Найти тему
Евгений Трифонов

На китайском «Пути» всё больше ухабов

Самому масштабному в истории инфраструктурному проекту «Пояс и путь» исполнилось 10 лет. Проект, в своё время анонсированный председателем КНР Си Цзиньпином, предполагает строительство огромных транспортных магистралей по всему миру, создание сети индустриальных парков, энергетических объектов, складов и портов. Объявленная цель мегапроекта – ускорение и упрощение мировой торговли и стимулирование развития экономики. За прошедшие годы в проект вложены огромные средства (в 2022 г. они оценивались в $1 трлн.), и достигнуты серьёзные успехи, особенно в Африке, где появились сотни промышленных предприятий, железных и шоссейных дорог. Настоящей жемчужиной африканского направления «Пояса и пути» является гигантская ГЭС «Хыдасе» в Эфиопии, пуск которой состоялся в августе 2023 г.

Но «Пояс и путь» - отнюдь не только Африка, это и Азия, и Европа, и Латинская Америка.

Примерная схема мегапроекта "Пояс и путь"
Примерная схема мегапроекта "Пояс и путь"

Поначалу в мире считали, что Пояс и путь» рассчитан на продвижение китайских товаров по планете при помощи новых транспортных артерий и обеспечивающей инфраструктуры в виде складов и портов, а также расширение китайских инвестиций. Однако, по мере реализации проекта, появилось беспокойство относительно истинных намерений Китая, прежде всего в США, Франции и Великобритании – странах, имеющих значительные позиции в Латинской Америке и Африке. Президент США Д.Трамп, а также ряд европейских политиков заговорили о том, что цель Пекина – не расширение, а захват рынков путём вытеснения конкурентов (прежде всего американцев и европейцев), а также сознательное опутывание развивающихся стран паутиной долгов – должники попадают в зависимость от кредитора. Иными словами, американцы и европейцы заподозрили, что «Пояс и путь» нацелены на установление китайской политико-экономической гегемонии в мире.

Несмотря на явные успехи, «Пояс и путь» столкнулись с серьёзными проблемами. Торговая война с США при Трампе, затем кризис в связи с пандемией, потом украинский конфликт (Россия и Украина играли немалую роль в концепции «Пути» как коридор Китай – Европа), кризис на рынке недвижимости Китая и связанные с ним проблемы в китайской экономике снизили инвестиционные возможности, что отразилось и на финансировании проекта.

Но это, можно сказать, объективные «ухабы» на «Пути». А есть ещё и субъективные, т.е. связанные с конкретными практиками Китая на внешнеполитической и внешнеэкономической арене.

В Чёрной Африке, где у китайского проекта самые большие достижения, нарастает недовольство китайскими партнёрами. Китай вложил в Африку сотни миллиардов долларов, но все построенные предприятия, железные и шоссейные дороги, порты и электростанции остаются в собственности китайских компаний. При этом африканские государства не только платят по кредитам, полученным из Китая на строительство, но в ряде случаев вынуждены финансировать их содержание из госбюджетов. Но это не всё: почти весь персонал предприятий – китайцы. Местную рабочую силу используют только на самых тяжёлых и опасных работах, причём китайские работодатели платят им очень мало, не занимаются их профессиональным обучением, и не обеспечивают соблюдение правил техники безопасности. В Кении, Замбии, Эфиопии, Нигерии, Мозамбике, Камеруне, Танзании и Уганде китайские фирмы арендуют более 4 млн. гектаров плодородных земель, и работают там исключительно китайцы, а вся продукция либо вывозится в Китай, либо экспортируется в третьи страны. Таким образом, обещания Пекина содействовать развитию сельского хозяйства в этих странах не реализуются. Не секрет, что китайцы замешаны в нелегальной вырубке лесов и незаконной эксплуатации сырьевых ресурсов.

Всё это вызывает недовольство, например, в Замбии, где китайцы работают в медной отрасли (Замбия – крупный экспортёр медной руды). В Сенегале протесты населения вынудили правительство отказать китайцам в аренде недвижимости. Правительство Сьерра-Леоне расторгло контракт с китайской компанией, взявшейся строить международный аэропорт: местные власти не согласились с тем, что все строительные работы будут выполнять граждане КНР. Правительство Танзании отказалось подписать контракт на строительство китайцами порта Багамойо «в связи с угрозой суверенитету страны» - Дар-эс-Салам забеспокоился требованием китайцев отдать им будущий порт в аренду на 99 лет. В Конго Антикоррупционный комитет требует расторгнуть контракты с китайскими государственными компаниями Sinohydro Corp и China Railway Group Limited, подрядившимися строить дороги и больницы, что должно финансироваться за счёт прибыли совместной компании Sicomines от добычи кобальта и меди. Президент Конго Ф.Чисекеди также пересматривает контракт по руднику Tenke Fungurume China Molybdenum, поскольку считает сделку несправедливой и коррупционной.

Не всё гладко идёт у китайцев и в Латинской Америке. В Эквадоре китайцы построили ГЭС «Кока-Кодо-Синклер», против чего возражали местные жители, земли которых пошли под затопление. По окончании строительства выяснилось, что плотина построена плохо – в ней образовались трещины, и ГЭС работает с перебоями. При этом Эквадор взял на строительство ГЭС кредит в $1,7 млрд. у Китая. Всего Эквадор занял у Китая, по разным данным, от 10 до 20 млрд., и для погашения. Страна отдаёт Китаю 80% добываемой нефти и оказалась в долговой петле. Теперь Эквадор вынужден обращаться к международным кредиторам, чтобы погасить долг Китаю.

ГЭС «Кока-Кодо-Синклер» (Эквадор)
ГЭС «Кока-Кодо-Синклер» (Эквадор)

Есть проблемы у китайских инвесторов и в Колумбии. Так, анонсированные было проекты строительства порта в заливе Трибуга и железной дороги между Карибским и Тихоокеанским побережьями были отменены без объяснений. Построенная китайцами плотина ГЭС «Итуанго» чуть не обрушилась из-за ошибок в строительстве. В Аргентине оппозиция недовольна строительством Центра управления космическими полётами в Патагонии, к строительству которого не привлекаются национальные подрядчики. Его ведёт Народно-освободительная армия Китая, и аргентинцы подозревают, что объект вовсе не является мирным.

Построенный Народно-освободительной армией Китая космический центр в Патагонии (Аргентина) может иметь военное назначение
Построенный Народно-освободительной армией Китая космический центр в Патагонии (Аргентина) может иметь военное назначение

В Азии китайцы, воспользовавшись отчаянным финансовым положением Шри-Ланки, добились от неё соглашения о строительстве порта Хамбантота. На строительство порта, которое вели, разумеется, китайские компании, Шри-Ланка получила китайский кредит под 6,3% - при том, что западные страны и Индия предоставляют развивающимся странам кредиты под 1%. Местным жителям китайцы пообещали работу, но обещания не выполнили: строительство велось силами китайских рабочих. Порт построили, но иностранные суда предпочитали пользоваться старым портом в Коломбо: Хамбантота оказался неудобным. Т.е. прибыли Шри-Ланке не видать, а долг по кредиту отдавать придётся. При этом эксперты подозревают, что китайцы построили Хамбантоту для нужд… собственного ВМФ.

В Европе опорными пунктами «Пояса и пути» считались Италия, Сербия и Черногория. Однако итальянский премьер-министр Джорджа Мелони не скрывает, что намерена выйти из проекта. Причина проста: за время действия соглашения Китай втрое нарастил поставки своих товаров в Италию, почти не увеличив закупки итальянской продукции. Черногория взяла кредит у Китая на строительство автодороги, и теперь пытается отдать долг за счёт помощи Евросоюза. Китай подрядился построить высокоскоростную железную дорогу Будапешт-Белград за $1,95 млрд., но вскоре цена возросла до $2,66 млрд., и теперь Сербия ломает голову над тем, что с этим делать.

***

Неправильно думать, что проект «Пояс и путь» проваливается. Однако он, судя по всему, не достигает своих первоначальных целей. Загвоздка, правда, в том, что эти цели, по крайней мере, для внешнего по отношению к Китаю миру, с самого начала были сформулированы невнятно, поэтому и оценивать эффективность проекта трудно. Но ясно то, что затраты на него громадны, выгода стран-участников намного меньше той, на которую они рассчитывали, а долговая кабала, в которую те попадают, недопустима для XXI века (кредиты на таких условиях давали в XIX – начале ХХ века английские и американские банкиры). Поэтому недовольство ряда стран-участников растёт, что ставит под сомнение осуществимость проекта. Кроме того, китайские компании, участвующие в проекте, часто не готовы учитывать интересы других стран и местных сообществ, ориентируясь исключительно на собственную выгоду и интересы Китая. А такая политика в современном мире чревата неприятностями.

Поэтому, скорее всего, «Пояс и путь» будет постепенно заторможен, и превратится в серию отдельных, значительно менее масштабных проектов, которые китайским компаниям придётся согласовывать с учётом интересов и возможностей стран-партнёров.