульетта — Клэр Дэйнс
Как вы знаете, это вариант трагедии, перенесенный в современность. Я смотрела фильм, когда мне было 16. Была в восторге, несмотря на то, вся такая «девочка-девочка» и Шекспира на тот момент уже прочитала, и монолог Джульетты выучила, и фильм Дзеффирелли посмотрела. Спустя много лет пересматривала Лурмана. И пусть многим не нравится, пусть говорят, что это кощунство, так перекрутить классику. Я считаю, это все так же хорошо. Интересный факт – в 2005 году фильм включили в список Британского института кино «50 фильмов, которые следует посмотреть до 14 лет».
Ди Каприо было 22 года, Клэр Дэйнс – 17. За Ромео Монтекки Лео получил «Серебряного медведя» за «Лучшую мужскую роль» на 47-ом Берлинском международном кинофестивале.
И если в роли Ромео Лурман видел только Ди Каприо, то Джульетту пришлось поискать. Рассматривались Сара Мишель Геллар, Дженнифер Лав Хьюитт, Риз Уизерспун, Кристина Риччи, Кейт Уинслет и Натали Портман. Но всего лишь после одной пробы в итоге утвердили Дэйнс.
Да, здесь нет эпохи Возрождения. Здесь две конкурирующие корпорации, здесь Верона-бич, наряды от самых модных домов, шумный современный мир, но все те же двое юных влюбленных, которым нельзя быть вместе.
Почему я за этот вариант в том числе? Лурман создал визуально прекрасную картину. Он использует ранний литературный финал, где Джульетта просыпается раньше, чем умирает Ромео и наблюдает, как он умирает. Лурман очень символичен. Если внимательно смотреть, то можно заметить, что на улицах и в помещениях есть рекламные щиты с цитатами из других произведений Шекспира. Много воды, начиная от сцены, где мы впервые видим Джульетту, бассейна, заменяющего балкон, и заканчивая смертью Меркуцио на пляже, падением Тибальта в фонтан и всякого рода дождей и аквариумов.
Здесь хорошая актерская игра. В дуэт Ди Каприо и Дэйнс – веришь. Просто девочка и мальчик. Такие же, как современные подростки. С подростковыми современными проблемами. Не где-то там в «древности», а сейчас. Поэтому считаю, что для знакомства молодого поколения с классикой, которое по собственной воле едва ли будет полностью читать текст Шекспира, это прекрасный вариант. Если история понравится, то, разумеется, обязательно дополнить впечатления фильмом Дзеффирелли.
«Но что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет. Джульетта, ты как день!
Стань у окна, убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты ее затмила белизною».
Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»
🎬Ромео и Джульетта (1954)
Ромео — Лоуренс Харви
Джульетта — Сьюзен Шентол
Примечательно, что это первая цветная экранизация трагедии. Актеры достаточно молоды (уж в сравнении в версией 1936 года так и вовсе юнцы). Лоуренсу Харви было 25 лет, Сьюзен Шентол – 19 лет. Это первый плюс. Не очень, правда, понятно, почему Джульетта в кадре выглядит старше. Не старше положенных шекспировских «без двух недель четырнадцать», а старше Ромео, вот в чем вопрос.
Харви пришелся режиссерам «по вкусу» и после выхода фильма многократно играл Ромео на сцене театров. А вот для Шентол роль Джульетты стала единственной в карьере.
Что еще хорошо: очень красивые, изысканные декорации и грамотно поставленные сцены. Фильм – как иллюстрация к учебнику по архитектуре и живописи раннего Возрождения. В плане художественной ценности и музыки эта экранизация прекрасна.
Что не очень хорошо: от Шекспира это все-таки далековато. Местами нарушена хронология, местами – путаница с текстом, местами – совсем другие действия героев.
Ромео погибает, не приняв яд, а заколов себя кинжалом, а Джульетта и вовсе принимает смерть на глазах у несчастного монаха. Чтобы что? Усилить чувство вины отца Лоренцо и переложить ответственность на него, как взрослого?
Наверное, дело в том, что изначально Кастеллани хотел снимать фильм, основанный в первую очередь на итальянских новеллах, на которые и опирался Шекспир. Венчание влюбленных происходит через окошко в исповедальне, как в новелле Луиджи Да Прото. Но в итоге все равно получились «Ромео и Джульетта», хоть и с вольностями.
В качестве знакомства с произведением – очень даже. Не шедевр, да и текст хромает, но оценить можно точно со знаком плюс.
«Ах, если бы глаза её на деле
Переместились на небесный свод!
При их сиянье птицы бы запели,
Принявши ночь за солнечный восход.
Стоит одна, прижав ладонь к щеке.
О чем она задумалась украдкой?
О, быть бы на её руке перчаткой,
Перчаткой на руке»!
Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта»
🎬Ромео и Джульетта (2013)
Ромео - Дуглас Бут
Джульетта - Хейли Стейнфилд
На роль Джульетты в этом фильме пробовались такие известные нынче актрисы, как Дакота Фаннинг, Эмма Уотсон, Эмили Браунинг, Шейлин Вудли и Эбби Корниш. Роль получила 15-летняя Хейли Стейнфилд.
Буту было - 19 лет. На мой взгляд, здесь весьма недурственный кастинг. Возраст отличный. Главные герои – свежи и обаятельны.
Правда, стоит отметить, что Ромео переигрывает партнершу по всем фронтам (в хорошем смысле этого слова) – и внешне смотрится органично, и по актерскому таланту превосходит. Хейли мила и очаровательна, возможно такой наивной и простой и была каноническая Джульетта, кто ж знает наверняка. Но до Ромео – немножко не дотягивает. При этом я смотрела после несколько фильмов с Хейли, и должна сказать, что Джульетта все же – самая лучшая её роль. Ну или самая запоминающаяся. По крайней мере, в историю она войдет, как одна из счастливиц, которым довелось сыграть самую известную влюбленную из мира литературы.
А Бут, кстати, очень хорош и в «Больших надеждах» по Диккенсу, и в роли Перси Шелли в «Красавице для чудовища». Перспективный мальчик, быть может. Я бы даже поставила его Ромео в один ряд с Ромео версии 1968 года.
Карло Карлеи хотел снять что-то в духе Дзеффирелли, классическое и красивое. Сравнивать глупо, это разного уровня фильмы, но в целом мне понравился этот вариант, свежее прочтение в итальянских декорациях ушедших эпох, молодые актеры и приятное послевкусие. Ну и визуально – шикарно. Одни натурные съемки и костюмы Джульетты чего стоят. Я даже как-то пересматривала.
На этом все, друзья, спасибо, что дочитали. Расскажите, какой вариант экранизации нравится вам.