Фильм Сергея Соловьева 1982г. «Избранные» ныне практически забыт. А вернуться к нему было бы небезынтересно.
В пользу этого говорит, прежде всего, не совсем обычный сюжет. Действие разворачивается в Колумбии во время Второй мировой войны.
Именно тогда из нацистской Германии в Латинскую Америку хлынула волна эмигрантов. В первую очередь, зажиточных, конечно. «Избранных», как они называются в фильме. Именно к ним и относится главный герой – немецкий аристократ, господин Б. К. , в прекрасном исполнении Леонида Филатова.
Фильм «Избранные» интересен еще и тем, что – это совместная работа СССР и Колумбии. Ведь снят фильм по одноимённому роману колумбийского писателя Альфонсо Лопеса Микельсена.
«Избранные» – кинолента необыкновенно атмосферная. И не удивительно. Ведь съемки проходили в оригинальных локациях. В самом настоящем латиноамериканском антураже. Сам автор романа и по совместительству бывший президент Колумбии предоставил для киносъемок свой особняк. И, вообще, съёмки фильма контролировала… местная мафия, которая кстати поставила условие: в одной из главных ролей должна блеснуть местная звезда Ампаро Грисалес.
Вообще, фильм получился эстетский. Кинокритики единодушно отмечали «одухотворенность, изобразительную прихотливость, авторское внимание к деталям, к нюансам психологии героев, плавную неторопливость кадра». И это не случайно, учитывая творческий метод режиссера.
Но самое главное, это затронутый в «Избранных» морально-нравственный конфликт. Ведь режиссерской сверхзадачей являлось выставить на всеобщее обозрение проблему конформизма. Заставить зрителя поразмышлять о том, что сделка с совестью не может быть случайным, единовременным действием. Стоит только начать, и все – покатится снежный ком. Пример тому – главный герой фильма. Вот в нем-то все и дело.
Господин Б. К. так и проходит как человек без имени. Это, конечно, не просто так. Величать героя да еще и главного только инициалами – прием, который использовал еще Франц Кафка, дабы обезличить своих персонажей.
В случае с героем «Избранных», однако, действует прием не обезличения, а уничижения.
Ведь господин Б. К. – еще тот субъект. Хотя поначалу он внушает симпатию. В первую очередь, внешним респектабельным и интеллигентным обликом. Да и убеждения имеет вполне себе гуманистические: люто ненавидит фашизм, потому и бежит на край света от коричневой чумы. Но при внимательном рассмотрении выясняется следующее. Чтобы выбраться из фашистской Германии, господин Б. К. подписывает бумагу о сотрудничестве с нацистской разведкой, наивно полагая, что сия подпись номинальна и является пропуском к спокойной жизни.
К сожалению, получается иначе. Уже в Колумбии «друзья» из американского посольства вдруг начинают подозревать о темном прошлом господина Б. К., даже шантажируют его, угрожая разоблачением, позором, тюрьмой. В панике и отчаянии, желая выйти сухим из воды, господин Б. К. идет на предательство: соглашается, чтобы его любимую женщину подвергли самого настоящего насилию…
Известно, что вначале на роль господина Б. К. Соловьев хотел позвать Александра Кайдановского. Но когда «Избранные» вышли на экран, многие заговорили о том, что никого, кроме Леонида Филатова, в этой роли и представить нельзя.
Я тоже так думаю. Потому что создать образ такого противоречивого героя, рефлексирующего подлеца, благовоспитанного негодяя, не каждому и талантливому актеру по плечу. А Филатову удалось.
Беспредельный эгоизм, порочная сентиментальность, напускная одухотворенность, вкрадчивая самоирония, навязчивое самолюбование – все сплетается в господине Б. К. и выглядит до ужаса естественным.
В одном из интервью Сергей Соловьёв сказал, что в «Избранных» рассказывается «о постепенном крахе личности, лишённой внутреннего нравственного стержня».
Потому, наверное, и, в отличие от литературного первоисточника, главный герой фильма погибает… от руки десятилетнего сына оскверненной и обесчещенной Ольги.
Кстати, об Ольге. Возлюбленную господина Б. К. играет муза режиссера – Татьяна Друбич. Многие потом говорили, что, дескать, она не так раскованна и естественна в этом фильме, как в других своих ролях. А мне кажется, что некоторая зажатость Друбич как раз здесь к месту. Ведь актриса играет, в общем-то, забитую, не привыкшую к красивой жизни молодую женщину, которая встретила, пожалуй, впервые на своем пути и изящное обхождение, и романтические чувства да вот только очень жестоко поплатилась за с вои иллюзии, в конце концов…..
Один из киноведов как-то сказал, что «Избранные» – «лучший советский фильм «латиноамериканского цикла». Возможно, к этому мнению стоит прислушаться.
Но для современного зрителя, как мне кажется, «Избранные» будут интересны, прежде всего, из-за советских актеров в заморских декорациях. Я имею в виду Леонида Филатова, Татьяну Друбич, Александра Пороховщикова. А также актеров колумбийских. А их в фильме немало.
И еще, если вдуматься, то затронутые в фильме «Избранные» проблемы выбора и «краха личности, лишённой внутреннего нравственного стержня», увы, всегда остаются актуальными. И не только в Латинской Америке середины прошлого века.
А что вы думаете об этом, дорогие читатели?
Пишите в комментариях.
*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки