В Рязани я бывал неоднократно, но последние поездки чаще все как-то проездом, оставляя в стороне и рязанский кремль (да и бывал там прежде многократно), и другие, еще не знакомые достопримечательности из разряда «громких» (успеется еще). А тут подумал – а вдруг не успеется? Решил не откладывать на потом, тем более что погода была роскошная. Программа поездки была умеренно насыщенной – три главных «точки», плюс прогулка по центру города (обойти все три «точки»маршрута пешком).
Первой «точкой» программы был выбран дом-музей Ивана Павлова. Расчет был на то, что утром, к открытию музея, едва ли там будет много народу. Расчет оказался неверным, к десяти часам утра у музея было очень людно. Пришлось на ходу менять планы. «Есть ли у вас план, мистер Фикс?»… Идти в художественный музей было рано, он начинает работу с 11 часов. А кремль – с 10, вот туда и направился, посещение музея Павлова переместив на третье место. Именно это и были три «точки» моего плана поездки в этот день.
С кремлем тоже вышло не так гладко, как хотелось бы. Кремлевский парк закрыт и перерыт. Наверное, он станет очень хорош после реконструкции. В самом кремле закрыт и обнесен лесами Успенский собор (я даже не помню его открытым, хотя бывал тут нередко), в строительных лесах половина Спасского монастыря, и просто закрыты, без лесов и видимых работ некоторые части территории. Так что, если планируете поездку в рязанский кремль – лучше отложите (это все пишется осенью 2023 года – так, напоминание на будущее). Работы в парке, скорее всего, закончатся до начала зимы, а вот про реконструкцию соборов кремля сказать трудно, это может и на годы растянуться.
Побывал в кремлевском историко-архитектурном музее, расположенном в палатах князя Олега. Есть очень интересные экспонаты, но их мало. Вообще, очень бедный по фондам музей. Помнится, прежде тут была своя «золотая кладовая», небогатая, но все-таки, - так теперь о тех экспонатах ни слуху, ни духу. Ну ладно, знаменитый золотой клад из Старой Рязани в столицах осел намертво еще двести лет назад, но чуть ли не каждый год рапортуют о новых находках в Старой Рязани – где это все? В некоторых районных краеведческих музеях экспозиции богаче, чем в этом городе, претендующем на включение в Большое Золотое кольцо. Кроме скромности фондов не впечатлило и оформление музея, по крайней мере, главных, самых древних залов. Это же еще и архитектурный музей – так зачем городить в залах эти современные дизайнерские навороченные поленницы, ворующие пространство? Помещение заполнить, потому как больше его заполнять нечем? На мой взгляд, внутреннее пространство музея просто убито этим конструкциями. Да и осыпающиеся потолки музей тоже не красят.
Кстати, на кремлевскую колокольню можно подняться, но узнал об этом, когда уже время подпирало и выяснить подробности не успевал. Но заметочку на будущее себе поставил, и с вами делюсь.
После кремля направился в областной художественный музей имени Пожалостина (художник, инициатор создания музея). Ходу там минут 10 пешком, и как ни пойди, по каким улочкам – прогулка получится интересной. Вообще Рязань очень эклектичный город, но об этом напишу чуть ниже, пока про «главное». С художественным музеем та же история, что и с кремлем – ремонт. Ремонтируют кровлю, работы только начались, и весь (почти) второй этаж закрыт. Наверное, назрела необходимость в ремонте кровли, но затевать такой ремонт осенью? Шедевры русской и советской живописи оказались недоступны. Сфотографировал пустой большой зал на втором этаже – и только. Но зал впечатлил, да и всё здание тоже – как-никак, архитектор Матвей Казаков. То, что половина музея на ремонте, сказали уже после покупки билета, и «сокращенность» музея на стоимости билета никак не отразилась. На первом этаже экспозиция работает - хоть какое-то утешение. Увидел все-таки один из самых мистических экспонатов музея – портрет баронессы фон Диргардт работы австро-венгерского художника Фюлопа. Когда я проходил мимо него «туда» - она смотрела на меня рыдающими глазами. На обратном пути это уже была улыбающаяся прекрасная женщина. Говорят, самые разительные изменения можно заметить при вечернем свете в дни после весеннего или перед осенним равноденствиями. А еще говорят, что художник был безнадежно влюблен в свою модель.
Тут же, на первом этаже музея, доступен и зал древнерусского искусства. Но как раз древностей-то тут и нет, но церковное искусство – да, представлено. Кроме икон, тут можно увидеть и нечасто встречаемые в православных храмах резные изображения из дерева. Есть очень забавные (для современного зрителя) церковные скульптуры, сейчас бы такое назвали «наивным искусством». Кроме этого, есть интересные (очень интересные!) предметы прикладного искусства – стекло, фарфор, кость. Мебель тоже… Есть интерактивная «развлекалочка» в фольклорном зале – сделать селфи, и увидеть на большом экране себя в одежде крестьянина Рязанской губернии… или крестьянки))) Тем не менее в этом музее, как и в кремле, пока не кончится ремонт, делать нечего. Думаю, кровлю не должны ремонтировать долго в преддверие зимы.
А потом направился пешком в дом-музей Ивана Петровича Павлова. И теперь самое время поговорить про эклектичность рязанской архитектуры и вообще про город. В Рязани намешано всякого, и по большей части – не очень гармонично намешано. Есть каменные дворцы, есть деревянные шедевры, есть просто гармоничные здания и изящные домики. Много новостроя – и оригинального, и унылого. Но все это, по большей части, «вещи в себе». Каждое здание, даже самое красивое – как правило, не гармонирует с окружением, не создает интересного ансамбля. Это чувствуется в старых постройках, это ощущается в современных проектах уже как идеология. Очевидно как-то это передается здесь
среди рязанских градостроителей из поколения в поколение, то ли генетически, то ли воздушно-капельным путем. Но пишу о том, что увидел и ощутил. Кто-то может увидеть по-другому.
Деревянное городское архитектурное наследие Рязани пока еще обширно и красиво, но увы, это уходящая натура. Показателен, наверное, незавидный пример главного деревянного шедевра города – Летнего клуба, бывшего Общества трезвости в Нижнем саду. Оно уже «поплыло», и производит впечатление обреченного, несмотря на всю сказочную красоту. Сколько еще простоит эта красота? Ясное дело, дерево не камень, но так жалко… И кто знает, может быть, приедь я сюда позже, когда вышеописанные ремонты завершатся, тут уже будет не на что смотреть?
Старое присловье «В Рязани грибы с глазами, их едят, они в рот глядят» стало одним из лозунгов в современной компании привлечения туристов в город. Всякие сувениры – это само собой. Во городе (центре) в разных местах установлены небольшие скульптурные композиции на грибную тему, туристам предлагается «собрать» их все. Я этим не увлекался, но один такой гриб мне попался – у торговых рядов. Но больше мне понравились настоящие грибы, кучно растущие практически в кремле. Живой символ ))) Правда, название у символа подкачало – гриб-навозник. Хотя из рода шампиньоновых. Шампиньоны там, кстати, тоже росли, только не так красиво и символично.
Что еще бросилось в глаза – не скажу, что обилие, но все таки и не единичность контор, предлагающих услуги банкротства. Так в прошлом году в Гусь-Хрустальном бросилось в глаза обилие микрофинансовых заведений. Тут, судя по всему, своя специфика… Ну и пробки на улицах Рязани – это нечто. Энергично растущие по окраинам «человейники», сложный рельеф местности и слаборазвитая дорожная сеть, общественный транспорт, куда люди упаковываются как шпроты – всё это делает личный транспорт в Рязани не роскошью, а средством выживания. На уровне водительской культуры рязанцев это тоже сказывается не лучшим образом.
И вернемся к реальным достопримечательностям города. Часам к трем дня дом-музей Павлова уже не осаждали группы экскурсантов. Сам музей – ухожен, хорош, но это ведь не большая дворянская усадьба. Как здесь управляются с групповыми экскурсиями, на узких лестницах, в тесных коридорчиках и крохотных комнатках – не представляю. Ну да, это не совсем «просто дом», это городское подворье, тут и зимний дом, и летний, и хозяйственные постройки, и сад. В доме до смерти (1945 год) жила младшая сестра Павлова, а музей начали создавать год спустя, в 1946 году. До этого тут была коммуналка, так что преемственности «все сохранилось, как при жизни Павлова» - нет. Реконструкция того, «как было» – да, есть. Хорошая реконструкция. Для меня имя академика Ивана Петровича Павлова с детства ассоциировался не с картинками из учебников по биологии и анатомии, а с виртуозно сыгранным фрагментом из шукшинского фильма «Позови меня в даль светлую».
И может, не на то смотрел, может, мозги не так работают, но одно из самых сильных впечатлений от дома – темно-фиолетовая, пурпурная роза, растущая перед летним домиком семьи Павловых.
Спасибо за внимание!