Найти тему

Века Реконкисты в Испании

Оглавление

Мавританский стиль и достижения мусульман Испании
Простаки против глюков28 сентября 2023

Конкиста на испанском языке означает завоевание, таким был процесс захвата мусульманами земель на Пиренейском полуострове. Соответственно процесс отвоевания тех территорий у мусульман христианами Испании назывался Реконкиста.

Изменения во время Реконкисты: 718-1492 гг. Яндекс: картинки
Изменения во время Реконкисты: 718-1492 гг. Яндекс: картинки

Влияние монастырей

В это время увеличивается количество монастырей и монахов, которые существенно влияют на все стороны общественно-политической жизни. На освобожденных землях монастыри основывали монахи, бежавшие от мусульман, где сохраняли традиции вестготского монашества. Кроме них основывали монастыри монахи из франкских земель, они селились вдоль границ с мусульманскими территориями. Деятельность монахов способствовала освоению опустошенных или недавно освобожденных от мусульман земель под покровительством королевской власти.

Клюнийский монастырь (в Бургундии с 910 г.) был независимым от власти короля и папы римского, подчинялся только аббату Клюни. Выходцы из этого монастыря основали до полутора тысяч монастырей по всей Европе. Аббат имел огромную власть и влияние на государственные дела. Монастыри того времени, в Испании в частности, являлись главными центрами сохранения и распространения культуры. Обладали обширными библиотечными собраниями и имели собственные скриптории, где писали и переписывали книги. Библиотеки существовали при соборах, при самых крупных организовывали переводческие центры. Кроме монастырей образование можно было получить в епископских школах. Но и среди монахов рождались споры по вопросам веры и даже суды. Монастырское «всевластии» охватывало все сферы жизни средневекового общества: духовную, административную и экономическую, то есть управление землями, организация хозяйства, защита от врагов.

Начало возрождения государственности христиан: Астурия

В Аль-Андалусе распространялась исламская культура, но и возникла мосарабская традиция (христиан, живущих в мусульманской среде), опиравшейся на вестготское наследие, существенно переработанное. Сказывалось и влияние франков, хотя и не повсеместное.

Королевство Астурия в 910 г. Яндекс: картинки
Королевство Астурия в 910 г. Яндекс: картинки

Возрождение государственности христиан началось в Астурии под предводительством Пелайо, где был провозглашен королем. С королевства Астурия (часть бывшей римской провинции Галлеция), независимого от мусульман, с середины VIII в. постепенно началась Реконкиста — возвращения под власть христиан территории Пиренейского полуострова, длившаяся до конца XV в. Местные жители — астуры, их соседи на востоке кантабры, переняли многое от римлян и сопротивлялись наступавшим на их земли свевам, потом вестготам, которые только к концу VI в. установили свою власть в городах и некоторых крепостях Астурии и Кантабрии. Но в горах часть местных общин продолжала сопротивляться вестготским королям.

В хрониках начала X в.: «Родриго правил три года. В его правление, в 752 г. эры (716 г. н.э.), сарацины, привлеченные раздорами в стране, захватили Испанию. Они заняли королевство готов, и до сих пор прочно владеют его частью. Христиане же день и ночь ведут с ними борьбу и постоянно сходятся в сражениях, пока Господь всевидящий не повелит их безжалостно выбросить изо всей страны. Аминь...» (Альбельдская хроника, пер. С.Д. Червонова).

Сосуществование христианских королевств и мусульманских государств на Пиренеях продолжалось с VIII по XV вв., процесс Реконкисты прошел несколько этапов. Христианские королевства конфликтовали друг с другом из-за пограничных земель и пытались закрепиться на них, основывая новые поселения. Альфонсо I Католик (739–757 гг.) унаследовал земли, подвластные его отцу - герцогу Кантабрии Педро и земли Фафилы, сына Пелайо, на сестре которого женился. Слияние двух территорий и стало началом королевства Астурия. Астурийцы разрушали укрепления, чтобы их было трудно использовать противнику, и уводили на север местных христиан, селили в разных областях королевства. Из-за периода внутренней смуты в эмирате в середине-второй половине VIII в., мусульмане не смогли оказать противодействие астурийским королям. Только с конца VIII в. астурийцы стали вести военные действия против мусульман с переменным успехом. В последующие века в битвах побеждали то христиане (при Кастроморосе, 916 г.), то мусульмане (Вальдехункера, 920 г.). На протяжении Х в. порядок передачи престола от отца к сыну не сложился, возникали конфликты между братьями, дядьями и племянниками. История Астуро-Леонского королевства - история внутренней борьбы за власть. «В первой четверти XI столетия соперничество между местной знатью продолжалось, только кризис и распад халифата после смерти наследников аль-Мансура позволил королям Альфонсо V (999–1028) и Бермудо III (1027–1037) восстановить разоренные войнами крепости и даже отодвинуть границу на некоторых участках к югу».

Леоно-кастильское королевство

«Альфонсо VI объединил под своей властью Леон, Кастилию и Галисию в 1072 г. Этому предшествовала его длительная распря со старшим братом Санчо II, королем Кастилии. Альфонсо VI в начале 1072 г. был вынужден бежать из Леона под защиту вассала своего отца — правителя тайфы Толедо аль-Мамуна (1043–1075). Король-изгнанник оставался там около девяти месяцев, по истечении которых произошло событие, позволившее ему не только вернуться в свои земли, но и получить короны двух королевств — и Леона, и Кастилии. Санчо II погиб при осаде Саморы, где находилась его сестра, донья Уррака, оказавшая поддержку Альфонсо… В 1082 г. у леоно-кастильского короля осложнились отношения с севильским эмиром. Альфонсо отправил к аль-Мутамиду посольство для выяснения причин задержки ежегодных выплат. Возглавлявший его иудей Ибн Шалиб был убит, а его спутники взяты под стражу. Альфонсо, узнав об этом, стал готовить военный рейд на юг. И в 1083 г. два больших отряда христиан двинулись к Севилье. Этот поход был очень удачен для короля: он не только достиг стен столицы своего противника, но и дошел до Тарифы — самой южной оконечности Пиренейского полуострова. Угроза завоевания тайфы Толедо другими эмирами была очевидна для Альфонсо VI. Осенью 1084 г. он начал осаду города, завершившуюся его сдачей в мае 1085 г. По договору, заключенному при этом, Альфонсо VI должен был помогать аль-Кадиру занять Валенсию. Король получал в свое распоряжение все мечети города с их имуществом, кроме главной, а также все владения, принадлежавшие аль-Кадиру, в том числе дворцы и городской замок — алькасар… К Леоно–Кастильскому королевству присоединены многие небольшие города с прилежащими землями и сельскими поселениями. В результате взятия Толедо стало очевидным преобладание одной из сторон в противостоянии христиан и мусульман… Под власть христиан перешла одна из самых крупных тайф и, что немаловажно, со значительным мусульманским населением… Эмиры Севильи, Бадахоса и Гранады обратились к одному из самых сильных в тот период правителей Северной Африки — Йусуфу Ибн Ташфину с просьбой защитить пиренейских мусульман».

Территориальное деление Пиренейского полуострова в 1031 г.Яндекс: картинки
Территориальное деление Пиренейского полуострова в 1031 г.Яндекс: картинки

Рыцарство

Правления Санчо и Альфонсо - времена утверждения в Леоно-Кастильском королевстве рыцарства - новой социальной силы. При дворе этих государей прославился Родриго

(Руй) Диас де Бивар (ок. 1050–1099), жизнь и деяния которого ещё в XII в. воспринимали как рыцарский идеал. Он получил прозвища Кампеадор — «воитель» и Сид — от арабского слова «sīdi» — «господин».

Отец Родриго - кастильский рыцарь, владел землёй неподалеку от Бургоса и местечко Бивар. Юного Родриго отправили ко двору леоно-кастильского короля Фернандо I, где воспитывался вместе с его старшим сыном - будущим королем Санчо II и стал королевским оруженосцем (armiger regis). Командовал королевской дружиной, в сражениях нес знамя короля. После гибели Санчо при осаде Саморы Родриго де Бивар согласился перейти на службу к его брату Альфонсо VI. Слава Сида возросла, когда он находился в изгнании из-за самовольных военных действий против мусульман и неисполнение королевской воли. Тогда Сид служил у эмиров.

Родриго Диас де Бивар — герой знаменитого средневекового эпоса «Песнь о моем Сиде». Созданное в XII в. это произведение стало первым крупным поэтическим текстом на романсе: оно состоит из 3735 стихов, которые объединяются в разные по величине строфы. Примечательно, что героем эпоса становится небогатый рыцарь из ничем не прославившейся прежде семьи, который своей доблестью добивается высокого положения - отражение социального идеала эпохи. В повествовании упомянуты персонажи-мусульмане, их образы не всегда портреты коварных и жестоких врагов, среди них, как и среди христиан, есть благородные и верные союзники, и лживые предатели.

Реальный Сид подчинил своей власти территории в Леванте: ему платили дань мусульманские правители Валенсии, Льейды, Тортосы, Дении, Альбаррасина, Альпуэнте, Сегорбе, Альменары. Многие из них до того были вассалами и данниками леоно-кастильских и арагонских королей, которые пытались воевать против Сида. Территорию с центром в Валенсии Сид удерживал до своей смерти в 1099 г. В Валенсии успел восстановить епископскую кафедру, которую занял клюнийский монах Иероним из Перигора (1097–1102). После смерти Сида под руководством его жены доньи Химены Валенсию три года обороняли от мусульман, но в 1102 г. Химена вынуждена оставить город.

 Памятник Сиду Кампеадору в Бургосе. Испания. Яндекс: картинки
Памятник Сиду Кампеадору в Бургосе. Испания. Яндекс: картинки

Очередные волны берберов

Новые военные успехи мусульман связаны с приходом из Северной Африки альморавидов. Йусуф ибн Ташфин в июле 1085 г. высадился в Альхесирасе и к октябрю прибыл с войском в Бадахос. В 1086 г. в сражении при Салаке (известном также под названием Саграхас), длившемся несколько дней, войска Альфонсо VI потерпели поражение. Ибн Ташфин, не имея первоначально намерения утвердиться в Аль-Андалусе, вернулся в Северную Африку. В 90-е годы включает земли тайф в состав подвластных ему территорий. Альфонсо VI пытается противодействовать, но безуспешно. Новая мусульманская династия начала свое правление в Аль-Андалусе, подчинив себе все тайфы. Именно в этот период мусульманские войска совершили несколько успешных рейдов на территорию Толедо. Особенно удачно в 1108 г. Им руководил Тамин ибн Йусуф, правитель Гранады, брат тогдашнего альморавидского эмира Али ибн Йусуфа. Основная целью мусульман - Толедо, отвоевание его – восстановление Аль-Андалуса в прежних границах, а также налаживание сообщения между всеми частями, принадлежащими мусульманам.

Армия христиан под предводительством наследника престола принца Санчо сразилась в мае 1108 г. Христиане потерпели поражение, принц Санчо погиб. Но Тамин бен Йусуф дальше не пошёл, мусульмане вернулись в Аль-Андалус, а Толедо остался в руках христиан. В следующих походах мусульмане захватили значительную часть толедской территории — альморавидские гарнизоны засели в Орехе, Асеке, Калатраве, Мединасели, Алькале. Под их властью оказались многие крепости. Самый могущественный из христианских королей Пиренейского полуострова — король Альфонсо VI скончался.

Победы христиан. Графство Арагон, королевства Памплонское и Наваррское

Христианские королевства в XI веке добились превосходства над мусульманами, воспользовавшись распадом Кордовского халифата. Их территории увеличились и эмиры мелких государств (тайф) вынуждены платить дань. На «арагонской и каталонской территориях возникли политические центры, которым с середины XI в. суждено было окрепнуть и превратиться в наиболее динамичные на полуострове… бóльшая часть северо-восточных земель полуострова постепенно объединена под властью арагонских государей». В основу графства, а позже королевства Арагон вошли: арагонские территории, наваррские, каталонские и земли рода Беласко, связанные с запиренейскими землями.

Власть мусульман на северо-востоке была сильна до начала XI века, введено новое административное деление: большая часть земель будущего Арагона включена в Верхнюю марку Аль-Андалуса, управлял наместник эмира; местное население: элита и горожане часто принимало новую веру и быстро оформилась новая социальная группа — мулади. К XI в. на карте полуострова - самостоятельное государство — Арагон. К западу от Арагонского графства располагались земли Памплоны или Наварры. «До середины IX в. Наварра это конгломерат христианских центров, среди которых наиболее значительной и потому пользовавшейся вниманием у хронистов была Памплона - место на путях, связывавших исламский мир с христианской Европой. Ее расцвету и укреплению способствовал нейтралитет в политических конфликтах между франками и пиренейскими правителями: христианскими и мусульманскими. Памплонцы поддерживали добрые отношения с воинственными соседями, а слава о богатстве и процветании их земли привлекала сюда купцов и ремесленников. Памплона контролировала древний и обустроенный проход через горы, здесь процветала транзитная торговля и обмен ремесленными изделиями из кожи, музыкальными инструментами, книгами и оружием, дорогими товарами — мрамором, драгоценными камнями, золотом, специями, шелком и льном, шерстяными тканями и оливковым маслом… Под властью Кордовского эмирата Памплона находилась недолго и в 806 г. оказалась под рукой Каролингов, а затем местных династий Иньигес и Химено. До конца XI столетия она оставалась небольшим поселением, преимущественно с наваррским населением. Короли никогда здесь подолгу не жили… В 970 г. сын Андрегото Галиндес и короля Памплоны Гарсия Санчеса I, Санчо Гарсес II (970–993 гг.), унаследовал от матери королевство Памплонское и графство Арагон» и оставались объединенными до 1035 г… С начала XI в. власть в Рибагорсе передавалась по женской линии, в 1025 г. на престол взошла Муния, супруга короля Наварры Санчо III. Так графство вошло в состав Наваррского королевства.

Наварра в X-XI века. Яндекс: картинки
Наварра в X-XI века. Яндекс: картинки

Каталония и орден Калатрава

Особым статусом среди северо-восточных земель полуострова обладали графства, со временем объединенные в историческую область, получившую название Каталония… употребление терминов «Каталония» и «каталонцы» относится в христианских документах к концу XI в. Территория по обе стороны от реки Льобрегат: севернее от нее позже назвали Старой Каталонией, там власть мусульман держалась около сотни лет и было сильное франкское влияние. На юг от реки произошла исламизация. Испанская марка – обширная укрепленная территория с дорогами, охраняемыми деревянными башнями с постоянными гарнизонами. Походы франков (778, 785, 801 гг.) на земли, некогда завоёванные вестготами, способствовали присоединению к марке других земель, в том числе и Барселоны и формированию чувства общности среди испано-готов, живших по разные стороны Пиренеев. Между Аль-Андалусом и Францией установились активные торговые связи при посредничестве правителей Каталонии. С «середины IX столетия на территории Каталонии постоянно существовало десять графств и еще столько же периодически упоминаются в источниках». В конце Х века земли на северо-востоке Пиренейского полуострова в основном объединились, создались прибрежные политические центры, постепенно обретая самостоятельность.

По указу кастильского короля Санчо III (1157–1158) «аббату цистерцианского монастыря Санта Мария ла Реаль в Фитеро (в Наварре) передавали власть над крепостью Калатрава (в современной местности: Кастилия-Ла-Манча) и ее окрестности. Для защиты замка в Калатраву прибыли монахи-воины из аббатства Фитеро и рыцари из Толедо. Толедский архиепископ Хуан II предоставил аббату Раймундо денежную помощь, обещал индульгенцию всем, кто примет участие в обороне крепости. Так на Пиренейском полуострове возник первый духовно-рыцарский орден — орден Калатрава».

Старая Калатрава. Яндекс: картинки
Старая Калатрава. Яндекс: картинки
Реконструкция. Воины монашеского ордена, Испания. Яндекс: картинки
Реконструкция. Воины монашеского ордена, Испания. Яндекс: картинки

Жизнь горожан

В XII веке относительно бурно развивались леоно-кастильские города, менялся их архитектурный и пространственный облик, но больше происходило перемен в жизни горожан: получили право избирать членов городского совета (консехо), должностных лиц и судей; «городская община имела по отношению к своей сельской округе некоторые права господства». Христиане городов между реками Дуэро и Тахо состояли из местных мосарабов, то есть христин из леоно-кастильских земель и «франков» — переселенцев из запиренейских стран. Горожане благородного сословия: кабальеро и идальго, обычно имели наследственные привилегии от короля, «связанные с податными послаблениями...

Испания в 1150 г. Яндекс: картинки
Испания в 1150 г. Яндекс: картинки

Чтобы стать полноправным жителем города и членом консехо, нужно было владеть недвижимостью в черте города — участком и домом, обязаны проводить в городе две трети года», необходимые для сбора ополчения при возможной обороне города. «Городское ополчение состояло из конницы и пехоты». Кабальеро - конный отряд – «основная ударная сила городских ополчений… Они сыграли особую роль в развитии Реконкисты, поскольку, помимо участия в крупных военных походах королей осваивали и отстаивали в нередких стычках с соседями-мусульманами земли обширной пограничной территории».

Большинство жителей городов занимались земледелием, виноградарством и садоводством, а также скотоводством. Обрабатывали земли за пределами города и внутри городских стен. Владельцы часто трудились вместе с наемными работниками, но и сдавали в аренду. Среди ремесленников многочисленными были те, кто занимался производством и продажей: мясники, мельники, булочники, виноделы, рыбаки. Важны были производство керамики как строительного материала вместе с деревом, а также: ткачество, кожевенное дело, металлообработка, ювелирное дело.

Реконструкция средневековых жительниц Испании: Яндекс: картинки
Реконструкция средневековых жительниц Испании: Яндекс: картинки

В Кастилии в 1137 году создали собрания – кортесы (с XIX века парламент в Испании и Португалии), где участвовали дворяне и духовенство, а с 1188 г. и горожане.

Арагонское королевство

«На протяжении XII–XIV столетий с объединением арагонских и каталонских земель, присоединением Сарагосского и Валенсийского эмиратов, Балеарских островов и южно-итальянских территорий Арагонская Корона постепенно превращалась в своеобразную средневековую конфедерацию… из нескольких политических образований, обладавших высокой степенью самостоятельности и самобытной системой внутреннего управления...

Испания и Португалия в 1210 г. Яндекс: картинки
Испания и Португалия в 1210 г. Яндекс: картинки

Конец XIV — начало XV в. ознаменовались серьезным внутренним кризисом… Обнажились социально-экономические проблемы, вызванные неравномерным развитием различных территорий, входивших в Корону, со специфической политикой арагонских королей, нередко оставлявших в небрежении насущные проблемы иберийских территорий, лишь используя их ресурсы для реализации амбициозных планов на итальянских землях, что приводило к еще большему дисбалансу». Одним из политических инструментов решения проблем - заключение династической унии Арагона с Кастилией, этот союз рассматривали как «самый надежный и очевидный способ приумножить могущество… Объединение Арагона и Каталонии в середине XII в. имело принципиальное значение для культуры. Барселонские графы и арагонские короли активно способствовали развитию науки и образования, стремились к унификации правовых норм всех земель. В это время активно переводятся различные арабские и античные сочинения об астрономии, астрологии, алгебре и геометрии, создаются навигационные и картографические школы (в Барселоне и на Мальорке), появляются научные трактаты («О музыке» философа и писателя Рамона Льюля). Особую роль в XII–XIV вв. играли монаршие дворы (в Сарагосе, Барселоне, Валенсии, Перпиньяне, а в XV в. и в Неаполе), ставшие подлинными центрами культуры: при них жили и творили крупные поэты, писатели и мыслители… развивалось образование под покровительством королей». Расширилась сеть городских школ, большое внимание уделялось арифметике и геометрии. Создавали первые университеты. В Льейде находилось производство пергамента и бумаги, существовал крупный центр по переписке книг. На Мальорке (начало XIV в.) Рамон Льюль создал центр по изучению арабского языка и восточной культуры. «В XII–XIV вв. развиваются различные жанры литературы. Общая с Провансом рыцарская или куртуазная литературная традиция, поэзия трубадуров, воспевающая идеалы доблести, отваги, служения королю и прекрасной даме достигла в Арагонской Короне подлинного расцвета. Каталонские и валенсийские поэты разрабатывали различные формы и сюжеты, в чем-то схожие с провансальскими, в чем-то совершенно оригинальные… наиболее популярными были песня любовного содержания, рассказ о любви рыцаря к пастушке, политическая сатира, полемический диалог, элегия памяти умершего или погибшего сеньора или друга… Одним из самых известных поэтов второй половины XIV в. был Ансельм Турмеда («Книга добрых увещеваний», «Строфы о смуте в королевстве Мальорка», «Спор с ослом»), который на волне итальянских ренессансных влияний в своих произведениях явно иронично описывал невежество клира и монашества, противопоставляя им культуру гуманизма».

Чтобы понять «феномен культурного синтеза в средневековой Испании, следует обратиться к истории тех общин, для которых взаимодействие конфессиональных, политических и культурных традиций было реальностью повседневной жизни». Мусульмане, христиане, иудеи жили «в условиях политического господства представителей иной конфессии".

Куклы представляют народы, жившие на территории Испании в Средневековье. Фестиваль "Мавры и Христиане", Испания. Яндекс: картинки
Куклы представляют народы, жившие на территории Испании в Средневековье. Фестиваль "Мавры и Христиане", Испания. Яндекс: картинки

Мосарабы

Слово «мосараб» происходит от арабского причастия must᾿arab, означающего «арабизированный»… Мусульмане именовали эту группу по разному: римляне, христиане, зимми, неарабы… Часть христиан обратилась в ислам и с течением времени полностью ассимилировалась, а те, кто сохранили веру предков, получили в Аль-Андалусе особый социально-правовой статус. Положение «народов книги» или «народов договора», к которым относились христиане и иудеи, регламентировалось шариатом: они должны были платить поземельную (харадж) и подушную (джизья) подати. В случае возникновения конфликта между христианином (или иудеем) и мусульманином дело разбиралось в мусульманском суде. Во внутреннюю жизнь общин иноверцев мусульманские власти обычно не вмешивались, оставляя власть в них, в том числе и судебную, в руках органов самоуправления общины. Мосарабам разрешили отправление своего культа. Существовали лишь ограничения относительно публичности тех или иных религиозных действ (например, звон колоколов или крестный ход запрещались) и строительства новых церквей и синагог. Однако эти ограничения в разные периоды соблюдались с различной степенью строгости. Численность христианского населения, как и характер его расселения в разные периоды господства мусульман, по-видимому, значительно менялись… они проживали как в городах, так и в сельской местности, образуя компактные поселения и кварталы (в Гранаде, Гуадиксе, Малаге, Ньебле, Валенсии), а иногда свободно селясь среди мусульман (в Севилье, Кордове, Мериде, Толедо).

Миниатюры. Мосарабское искусство. Яндекс: картинки
Миниатюры. Мосарабское искусство. Яндекс: картинки

До середины IX в. положение христиан было довольно стабильным, они тесно контактировали с мусульманами и испытывали значительное влияние их культуры и языка. Процесс арабизации христиан Аль-Андалуса последовательно описать невозможно, известны отдельные эпизоды, на основании которых можно строить некоторые гипотезы о том, когда андалусские христиане действительно стали мосарабами, т.е. арабизированными. Ключевым моментом признается IX в., прежде всего годы правления эмиров Абд ар-Рахмана II и Мухаммада I. Проникновение арабской культуры, прежде всего языка, в христианский обиход стало настолько интенсивным, что возникают опасения за судьбу собственной, латиноязычной традиции, которая непосредственным образом связана с вероисповеданием. Альваро Кордовский, теолог и поэт IX в., жаловался, что многие юноши-христиане не только прекрасно говорили на арабском, но и сочиняли стихи по всем законам арабской метрики нередко лучше самих арабов, при этом совершенно не зная латыни. Усиливаются эти опасения с активным развитием исламизации населения Аль-Андалуса к этому времени. Особенно это ощущалось, по-видимому, в крупных городах. Как своеобразная реакция на эти процессы в Кордове в 50–60-х годах развивалось движение добровольных мучеников. Его инициаторы, среди которых наиболее известен св. Евлогий, автор жизнеописаний кордовских мучеников, а также прославляющих их гимнов, проповедовали сознательное принесение себя в жертву во имя восстановления чистоты христианской веры. Публично объявляя Мухаммада лжепророком, а ислам — лжеучением, они добивались таким образом принятия мученической смерти. При подобных обстоятельствах были казнены более 50 человек. Большинство из них были впоследствии канонизированы… Движение охватило только Кордову (хотя о единичных случаях мученичества есть упоминания и в других городах), и вызвало неоднозначную реакцию в самой христианской общине. На Кордовском соборе 852 г. все ранее погибшие были объявлены святыми, но добровольные мученичества были запрещены, что, однако, не возымело действия. Следствием кордовского движения стало то, что положение христиан, особенно духовенства и монахов, осложнилось. Возможно, что именно поэтому на вторую половину IX в. приходится пик их эмиграции в северные христианские королевства. Там эмигрировавшие общины получали землю для поселения… основаны монастыри… Впоследствии, несмотря на стабилизацию положения христианской общины при Абд-ар-Рахмане III (912–929 гг.), эмиграционное движение не прекращалось, хотя и не было массовым.

С появлением на Пиренейском полуострове альморавидов (берберов из Северной Африки в конце XI в.) ситуация резко изменилась. Будучи крайне ортодоксальными последователями Пророка, они вели политику, нацеленную на сокращение и полное уничтожение христианского населения в Аль-Андалусе… столь резкое изменение политики в отношении христиан привело и успешное развитие Реконкисты. Итогом гонений и погромов, массовых переселений христиан, как в северные королевства, так и в Африку (осуществлялись мусульманскими властями в 1106, 1126, 1138 гг.) стало резкое сокращение христианского населения на мусульманских территориях к началу правления альмохадов (берберская династия из Северной Африки в 40-е годы XII в.). После прихода последних отношение к христианам стало еще жестче. Вследствие этого к середине XIII в. в мусульманских государствах христиан фактически не осталось… нет никаких упоминаний о существовании христианских общин в многочисленных городах и их округе, отвоеванных христианскими королями в этот период. В Гранадском эмирате было некоторое количество христиан, но их нельзя назвать мосарабами — это были либо купцы, либо пленники, обращенные в рабов.

Историки и искусствоведы часто подчеркивают посредническую роль мосарабов: благодаря им в северных христианских королевствах появились некоторые элементы мусульманской культуры в архитектуре и искусстве и многочисленные лексические заимствования из арабского в романсе, но не только. Образованные мосарабы стали хранителями традиций поздневестготской культуры, а также восточнохристианской, с которой они контактировали благодаря тому, что некоторые провинции Византии, как и Испания, были частью арабской империи… мосарабские рукописи, хотя большинство из них созданы в леонских скрипториях (Антифонарий собора в Леоне XI в., Беат из Табара Х в.), являются копиями более ранних манускриптов, привезенных монахами и священниками, эмигрантами из Аль-Андалуса. Они отличаются особым стилем письма (его принято называть вестготским) и миниатюр, в которых отмечают влияние иудейской традиции иллюстрирования Ветхого Завета и иллюстраций к научным трактатам античности, отдельные мусульманские элементы.

В архитектуре основным, но не единственным элементом, перенятым мосарабами у мусульман, стала подковообразная арка. Одним из самых ранних примеров ее использования в архитектуре христианского храма в Испании является церковь Санта Мария в Мельке… С Х в. подковообразная арка стала широко использоваться и в архитектуре леонских церквей.

Церковь Санта Мария в Мельке. Внутри церкви. Яндекс: картинки
Церковь Санта Мария в Мельке. Внутри церкви. Яндекс: картинки

Мусульмане во время Реконкисты

Примерно с Х в. на Пиренейском полуострове в христианских королевствах на территориях отвоёванных у мусульман стали создаваться мудехарские альхамы, то есть мусульманские общины. Они существовали до приказа о принудительном крещении мавров XV–XVI вв. Слово «мудехар» арабского происхождения, означающее «тот, кто платит налог», так называли поданных мусульман в кастильской и арагонской королевской документации. Их ещё называли сарацинами и маврами. «Мусульмане были крестьянами, занимались сельскохозяйственной деятельностью; в городах их было значительно меньше». В XIII в. мудехаров под властью христианских королей становилось больше. Отвоеванные земли и города обычно сохраняли большую часть мусульманского населения. Бежали на юг полуострова и в Африку только самые влиятельные и богатые мавры. «Во многих северных городах полуострова в XIII–XIV вв. возникают или разрастаются, укрепляясь, морерии - мусульманские кварталы… южные земли сильно страдали из-за военных действий, что приводило к упадку отдельных альхам». В конце XIV-XV вв. из-за войн, разорений и поборов мусульмане уходили в другие земли. «Сарацины, продавая земли, дома и лавки, уходили целыми семьями, со всем движимым имуществом». И всё же по мнению специалистов «мудехары были значительной частью населения королевства Арагон» и Кастилии. «мудехары (подчинявшиеся непосредственно короне) были той группой населения, которая обеспечивала многочисленные королевские расходы… Короли щедро раздавали уехавшим сарацинам разрешения на возвращение в королевство». Мудехары были башмачниками, кожевенниками, мясниками, ткачами, гончарами; ценились оружейники, мебельщики, каменщики, кузнецы, красильщики, медики и специалисты по осадным машинам; специалисты систем водоснабжения. В XV в. мудехары стали первыми городскими пожарными. Мусульманские общины должны были заниматься благоустройством и защитой городов и местечек. Обязаны являться на королевскую службу по приказу короля. «Король угрожал телесными и имущественными наказаниями сарацинам, мастерам по баллистам в случае, если они отказывались прибыть со своими машинами. Мавры снабжали королевское войско продовольствием и тягловым скотом. Сарацины должны были по приказу короля нести службу охраны, сопровождая королевских чиновников… Королевская власть предоставляла мудехарским альхамам полную автономию и обязывалась соблюдать их права: отправление мусульманского культа, управление по своим законам и обычаям, свобода передвижения, включая право менять место жительства и право эмигрировать из страны, безопасность личности и имущества, свобода торговли, наличие собственной системы образования, наследования и т.д. Мудехары сохраняли свои мечети, школы, кладбища, имели своих муниципальных должностных лиц».

Евреи в Испании

С VIII в. положение испанских евреев улучшилось, так как мусульмане весьма терпимо относились к их вероисповеданию. «Испания стала частью огромной мусульманской империи, а испанские евреи — частью обширной восточной еврейской диаспоры с ее крупными интеллектуальными центрами в Палестине и Ираке (Вавилонии). Испанские евреи наладили тесный контакт с вавилонской общиной, став практически ее культурной провинцией, в отличие от еврейства Италии, Германии и Франции, ориентировавшегося на Палестину». Из Вавилонии они заимствовали: арамейский язык, литургические и правовые тексты. «Постепенно в Испании сформировалась собственная ученая среда: открылись дома учения и академии и исчезла необходимость ездить учиться в Багдад, появились ученые высокого уровня и были составлены свои кодексы законов. В Х в. связи испанского еврейства с иракским центром ослабели: достигнув определенного уровня…» «Авторы сочинений с IX в. переходят с арамейского и иврита на арабский». К Х в. «наступает так называемый «золотой век» еврейской культуры в Андалусии, складывается иудео-арабская традиция, или сефардский культурный тип, отличающийся от культуры ашкеназских евреев во Франции и Германии». Арабский заменил евреям арамейский как разговорный, так и литературный: поэтические, прозаические, научные, религиозные тексты. Еврейская культура «золотого века» развивалась как и арабская культура: законотворчество, религиозная философия, естественные и точные науки (медицина, геометрия, астрономия), ивритское языкознание и поэзия — на арабском и иврите. Поэзия стала широко известным достижением испано-еврейской культуры… сформирована придворными евреями (Хасдаем ибн Шапрутом, Шмуэлем Га-Нагидом), они занимались меценатством, держали в своем окружении поэтов для воспевания собственных достоинств и свершений — по примеру арабских правителей и вельмож. «Гениальный поэт, чье творчество считается апогеем «золотого века» испано-еврейской культуры, Иегуда Га-Леви (ок. 1075–1141) стал одним из самых известных представителей «потерянных поколений», чье благополучное существование в мусульманской Андалусии оборвалось с берберскими нашествиями XI–XII вв., последующие годы были проведены в утомительных странствиях по христианской Испании или мусульманской Африке».

«С перемещением основной массы испанских евреев в христианскую Испанию наладились новые контакты, с западными, франко-германскими еврейскими общинами.

Испанские студенты ездили учиться во французские йешивы и, возвращаясь, становились носителями и проповедниками ашкеназского иудаизма; также в Испанию мигрировали германские раввины, спасавшиеся от погромов на родине».

«В пиренейских королевствах бытовало несколько терминов, обозначающих разные аспекты существования еврейской общины: альхама (aljama) — административная единица с точки зрения внешнего, королевского законодательства; кегила — административная единица согласно еврейскому праву, галахе; кагал — население общины. Во второй половине XIII в. эта система претерпела существенные изменения в связи с появлением в еврейских общинах, ранее разделенных лишь на элиту и бедноту, среднего класса: зажиточных ремесленников, торговцев, врачей и иных профессионалов. Средний класс объединился с низшим в целях противостояния верхушке — придворным евреям и крупным купцам… Бедные и средние слои еврейского общества, зачастую воодушевленные проашкеназским раввинатом, выступили против элиты, критикуя ее за светский образ жизни, арабизированность или испанизированность, отход от традиции, незнание иврита, несоблюдение заповедей и, конечно, за монополизацию власти в общинах. Особое недовольство общины вызывала практика евреев добиваться у короля снижения или даже освобождения от налогов и от обязанности занимать какие-либо общинные должности. Поскольку община должна была поставлять в казну фиксированную сумму, налоговое бремя, снятое с одного ее члена, перераспределялось среди остальных».

«Еврейские кварталы (худерии) изначально находились внутри городских стен, а со времен мусульманского завоевания, когда христианское население в массовом порядке покидало свои дома и бежало на север, — даже в самом центре города, около кафедрального собора (а впоследствии — мечети) и рыночной площади. Если худерия разрасталась, к ней могли добавляться дополнительные улицы или квартальчики, уже не в столь престижном районе города, а иногда и вне городских стен. Тем не менее, еврейские кварталы постоянно страдали от перенаселенности, даже богатые жители не имели возможности расширять свои дома. Сравнительно с христианской частью города дома были высокие, в несколько этажей, и зачастую два дома на противоположных сторонах улицы соединялись между собой. Несмотря на тесноту, во многих домах по арабской традиции сохранялись внутренние дворики с садиками.

Поначалу худерии были открытыми и полноправными городскими кварталами. Имели место постоянные контакты с христианской частью города; многие еврейские торговцы и ремесленники держали свои лавки и мастерские вне худерии, а некоторые христиане, наоборот, открывали свое дело в еврейском квартале… С XIV в., началась сегрегация еврейских общин, вызванная как необходимостью защиты от пасхальных и иных погромов, так и законами о сегрегации (apartamiento). Худерии смещались из центра города на его окраину, количество ворот сокращалось, и все чаще (ночью, в христианские праздники, по воскресеньям) они бывали закрыты; евреям сначала запретили ночевать в своих домах и лавках за пределами худерии, а потом и владеть ими, и вообще свобода передвижения евреев по христианской части города была минимизирована.

В худерии, помимо собственно жилых домов, обязательно было несколько мест, необходимых для религиозной повседневной жизни общины: синагога, школа и — в некоторых крупных общинах — высшая школа (йешива), купальня для ритуальных омовений (миква), кладбище, скотобойня, пекарня. Миквы были во всех общинах у реки или на крышах домов, где в специальные резервуары собирали дождевую воду.

В больших худериях были свои бани, жители же мелких кварталов пользовались общегородской баней, в расписании пользования которой выделялись дни для евреев и мудехаров. Свои скотобойни и пекарни также были только в больших общинах, могущих себе позволить платить за это ежегодный налог в казну; прочие пользовались общегородскими заведениями. Главный центр общинной жизни - синагога. Вопреки запрету на строительство нехристианских культовых сооружений, новые синагоги возводили самовольно или по специальным королевским привилегиям… Испанские синагоги состояли из двух основных частей — молитвенного зала и двора, где осуществлялась финансовая и общественная деятельность; женская часть (пристройка или отдельное здание) не во всех синагогах. Выстроены они были, как правило, в мудехарском стиле, с неизменными элементами: арки, колонны, резьба по камню.

Немного о каталанцах, провансальцах и других

С «XIII в. каталанский язык, в то время не имевший больших расхождений с провансальским, постепенно укрепляет свои позиции, особенно в хронистике. Первые большие историографические труды на каталанском языке появляются во второй половине XIII — начале XIV в. Однако провансальский еще долго оставался языком куртуазной литературы. В XIV в. происходило соперничество поэтов и писателей «Провансальской школы» и приверженцев местных национальных традиций. К концу века создаётся некий синтез национальных мотивов и куртуазных провансальских традиций - основа для поэтов XV в. Развивается переводческая деятельность с других языков на каталанский. Постепенно этот язык вытесняет провансальский из художественной литературы, а латынь — из канцелярского обихода.

В истории каталонской культуры ценится творчество выдающегося философа, теолога и писателя Рамона Льюля (ок. 1232–1315/1316)… За несколько лет изучил едва ли не все известные в то время науки: философию и теологию (в т.ч. мусульманскую и иудейскую), выучил латынь и арабский. Поставил главной целью своей жизни проповедь христианского учения среди мусульман и иудеев («мирный крестовый поход»), написание философских полемических трудов для опровержения «заблуждений неверных», а также создание миссионерских центров, Льюль одним из первых высказал идею о том, что для полноценных контактов с представителями других религий и культур нужно знать их язык и традиции. Для достижения поставленных целей он не раз просил поддержки у многих монархов Западной Европы и Византии, и даже у мусульманских правителей Северной Африки, однако чаще всего получал отказ; его поддерживал лишь узкий круг единомышленников. Во время одной из проповедей в Тунисе он подвергся нападению тех, кого пытался обратить в христианство, и вскоре умер. Льюль — автор более 300 философских, прозаических и поэтических произведений. Как философа его очень занимала идея взаимного дополнения разума и веры. В поэмах «Разочарование» и «Песнь Рамона» отражена борьба двух начал в душе человека — пассивного смирения и решимости действовать. Льюлю принадлежит первый опыт создания романа на каталанском языке («Книга об Эвасте и Бланкерне»), он по праву считается одним из создателей современного каталанского литературного языка. На каталанском написана и его «Книга о рыцарском ордене» (1275 г.), ставшая своего рода пособием по рыцарству. Она пользовалась общеевропейской известностью и стала, в частности, одним из основных источников «Книги о рыцаре и оруженосце» младшего современника Льюля, аристократа и писателя дона Хуана Мануэля.

В XIV веке одним из влиятельнейших магнатов являлся талантливый испанец, дон Хуан Мануэль, самый опасный и упорный недруг короля Альфонсо XI. Во время их примирения король добивался крупных побед против мусульман (битва при Саладо 1340 г., взятие Альхесираса в 1344 г.). В периоды вражды между королём и доном Хуаном Мануэлем возникала угроза нападения соседей: Арагона и Португалии, начиналась смута в среде подданных. «Хуан Мануэль — рыцарь-писатель… прославился не только как амбициозный и ловкий политик, но и как талантливый писатель, перу которого принадлежат более 20 произведений. Не все из них сохранились, но те, что известны, вошли в классику испанской литературы. Большинство из них можно определить как морально-дидактические трактаты. «Книга о рыцаре и оруженосце» представляет собой наставление в рыцарской доблести, а также краткий свод знаний о мире, изложенных в форме беседы юного оруженосца и старого рыцаря, удалившегося от мира… в «Книге о сословиях»: юный принц со своим наставником обсуждает примеры поведения людей в разных обстоятельствах, познавая устройство окружающего мира… самым знаменитым произведением Хуана Мануэля стала «Книга примеров графа Луканора и Патронио» — сборник новелл, афоризмов и изречений, почерпнутых из самых разных источников».

Каталония являлась долгое время «финансовым и экономическим двигателем полуострова», но и её настиг экономический кризис, началось с проблем в морской торговле, ещё сложилась местная оппозиция официальной власти, к тому же несвободные крестьяне, чтобы избежать ярма бежали на юг, ко всему прочему эпидемии в XIV в. способствовали сокращению населения, банки несли убытки и не могли выдавать королю кредиты. Кризис вылился в гражданскую войну.

Испания и Португалия в 1400 г. Яндекс: картинки
Испания и Португалия в 1400 г. Яндекс: картинки

Объединённое королевство

«7 марта 1469 г. Фернандо признал абсолютные права своей будущей супруги на Кастилию, а 10 октября был представлен невесте. 18 октября они поженились. Под властью двух венценосцев были объединены всё наследство и обе ветви династии Трастамара. В 1474 г. Изабелла вступила на кастильский престол, а в 1479 г. на 81 году жизни скончался Хуан II Арагонский и Фернандо наследовал Арагонскую Корону. Личная уния королей объединяла Кастилию, Арагон, Валенсию, Каталонию, Мальорку, Сардинию и Сицилию и означала решительное изменение расстановки сил в Европе.

Подданные королей по большей части отнеслись к унии с одобрением: она была шагом вперед, дававшим большую свободу во внутренней торговле и делавшим Испанию сильнее…»

Владения Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской в 1500 г. Яндекс: картинки
Владения Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской в 1500 г. Яндекс: картинки

Спасибо за внимание