В предыдущей статья я описала виды, признаки и причины умственной отсталости у дошкольников. Так как начало данной патологии берет именно в этом возрасте, то описывать их еще раз в отношении школьников смысла нет. А вот проявление умственной отсталости у детей школьного возраста стоит описать. Так сказать, для общего ознакомления...
Если вы думаете, что умственно отсталые дети (дети с УО) могут легко сходить за детей более младшего возраста, то вы ошибаетесь. Из-за явных нарушений работы ЦНС (центрально-нервной системы), у таких школьников проявляются нарушения всей психической деятельности, своеобразные личностные проявления, нарушения сознания.
Школьники с УО не могут надолго концентрировать свое внимание на каком-то одном виде деятельности. Высидеть сорокаминутный урок для них - задача не из легких.
Если говорить мышлении, то у нормально развивающегося школьника к началу школьного обучения (к 6-7 годам) оно уже становится логическим. У детей же с УО даже в средней школе оно чаще всего наглядно-образное. Поэтому даже собрать пазл (точнее - разрезную картинку) из 3-4 частей им трудно. Причинно-следственные связи тоже плохо сформированы (или отсутствуют) - при рассматривании серии картинок с изображением времен года, дети с УО не могут определить, какое время года им показывают.
Многие психологи говорят о том, что, работая с детьми (школьниками) с умственной отсталостью, начинаешь себя чувствовать, как на заезженной пластинке. Все знания, полученные детьми ина занятиях или уроках, падают, как капли дождя в сухую землю пустыни. Вроде все объяснил - ребенок понял, даже повторил (естественно, мы говорим об элементарных знаниях). На следующий день - ничего не помнит. Как говорится, на колу висит мочало - начинаем все с начала.
Очень тяжело дается школьникам с УО и общение. Такие ребята не пытаются сами начать разговор, не стремятся завести друзей. Если у них что-то спрашивают, обращаются к ним с просьбой - они предпочитают отмалчиваться. Или ответят что-то не то. В общем, у собеседника возникнет чувство, что тот, к кому он обращается, "на своей волне".
Если говорить о личностных проявлениях (раз уж мы затронули общение), то дети с УО вообще отличаются безынициативностью, отсутствием воли, не могут ставить перед собой цель и достигать ее.
Эмоциональная сфера у таких учеников развита очень слабо. Тут можно смело говорить об эмоциональной тупости - дети не всегда могут сострадать, сочувствовать. При этом некоторые ребята склонны к яркому проявлению бурных, даже неадекватных реакций на какие-либо слова или действия окружающих. А кто-то, напротив, очень вял, не реагирует ни на положительное к себе отношение, ни на отрицательное.
У детей с УО возможны очень частые перепады настроения. Радость, гнев, агрессия, смущение, обида - все проявляется очень ярко. Полутонов в проявлении эмоций нет.
Как бы там ни было, детям с УО обучаться просто обязательно (я говорю о легкой степени умственной отсталости). Иначе их просто невозможно будет приспособить к жизни, социализировать, научить общаться с окружающими, жить более-менее самостоятельно.
Спасибо, что дочитали. Не забудьте подписаться. Буду рада комментариям. Задавайте вопросы - рада общению. Всех люблю! Всем мира!
Вам может быть интересно:
Умственная отсталость у детей дошкольного возраста.