Церковь, как и старинная усадьба, находящаяся на территории храма, считается значимым архитектурным памятником позднего барокко (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/651eb9caea90521885e877ac). Деревянную церковь, построенную на реке Самотышке в 1564 году, переделали в каменную только через 120 лет. В 1687 году владелец усадьбы Алтуфьево Никита Акинфов начал возведение каменного храма в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня. Появление каменного храма оказало влияние и название самого села - теперь Алтуфьево в документах стало именоваться то Крестным, то Воздвиженским.
В первой половине XVIII века случился пожар, впоследствии церковь переосвятили во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1759 году последний владелец из рода Акинфовых продал село поручику Ивану Вельяминову, который первым делом отстроил новый храм взамен прежнего, пришедшего в абсолютную непригодность для совершения там богослужений. Возведение храма продолжалось четыре года. В 1763 году церковь с красивой внешней отделкой в стиле позднего русского барокко была построена; ее освятили в честь Воздвижения Крест Господня. Храм получил колокольню над западной частью, но у него еще не было трапезной.
В 1766 году Иван Вельяминов решился продать имение, в последующие годы оно еще несколько раз сменило владельцев. Через два десятка лет село Алтуфьево приобрел богатый помещик С.Б. Куракин, происходивший из знатного рода. Он принялся модернизировать не только усадьбу, но и Крестовоздвиженский храм, изменив его форму в некоторых частях. Храм обзавелся трапезной частью, а над сводом здания появилась новая колокольня.
Во время наступления французской армии на Москву в 1812 году село Алтуфьево сильно пострадало. Церковь Воздвижения Креста Господня была разграблена неприятелем. Крестовоздвиженский храм в Алтуфьеве в советский период не закрывался, за исключением одной недели в 1941 году.
В период с 1927 года до дня своего ареста 19 января 1938 года настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве был священник Сергий Лебедев, впоследствии прославленный в лике новомучеников. Отец Сергий был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой 31 января 1938 года.
В Крестовоздвиженском храме также служили священномученики Николай Толгский и Василий Смирнов, который был прадедом известного московского пастыря нашего времени протоиерея Димитрия Смирнова. В настоящее время в церкви в честь Воздвижения Креста Господня имеется икона трех священномучеников Алтуфьевских. На западной стене храма установлен мемориальный крест с их именами.
До 1960-х годов приход Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве являлся сельским приходом Пушкинского благочиния Московской епархии. Он был одноштатным, то есть служил в этой церкви один священник. Для некоторых настоятелей этот приход оказывался «ссыльным» – служили они здесь по году, а то и меньше.
В 1960 году село Алтуфьево вошло в черту Москвы, а с началом застройки севера города рядом со старинной усадьбой и церковью вырос жилой микрорайон - сегодняшнее Лианозово. Крестовоздвиженский храм, усадьба, пруд и сад - все это теперь памятники старины, охраняемые государством.
С 1980 года приход стал двухштатным, вторым священником здесь служил до 1990 года протоиерей Дмитрий Смирнов. В настоящее время храм является многоклирным. В 1986 году, когда настоятелем прихода был протоиерей Михаил Олейников, удалось добиться разрешения на расширение храма: была сооружена дополнительная каменная пристройка вместо деревянной. Но и этого оказалось недостаточно для того, чтобы храм мог вместить собирающихся на богослужения прихожан, особенно в большие праздники. В 1989 году удалось возвести двухэтажный дом причта, где был устроен крестильный храм.
1 марта 1991 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятелем Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве был назначен преподаватель Московской духовной семинарии, благочинный академического Покровского храма архимандрит Иона (Карпухин), в будущем митрополит Астраханский. Этот приход был для него родным, так как отец Иона жил неподалеку и с детства ходил в Крестовоздвиженский храм, прислуживал в алтаре. С первых дней своего настоятельства будущий архипастырь проявлял особое попечение о храме, стремился благоустроить церковное здание. В частности, он заменил старые купола на новые с позолоченными крестами.
В 1992-1995 годах было получено благословение приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на реконструкцию храма, в результате которой были модернизированы практически все его части, кроме той, что находится под куполом. В 1993 году в церкви появилась просторная трапезная часть с двумя приделами, пришедшая на смену прежней небольшой, а также новая колокольня. Площадь сооружения выросла вдвое, изначальные пропорции кардинально изменились. Мастера произвели полноценную отделку интерьера, фасад и внутренние стены украсили мозаикой высокого качества. Была сооружена церковная ограда. Реконструкция, проводившаяся с 1992 года, изменила первоначальный план архитекторов. Колокольня превратилась в световой барабан - для этой цели строителям пришлось пробить старинный свод собора, срезать балки, державшие колокола, а также застеклить проемы.
Крестовоздвиженская церковь построена в стиле, называемом "под звоном". Этот архитектурный тип получил широкое распространение в русском церковном зодчестве в конце XV - первой половине XVI века. Отличительный признак храма типа иже под колоколы: ярус звона в нем сооружается над самим помещением храма. В алтуфьевской Крестовоздвиженской церкви восьмигранный ярус звона располагается прямо над помещением храма. Основной объем круглой формы имеет диаметр 12 метров. К световому барабану храма пристроены три апсиды. Окна второго яруса создавались в стиле позднего московского барокко.
В 1999 году, в престольный праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение Крестовоздвиженского храма после реконструкции, после чего отслужил Божественную литургию и молебен совместно с архиепископом Истринским Арсением и епископом Астраханским и Енотаевским Ионой.
После расширения храма и алтаря центральный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Построенные боковые приделы освятили во имя святителя Макария Желтоводского (левый) и святителя Ионы, митрополита Московского (правый). В главном алтаре также имеется приставной престол во имя святого мученика Трифона.
В Крестовоздвиженском храме находятся местночтимые иконы: список Казанского образа Пресвятой Богородицы, иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Неподалеку от храма Воздвижения Креста Господня, около МКАД, находится источник преподобного Макария Желтоводского. В 1996 году над источником была возведена часовня, она освящена причтом Крестовоздвиженского храма во главе с настоятелем протоиереем Анатолием Алефировым. В 1998 году в причтовом доме был освящен крестильный храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
С 15 июля 2016 года владыка Иона, являвшийся на тот момент главой Астраханской митрополии, был почислен на покой, но до конца своих дней совершал богослужения в родном Крестовоздвиженском храме. 28 сентября 2017 года настоятелем храма Воздвижения Креста Господня назначен протоиерей Кирилл Шевцов, который предпринимал большие усилия по благоукрашению и благоустроению храма и его территории, а также по увековечиванию памяти новомучеников Алтуфьевских.
4 мая 2020 года отошел ко Господу почетный настоятель Крестовоздвиженского храма митрополит Иона. 6 мая в храме было совершено отпевание, которое возглавил архиепископ Каширский Феогност. Владыка Иона похоронен у центрального алтаря. С февраля 2021 года настоятелем храма является протоиерей Михаил Прокопенко. Я посетил храм 19 сентября 2023 года. С разрешения батюшки я провёл фото и видео-съёмку как снаружи, так и внутри церкви. Единственным условием было не снимать прихожан, что я и сделал. См. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/651ebb0a1cf2387b25256758.
Хотя я по рождению мусульманин, но христианские храмы и монастыри меня всегда привлекали как с исторической точки зрения, так и по ощущениям, которые я чувствовал оказываясь внутри. К тому же они более доступны для человека любого вероисповедания. Вспоминаю случай в Иерусалиме, когда меня не пустили в мечеть на Храмовой горе, только потому, что я не знал суры Корана. Считаю это неправильным - мечети, церкви и другие религиозные сооружения должны быть доступны любому. Правда в России с этим немного проще. Я посещал мечети в Казани, а в Нижнем Новгороде сам священослужитель предложил зайти внутрь мечети и поснимать. В заключение мои фотографии внутреннего убранства Крестовоздвиженской церкви в Алтуфьево.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.