В первой части разбора были подсвечены проблемы, которые привели к кризису семьи и измене супруга. Что же происходит с героями в образовавшемся любовном треугольнике? Я стараюсь говорить именно о самих действиях, без придачи им эмоциональной окраски и оценки.
Стоит отметить, что не важно кто создал любовный треугольник и по каким причинам, нахождение в нём и выход из него всегда сопровождается душевной болью для всех участников.
1. Раиса Захаровна активная, бойкая, женщина стремится создать семью со своим избранником и делает всё необходимое, чтобы мужчина остался с ней.
Она берёт на себя роль ведущей в отношениях, принимает участие в написании письма, описывая свершившийся факт измены, и ставит в известность семью Василия, что он остается с ней жить. Раиса поглощена любовью и совместным проживанием с партнёром, который оставил семью ради неё.
У Василия и Раисы в бытовом плане не совпадают привычки, уровень образования и воспитания, притирка идёт не слишком гладко. При этом Раиса не полностью уверена в себе, чувствует страх потери, ревность, которые её подталкивают прийти в дом Василия и просить семью не мешать их совместному счастью.
Поход к Надежде оказался эмоциональным, с исходом, который не ожидала Раиса, что привело её ещё к большему маятнику чувств.
Вместо поддержки Василия, она становится более настойчивой, эмоциональной (драматичной) и требовательной, что напрягает мужчину. В психологии изменяющий партнёр зачастую считает любовницу разрушительницей семьи и ответственность за отношения перекладывает только на неё. Всё это приводит, в рассматриваемой истории, к разладу в новых отношениях и возвращению мужа к семье.
2. Василий, испытывая радость, уверенность в себе, получив прилив энергии от смены обстановки, решает остаться после курортного романа с Раисой Захаровной.
Душевно и физически он отдалился от супруги и всей семьи. Здесь он применил свой традиционный приём - избегание конфликта и открытого разговора. Вместо объяснений, он пишет письмо, не сам, а с помощью любовницы.
Тут нужно обратить внимание, если бы письмо заканчивалось словами любовницы, то мы могли бы подумать, что она коварная женщина, которая решила судьбу семьи и дописала исподтишка о ситуации. Однако это не так. В письме есть постскриптум, который пишет сам Василий («Я бы сам не сказал, письмом как-то лучше»). Это говорит о том, что свою судьбу Василий отдаёт другому, не отвечает самостоятельно за свои действия и, как сказано уже выше, перекладывает всю вину и ответственность на любовницу.
При этом в его новой жизни, он применяет новую роль заботливого мужчины. Если в своей семье он практически не занимался хозяйством, то у любовницы он готовит, стирает, убирает. Впрочем, такой стиль жизни ему быстро надоедает и после всех перипетий он решает вернуться домой.
3. Надежда узнает про измену из письма. В фильме идеально показано, как она проходит стадии горя: шок, парализация, оцепенение, снижение самооценки, страдания, страх одиночества. Обманутый партнёр единственный, кто не хотел никаких изменений, но вынуждено принимает в них участие.
Затем наступает эмоциональный взрыв, где катализатором выступает появление любовницы на пороге дома. Надежда теряет разум и чувство меры, становится в позицию жертвы, обвиняет любовницу в коварстве и аморальности («Добрая женщина разве бы так поступила?»).
На данном этапе человек не может прислушаться к рациональной составляющей. Гнев даёт шанс связать себя с реальностью, защитить от боли проживания драмы. Так, Надежда грозится свернуть шеи голубям, возлагает вину на себя, а потом и на детей («Узнаю кто из вас с отцом видится, прокляну», «Шушукались с отцом. Мамка плохая, а папка хороший», «Иди к другой матери она небось не ругается»). Она может и хотела бы принять решение разумом, но руководствуется только чувствами и при этом отчаянии вся злость выходит наружу, в том числе и когда на пороге дома появляется Василий.
Из любовного треугольника нельзя вернуться в прежние отношения, их необходимо выстраивать заново. После решения остаться с семьёй, желательно объясниться, чем дорог партнёр, за что он ценит отношения, осознать свои действия, проанализировать причины измены и обговорить с партнером, что стоит делать друг для друга, чтобы отношения стали лучше.
Василий же при возвращении к семье, рад больше голубям, что те живы, а не семье, в которую вернулся. Мужчина никаких действий по сближению не предпринимает и искренне недоумевает, почему на него все ополчились, ведь он вернулся в семью. Только после эмоциональной стычки с сыном, кричит жене «Ну прости ты меня».
Надежда прогоняет его, и это хороший шаг, так как временная эмоциональная дистанция - универсальный способ регуляции отношений для возможности подумать над произошедшем.
Нарушенное доверие восстановить тяжело и в таком случае о возобновлении отношений решает тот партнер, которому изменили. Нет единого выхода из подобной ситуации и выбирать стоит не то, что человек хочет в настоящий момент, а что будет действительно хорошо. Возможно целесообразно задать себе вопрос: «Комфортно ли в отношениях или просто есть боязнь боли и одиночества?», также хорошо подумать о будущем в целом.
Надежда в фильме, взвесив все за и против, даёт шанс Василию. Она применяет хорошую тактику: тщательно ухаживает за собой, принаряжается, открыто выражает чувства любви, продолжает заботиться о нём, готовит еду, несмотря на обиду, только раз осуждает поступок мужа после воссоединения и больше не пилит его по этому поводу. При этом она не спешит пускать его домой, давая друг другу время на адаптацию и заново выстраиваемым отношениям.
В конце фильма показано, что семья воссоединяется и все кругом счастливы.
Однако, анализируя всю историю героев, есть большое «но». Зачастую после кризисов, «идеальное счастье семьи» имеет лишь временный эффект, так как партнёры возвращаются к старым привычкам и не работают активно над отношениями. Кроме того, не успев выйти из кризиса, семья Кузякиных ожидает четвёртого ребёнка. К сожалению, к данному решению проблем прибегают многие семьи у нас в стране, что усугубляет непростые отношения супругов, лишенные понимания, гармонии и уважения.
Впрочем, я всегда надеюсь на счастливый конец и что герои за экраном истории смогли поговорить открыто, принять недостатки друг друга, выстроить новые семейные связи, тем самым преодолев все трудности.