Стоит начать с разъяснения понятия греха в православии. Для этого обратимся к событиям грехопадения, которые совершили первые люди: Адам и Ева. Изъявление желания вкусить запретный плод стало проявлением внутренней духовной деградации у прародителей. Основной аспект этой деградации заключается в утрате доверия к Богу, вере в Его любовь и заботу. Люди начали сомневаться в Божьей благости и прислушиваться к сатане, который обещал им, что вкушение запретного плода сделает их подобными Богу. Это привело их к выводу: если я могу стать подобным Богу, то мне не нужно больше полагаться на Него, и я могу жить независимо. К сожалению, этот выбор привел к трагическим последствиям.
Бог проявил уважение к свободной воле человека, закрыв им доступ к раю. Однако Он не перестал любить человека и предоставил возможность покаяться и восстановить близкие отношения с Ним. Эта возможность была полностью раскрыта через жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, Сына Божьего. Его пришествие на землю стало выразительным проявлением Божьей любви к человеку:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16–17).
Однако, несмотря на тот факт, что благодаря Христу была предоставлена возможность спасения всему человечеству, это требует еще и собственных усилий с нашей стороны. После совершения нашими прародителями рокового выбора, мы все несем последствия их грехопадения, которые проявляются в нашем стремлении к автономной жизни без Бога, искаженном понимании смысла жизни, а иногда в ее полной потере. Господь сказал:
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12)
Если человек не проявляет усилий для своего спасения, то он продолжает отдаляться от Бога и отвергать Его любовь. Согласно православной аскетике, такое поведение искажает Божий план сделать человека участником Божества и привести его к блаженству Царства Небесного. Это сравнивается с тем, как если бы орган нашего тела начал функционировать не по своему назначению, что приведет к заболеванию. То же самое происходит и в духовной сфере. Если человек не стремится к Богу, игнорируя свое природное предназначение, это свидетельствует о его духовной болезни.
Грех, таким образом, не является преступлением, а проявлением духовной болезни, которая проявляется в отдалении от Бога. Грешник не преступник, а человек, нуждающийся в духовном исцелении. Если он не предпринимает мер для лечения и профилактики данного недуга, это может привести к духовной смерти, которая означает вечное отсутствие Бога.
Самоубийство трактуется, как самый яркий признак того, что человек, совершивший его, страдает серьезной духовной болезнью.
Такой человек утрачивает веру в Бога, не видит смысла в жизни и отказывается искать его даже в моменты страданий. Известный психиатр Виктор Франкл учил, что даже в страдании можно найти высший смысл. Он называл самоубийство следствием "экзистенциального вакуума" - ощущения бессмысленности жизни. Самоубийство заключает в себе не только физическую смерть, но и духовное уничтожение. Это решение, которое указывает на духовную утрату. Человек, совершивший самоубийство, остается в состоянии страдания и неверия навсегда, и уже никакие изменения не происходят после смерти его души. Церковь стремится предостеречь людей от такого шага.