Найти тему
Марина Морозова

Мы все учились по-немногу... А кто учил???

Вы вспоминаете своих учителей? Ну, хотя бы в День Учителя? Есть люди, которые повлияли на вас, на то - какими вы в итоге стали взрослыми? Или люди, которых вы вспоминаете с благодарностью? Сегодня, в День Учителя я хочу вспомнить тех, кто навсегда запал в душу, сказать спасибо за себя….

Моя первая учительница - Анфиса Петровна Киселева. Учила нас всего один год, т.к. потом тяжело и безнадежно заболела. Во время войны она была воспитателем группы эвакуированных детей из Ленинграда, так она оказалась в нашем селе и осталась на всю жизнь. Заслуженный Учитель РСФСР и это в деревенской школе!!!! Впрочем, когда мы учились, у нас в школе было 6 заслуженных учителей. Я не помню - как она нас учила, кроме одного момента. Все, что нужно было зазубрить, мы должны были скандировать хором, причем, очень громко, прямо орать. И что-то я отвлеклась и прослушала. А вот слово, которое нужно было кричать, расслышала. И, услышав «три-четыре», что есть мочи во все горло заорала МА-ЛА-КО. Класс, конечно, заржал. И, видимо, я опять отвлеклась, потому что, получив сигнал к крику и опять от всей души завопила КА-РО-ВА. Каждый раз, когда мне приходится писать одно из этих слов, я снова и снова слышу этот свой вопль и смех класса. )))) КАЖДОМУ ребенку на день рождения Анфиса Петровна обязательно делала какой-нибудь подарок. Мне подарила черного, как уголёк котенка. Живого. Осенним детям, помимо подарка, она дарила еще и букет цветов из собственного палисадника. Как правило, это были астры, гладиолусы или георгины. Я училась в 4-м классе, когда Анфиса Петровна умерла, а кошка, подаренная ею, жила лет 18. Была она необыкновенно красивой, маленькой копией пантеры.. Я пошла в первый класс, не зная ни одной буквы, ни одной цифры... Ни разу в жизни мама не делала со мной дома уроки, все эти прописи, букварь и стихи наизусть - я делала всегда в одиночестве. И если все это у меня получалось, и не только в первом классе, если я с легкостью поступила в институт с конкурсом 7 человек на место - может, именно этому Анфиса Петровна меня научила??? Задала старт, так сказать….

Нина Михайловна Сочинская - учитель русского языка и литературы. Знаете, как она прививала любовь к русскому языку? Помню один очень характерный случай. Разъяренная нашей бестолковостью, Нина Михайловна кричит (точнее, орёёёёт): "Дибилы!!! Дегенераты ленивые!!! У половины человечества мозгов не хватило на собственный алфавит, они одним на всех пользуются! Одним убогим алфавитом, где по пять букв пишут, чтобы один звук выразить!... А вы??? У вас и алфавит идеальный, и язык, где синонимов к одному слову до 40 штук насчитывается... Тупицы неблагодарные!!!!..." Мне следовало бы её слова капслоком написать, чтобы было понятно – как она тогда на нас орала, но мне действительно стыдно стало)))) Может быть поэтому я закончила деревенскую школу с автоматической грамотностью? И, может быть, потому я могу написать любой текст, что сочинения мы писали каждую неделю и размер этих сочинений не должен быть меньше 12-листовой тетради. И при этом Нина Михайловна запросто могла прийти на урок в резиновых сапогах или галошах, измазанных навозом, т.к не успевала переодеться после выгона коровы на пастбище...

Вера Игнатьевна Сильченко. Учитель алгебры и геометрии. Пусть она простит меня там, на небесах, но мы не просто не любили ее, мы ее ненавидели! Ненавидели за жесткую строгость и неимоверный фанатизм в работе. Если оказывалось, что какой-то урок отменился из-за болезни учителя, тут же появлялась Вера Игнатьевна и объявляла, что вместо отмененного урока, будет математика. Получить у нее пятерку....честно говоря, даже не помню такого. Лично я первые пятерки по алгебре и геометрии получила только на выпускных экзаменах, т.к. принимала экзамен комиссия, а не Вера Игнатьевна. Наши мальчишки-троечники все до единого и с легкостью поступили в технические вузы. И вот только когда мы закончили школу, только тогда мы поняли - какой уровень знаний нам дала Вера Игнатьевна!!! А учителем она стала сама учась в 10м классе. После войны учителей не хватало, вот и предложили десятикласснице быть учителем более младших классов. Высшего образования она так и не получила, закончила только двухгодичные заочные учительские курсы. Мне не понадобилась математика в жизни, но Вера Игнатьевна стала для меня образцом фанатично честного отношения к профессии! Она не была кумиром учеников в школе, но становилась им сразу же после окончания ими школы...

Коллектив учителей нашей Сладковской средней школы. В первом ряду (сидят за столом) в центре Вера Игнатьевна Сильченко - учитель математики, слева от неё - Нина Михайловна Сочинская - учитель русского языка и литературы
Коллектив учителей нашей Сладковской средней школы. В первом ряду (сидят за столом) в центре Вера Игнатьевна Сильченко - учитель математики, слева от неё - Нина Михайловна Сочинская - учитель русского языка и литературы

Никого из этих женщин уже нет в живых... Но если они живы в моей памяти, то наверняка точно также живы и в памяти других своих учеников???? С Днем Учителя, многоуважаемые Анфиса Петровна, Нина Михайловна и Вера Игнатьевна!!!! Моя память и моя благодарность, дорогие мои УЧИТЕЛЯ!!!!!!!

Отдельно хочу сказать слова признательности своему классному руководителю. Отдельно, потому что она не только жива, но и продолжает работать в школе. Надежда Михайловна Камаева пришла к нам в школу, когда мы учились в 8-м классе. Классным руководителем и учителем химии. А в 7-м классе у нас химии не было, т.к. не было педагога. И она за один год нам дала программу двух лет, без всяких дополнительных часов. Ей было тогда 22 года, выпускница Ивановского химико-технологического института. То есть она была химик-инженер, а не химик-педагог. Но КААААК она объясняла. Мы эту химию, открыв рот, слушали. Но не этим она осталась в моей памяти и не уроки химии я подчерпнула у неё на всю жизнь. Десятый класс. Сидим с подружкой вдвоем в нашем 10-м кабинете химии и заходит завуч по воспитательной работе и сразу ко мне: «Марина, нужно вечер встречи выпускников готовить!» А я уже так задолбалась от всех этих вечеров, от всяких разных выступлений на фермах и других местах массового скопления народа в нашем районе, что наотрез отказалась: «Почему все время я? Сколько можно? Найдите кого-нибудь другого…» А та сразу в наезд: «Ах так? А ты забыла, что у тебя выпускные экзамены на носу? Ты забыла, что тебе комсомольскую характеристику писать? Ты знаешь, какую характеристику я тебе устрою?...» Вовсе не о подлых учителях сегодня мой рассказ, поэтому ФИО этой мымры я даже называть не буду. Она ушла, я от обиды разревелась. Подружка сидит меня утешает. Заходит наша классная: «Что случилось?...» Подружка ей объяснила. Надежда Михайловна молча вышла из кабинета и через некоторое время слышим ор! (Школа-то пустая, уроки закончились, все, как в барабане пустом раздается). Начала орать та завуч, а вслед заорала Надежда Михайловна: «До каких пор вы будете их шантажировать этими характеристиками? И, к вашему сведению, характеристику буду каждому писать я, а не вы! Это вам следует лучше работать, а то сели одному ребенку на шею и едете. У нас детей целая школа, ищите другие таланты!!!...» Я аж реветь забыла, ничего себе! Та завуч у нас такая заслуженная была, в возрасте, а классная всего третий год в школе работает, малолетка, можно сказать. Но именно этим поступком Надежда Михайловна дала мне урок: Если ты уверен в своей правоте, то её, правоту можно отстаивать даже перед теми, кто тебя старше, кто выше тебя по статусу. А еще просто необходимо защищать тех, кто сам пока защититься не может. Думаю, что такой урок поважнее всяких химий будет

Наш классный руководитель Надежда Михайловна Камаева. Я в самом нижнем ряду, в центре
Наш классный руководитель Надежда Михайловна Камаева. Я в самом нижнем ряду, в центре

Наверное, будет несправедливо, если в День Учителя я не вспомню педагогов высшей школы. Я часто слышу фразы о том, что вузовский диплом кому-то не пригодился. А я запомнила самую первую лекцию в нашем институте. Она была какой-то ознакомительной с вузом, с его порядками и т.д…И тогда человек, который её вел, сказал такие слова: Высшее образование подразумевает то, что получив его, человек далее способен сам получить какое угодно образование. Он просто УМЕЕТ УЧИТЬСЯ ВСЕМУ САМ! И почему-то я уверена, что случись в моей жизни необходимость выучиться чему-то другому, я бы с легкостью это сделала. Да, без диплома установленного образца, но я точно знания любые смогла бы себе организовать – не важно, в какой сфере!

Я училась в Челябинском институте культуры. Библиотечный факультет. Специальность «Библиограф-искусствовед». По специальности проработала всего два с половиной года, но я и сейчас произнесу любую красивую речь на какую угодно заданную тему, хоть, например, на тему очистных сооружений))))) А как этого добивались наши педагоги? Больше нигде и никогда я даже не слышала о таких практических заданиях. Мы приходили подгруппой на занятие и у каждого на столе уже лежала стопка книг. Никогда не знали заранее – на какую тему тебе в этот раз достанется стопочка. Сегодня могли быть книги по ядерной физике, завтра по свиноводству… Самыми страшными были книги классиков марксизма-ленинизма)))) За 15 минут нужно было придумать пятиминутную рекламную речь об этих книгах. То есть рассказать о них так, чтобы человеку захотелось немедленно их прочитать. Затем пять минут на выступление, а дальше разбор ошибок: губы облизнула – минус, в окно посмотрела, а, значит, аудиторию потеряла – минус, в потолок посмотрела – то же самое, минус, на бедро оперлась, т.е. одну ногу в колене согнула, - минус… «Это», «как его», «значит» столько-то раз произнесла – минус. В общем, до самого текста еще не добрались, а уже двойка. И этот предмет у нас был все четыре года. После такого тренинга что мне какие-то очистные сооружения?))))

В конце третьего курса нам раздали темы дипломных работ. Поскольку из нас делали библиографов, нам нужно было собрать библиографический указатель на какую-то тему. Например, мне достались Ильф и Петров и я должна была собрать вообще всё, что выпускалось в нашей стране об этих писателях. Всё!! И книги, и статьи в периодике, начиная со времени их жизни, до момента моей учебы. Моей подружке Лариске (ей у меня посвящен большой-большой рассказ «Мой дагестанский вояж 30-летней давности») достался Булат Окуджава и я ей жутко завидовала, т.к. Окуджава жил позже Ильфа и Петрова и, значит, всяких там работ о его творчестве было меньше напечатано. Но я не об этом. Весь четвертый курс у нас были практические занятия по публичной речи, в рамках которых мы должны были выступать в разных местах с темой своей дипломной. ВНИМАНИЕ!!! Где мы выступали? – в коридоре Челябинской онкологии. Представляете себе, с какими мыслями в такой очереди люди сидят? А тут выходят две дибильные малолетки и начинают вещать, одна об каких-то пропади-пропадом Ильфе и Петрове, а другая – об Окуджаве. – В коридоре народного суда. Люди сидят, ждут развода или раздела имущества, а то и, боже мой, детей, а тут опять эти две малолетки. Причем, смысл этих выступлений был именно в том, что необходимо найти такие слова и так рассказать о своём предмете, чтобы люди на несколько минут забыли про свои горести и заслушались. Самое легкое для меня выступление было на зоне- малолетке. Юным преступникам очень зашел рассказ про Остапа Бендера)))

Почему я привожу только эти два примера из своего вузовского образования? Да потому, что, помимо общих знаний, я получила такие практические навыки, которыми пользуюсь по сей день! Не смотря на то, что сейчас даже не помню – где в квартире лежит мой очень даже синенький диплом с двумя тройками: по античной литературе и русскому фольклору. )))) Я с легкостью общаюсь с любыми злобными бабками в какой-нибудь очереди. Я могу так поговорить с проводницей в поезде, что она разрешит мне курить и даже покажет – где это можно сделать без палева. Мне всегда везет на вежливых и приятных бюрократов, потому что меня научили с ними разговаривать так, чтобы результат был на моей стороне. С годами я приобрела и развила еще один навык: говорить людям гадости вежливо и с юмором, это очень помогает в общении с хамами. )))) Ну, а самое главное, именно на этих институтских знаниях я смогла найти себе работу, где могу зарабатывать нормально, а не так, как платят в библиотеках. Вот уже 25 лет я тамада, а это те же навыки хорошей речи, красивого её содержания и максимальный учет психологии аудитории… Низкий-низкий поклон вам, мои педагоги!!! А еще поклон тем, кто разрабатывал именно такую программу высшего образования. Я умею учиться всему сама!

ПыСы: И еще одного учителя я не упомянула. Это мой отец. Сколько уроков в жизни он мне преподнес, никогда не сосчитаю, но каждая его наука мне в жизни пригодилась. Но одним из самых важных уроков я считаю вот этот…. Я в школе получила за что-то единицу. Пришла домой, честно о ней рассказала. На что отец только хмыкнул и сказал: «Мне как раз жердей огород городить не хватает, вот кол-то пригодится…» Вечером отпрашиваюсь у него в кино, а он мне: «Это за какие такие заслуги? Мы что, уже и колы из школы не приносим?...» Я в праведном гневе начинаю верещать, что я этот кол тремя пятерками с легкостью закрою, чего он прицепился. А отец рывком поворачивает меня к висящему за спиной зеркалу и буквально впечатывает меня в это зеркало лицом. И как только что орала я, орёт мне: «Ты вот сюда посмотри!... Сюда смотри!... Ты хочешь сказать, что ВОТ ЭТО Боженька создал, чтобы ты к своим мозгам наплевательски (вместо "наплевательски" был мат) относилась?... Он старался, создавал, а ты ему всё испоганить хочешь?...» И опять меня мордой в зеркало… Я ушла в свою комнату, взяла настольное зеркальце и начала себя очень внимательно рассматривать – это что ж такое Боженька создал?...)))) Сейчас думаю, что это было самое сильное отцовское объяснение дочери в любви из всех, какие только могут быть на земле. А еще самая мощная мотивация к обучению – ну, нельзя же допустить, чтобы Боженька зря старался…)))))

Мой самый любимый Учитель. Человек с семью классами образования, но в 10-м классе объяснял мне физику и геометрию. С курсами тракториста, но историю знал так, что запросто мог бы быть учителем истории. Хотя нет, не мог бы...поубивал бы всех учеников))))) Атеист по убеждениям, но меня все-таки создал Боженька, а не он))))
Мой самый любимый Учитель. Человек с семью классами образования, но в 10-м классе объяснял мне физику и геометрию. С курсами тракториста, но историю знал так, что запросто мог бы быть учителем истории. Хотя нет, не мог бы...поубивал бы всех учеников))))) Атеист по убеждениям, но меня все-таки создал Боженька, а не он))))

Даже книги все на всей земле прочтите

Все равно вы в жизни ученик, а не учитель

Все равно для этой жизни все мы - детки

Все равно расставит жизнь свои отметки

Не толкайтесь, тише, что же вы, ей-Богу

Каждому дарована своя дорога

Как стремительно взрослеем мы, ребята

Только первый класс был, вот уже - десятый

Старая дорога - все бугры да ямы

Здесь учились жить и наши папы-мамы

Кто-то спотыкался, кто-то шел по краю

Всем теперь один судья - земля сырая

Кто-то в этой жизни тащит полный невод

Загляни в дневник его - там круглый "неуд"

Кто-то днем бодрится, ночью - слезы горьки

Как же ты, дружок, а где ж твои "пятерки"

Если речка на пути - то мостик зыбок

Что ни сочинение - то сто ошибок

Занесет, завертит нас порой теченье

Так, что не поможет ни один учебник

Каждый день у нас уроков по три смены

И упразднены большие перемены

Знаем, жизнь дотла спалит и наши встречи

Но еще не скоро выпускной наш вечер

Даже книги все на всей земле прочтите

Все равно вы в жизни ученик, а не учитель

Все равно для этой жизни все мы - детки

Все равно расставит жизнь свои отметки

Валерий Боков