Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Морские пилоты забытой войны

Станислав Сахончик

Боевые действия  на Корейском полуострове шли с  25июня 1950г по 27 июля 1953г.
В начале войны советские летчики не принимали в ней непосредственного участия, ограничиваясь учебными вылетами с корейскими курсантами на поршневых истребителях Як-9 и штурмовиках Ил-10.
Однако вскоре ситуация резко изменилась. Наступление южнокорейских и американских войск на 38-й параллели, массированные бомбежки объектов Северной Кореи самолетами B-29 «Суперфортресс», угрозы  морских десантов с кораблей США  привели к необходимости наращивания  усилий  северокорейских войск, привлечения  контингента добровольцев  КНР  и советских военнослужащих.
Определенную роль в эскалации конфликта сыграли и такие события как  атака американскими самолетами F-4U-4 «Корсар» с авианосца «Вэлли Фордж» советского бомбардировщика А-20Ж  в районе Порт-Артура (экипаж погиб) и нападение южнокорейских кораблей на  советское кабельное судно «Пластун» и обстрел 8.10.1950г. советского полевого аэродрома Сухая Речка  в Приморье, произведенный  двумя самолетами F-80С «Шутинг Стар» из 49-й FBG (пилоты  лейтенанты  Алан Дифендорф и  Олтон Квонбек).Причем это нападение было объяснено американской стороной как «навигационная ошибка»,что весьма маловероятно, учитывая отличную погоду  том районе.
 Уже в с 27 ноября 1950г. в бой вступили части 64-го истребительного авиационного корпуса, состоящего из  двух истребительных авиадивизий,  одного ночного истребительного авиаполка, двух зенитно-артиллерийских дивизий, одного прожекторного полка, одной авиационно-технической дивизии и частей обеспечения. Ротация частей производилась в течение 8-14 месяцев боевых действий за счет личного состава  истребительных частей ВВС и противовоздушной обороны страны. В это же время шло интенсивное перевооружение истребительной авиации дальневосточных округов и флотов на реактивную технику.
25 июля 1952г. военно-морской министр адмирал Н.Г.Кузнецов  ходатайствовал перед Советом министров СССР о включении морских летчиков в соединения 64 ИАК. И уже 5 августа 1952г. в Маньчжурию был направлен 578-й ИАП 7-й ИАД ВВС 5-го ВМФ, базировавшийся под Владивостоком.
 Из  состава полка была образована оперативная группа (12 руководителей и 40 летчиков, в том числе 13человек из 165 ИАД ВВС 5-гоВМФ) без самолетов. С 5 по 18 августа оперативная группа  прошла особый курс летной подготовки и была отправлена  железнодорожным транспортом в Китай.
Вначале 578-й ИАП   под командованием подполковника В.Т.Доброва  базировался на аэродроме Аньшань, затем Аньдун и Мукден. Тихоокеанский полк  был оперативно подчинен командиру 133-й ИАД, осуществлял воздушное прикрытие объектов и коммуникаций Северной Кореи и северо-востока Китая от  налетов авиации противника. За 7 месяцев боевых действий  578-й ИАП  произвел 946 боевых вылетов, провел 20 групповых боев, в результате которых было сбито 4 истребителя F-86 «Сейбр» и еще 2 подбито.
Наиболее успешными боями  были: бой 15.091952г. эскадрильи капитана В.Д.Андрющенко в составе 8 МиГ-15  против 8   F-86 в районе Аньдуна (подбито 2 американских самолета) и 10 декабря 1952г,когда  майором М.Н. Ободниковым и капитаном Г.Т.Кокора были сбиты 2 «Сейбра» в районе Дээгуадонга.
Потери полка в период боев составили 10 самолетов МиГ-15 и 2 пилотов. Полк, по мнению командования 64 ИАК, показал слабую эффективность (соотношение  сбитых самолетов противника к собственным потерям составило 1:2,5),что можно объяснить  тем, что летчики воевали не на своих самолетах - боевые вылеты производились на  матчасти трех авиаполков, летчики не знали в полной мере особенности самолетов, на которых шли в бой. Кроме того, их налет на самолетах  МиГ-15  до начала боев составлял в среднем 50-60 часов, в то время как  американские пилоты-истребители   имели минимальный налет на реактивных машинах по 200 часов. Кроме того в  авиакрыльях авиации ООН было много опытных летчиков-асов второй мировой войны. 
После вывода 578-го ИАП в феврале 1953г. в состав 64-го  авиакорпуса был направлен 781-й ИАП 165-й ИАД ВВС 5-гоВМФ под командованием  подполковника Н.Д. Снопкова.
З6 экипажей полка  отбыли в Китай (также без своих самолетов). После короткой переподготовки  на самолетах МиГ-15 бис  133-й ИАД, морские летчики перебазировались на аэродром Мяогоу, ставший для них базовым .
Боевая деятельность морских летчиков на этом этапе войны  была осложнена  изменением тактики действий  американских ВВС (действия мелкими группами в сложных метеоусловиях), появлением  новейших модификаций их основного противника - самолета F-86 «Сейбр», характером  воздушной обстановки и метеоусловиями. Изменилась и тактика действий наших летчиков - теперь они вели боевые действия методом  воздушного патрулирования и мелкими группами. В связи со  слабой подготовленностью китайских и корейских летчиков и их большими потерями, основная тяжесть ведения боев легла на советский авиакорпус.
Тем не менее, морские летчики  за 5 месяцев боевой работы  провели 81 воздушный бой, сбили  11 истребителей  F-86 «Сейбр» и 1 F-84 «Тандерджет», подбили 5 F-86 и 1 F-84.
Полк потерял 9 самолетов и 5 летчиков. При этом соотношение потерь составило 1,33: 1,в пользу  781-го полка. (продолжение следует)(на рисунке-F-86 Sabre-основной противник в корейской войне)

Морские пилоты забытой войны (Станислав Сахончик) / Проза.ру

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Станислав Сахончик | Литературный салон "Авиатор" | Дзен