Здравствуйте, товарищи! Сегодня мы поздравляем всех учителей с их профессиональным праздником! Пусть новый учебный год принесёт новые успехи и достижения в вашем непростом труде! Хотим поделиться отрывком из статьи всем известного доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника культуры СССР и по совместительству знаменитого школьного учителя, преподавателя с огромным стажем, выпустившего целую плеяду учёных специалистов высшей квалификации, аспирантов и кандидатов наук — Н. Н. Ростовцева. В этом отрывке он от первого лица раскрывает тему негласных природных законов педагогики в школе, позволяющих добиться максимальных успехов в усвоении материала учениками.
* * *
Когда я учился на художественно-графическом факультете МГПИ им. В.П. Потемкина (ныне МГПУ им. В.И. Ленина), мне также внушали, что методика преподавания — это наука, наука точная, рассчитывающая каждый шаг педагога. Следуя законам этой науки, учитель рисования должен был с математической точностью рассчитать по минутам все свои действия и слова.
Однако практика показала, что здесь всё не так просто и ясно, здесь надо различать практическую и теоретическую стороны дела. Теория методики преподавания, действительно — наука. Отдельные методические приёмы и методы обучения могут быть научно обоснованы, а их эффективность — научно доказана. Само же преподавание, владение учебно-воспитательным процессом — искусство.
У нас же в педагогических институтах и училищах не всегда делают это различие, и методика преподавания преподносится очень односторонне. Для педагога-методиста с односторонними взглядами на методику преподавания всё ясно, всё заранее рассчитано и предусмотрено.
Так, например, студентов пединститутов заставляют составлять планы-конспекты уроков по следующей схеме: организационная часть — 2-3 минуты, сообщение нового материала — 10-15 минут, самостоятельная работа учащихся — 20-25 минут, подведение итогов работы и задание на дом — 5-8 минут. С такой структурой урока можно согласиться.
Однако при расшифровке этой схемы урока студентам даются мелкие, случайные установки, уводящие их от общих закономерностей педагогики. В результате студенты пишут в своих конспектах следующее: «Организационная часть — 2 минуты. Вхожу в класс, говорю детям „Здравствуйте!“. Отмечаю в журнале присутствующих и т.д.». Такие конспекты уроков можно найти в любом пединституте: как столичном, так и периферийном. С таким конспектом урока молодой учитель после окончания института приходит в школу. Он спокоен: в его конспекте всё рассчитано и предусмотрено. Однако жизнь в такой конспект вносит свои коррективы. Учитель входит в класс и — о, ужас! На полу, у его ног, шевелится клубок живых ребячьих тел. Двое на партах в позах мушкетёров фехтуют на карандашах. Одна из девиц тянет другую за косы. В классе визг, шум, как говорится, «дым коромыслом».
О каком же «Здравствуйте, дети» может идти речь? Здесь надо принимать срочные меры...
Очень хорошо раскрывает специфику творческой работы педагога А.П. Чехов в своей повести «Скучная история». Он пишет, что хороший педагог не рассчитывает своё время по минутам и не предусматривает заранее, в какой момент что надо сказать, с чего начать и чем закончить: «Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы». Для того чтобы успешно вести занятия, необходимы особый настрой и вдохновение. Нужно почувствовать ту атмосферу, в которой находишься, освободиться от неестественного напряжения, которое сковывает тебя в начале урока, найти контакт с аудиторией, и тогда работа педагога пойдёт свободно и с большим вдохновением.
«К этому можно подойти очень просто, — пишет А.П. Чехов. — но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное „В прошлой лекции мы остановились на ... “, как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и — пошла писать губерния!» Но развитие педагогического процесса проходит не само по себе, — им нужно руководить, творчески использовать отведённое время, и, как это надо делать, А.П. Чехов хорошо разъясняет: «...Нужно, кроме таланта, иметь ещё сноровку и опыт.., надо быть человеком себе на уме... Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя учёного, и педагога, и оратора: и
плохо дело, если оратор победит в вас педагога и учёного, и наоборот».
Как же должен управлять этим процессом педагог? Как он может перестроить свою работу, если заметил отрицательную реакцию своих учеников? И здесь А.П. Чехов даст прекрасный пример: «читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Ивановича: один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнётся своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено.
Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря. Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать».
Заостряя внимание читателя на отдельных вопросах методики преподавания, я прежде всего хочу показать, что работа педагога требует к себе творческого подхода, и она не может быть так точно расписана по минутам, как это пытаются сделать многие.
Преподавательская работа по своей природе — деятельность творческая, живая. Она требует от педагога большого напряжения сил и воли, умения «делать сразу двадцать дел». Если педагог упускает что-нибудь или, ещё хуже, сосредотачивает всё своё внимание на одном из них. Например, на научном содержании своего предмета он неминуемо потерпит поражение.
В жизни мы часто бываем свидетелями, когда один профессор читает лекции так, что его и слушать не хочется, хотя все знают, что это крупный учёный, большой эрудиции специалист. И наоборот, не блещущий особыми регалиями преподаватель читает лекции с таким увлечением и вдохновением, что все приходят в восторг и в конце награждают его аплодисментами.
Н. Н. Ростовцев, сборник статей МПГУ «Вопросы истории, теории и методики преподавания. Выпуск 8. Часть 1».