Найти тему
Седые хроники времён

"Искусственная кровь" в СССР: Почему жизнь создателя «Перфторана» так быстро и трагично оборвалась

Оглавление

Данное изобретение впоследствии было названо трагедией для науки Советского Союза. Инновационный, не знающий аналогов в мире препарат «Перфторан» (в научном закулисье величаемый не иначе как «голубая кровь») смог спасти множество жизней. Но создатель, Феликс Фёдорович Белоярцев, смог получить от своего детища только зло, заплатив жизнью за собственное изобретение.

Феликс Фёдорович Белоярцев
Феликс Фёдорович Белоярцев

Искусственная кровь

Впервые, вопрос о создании искусственной крови перед советским научным сообществом встал в 70-х годах прошлого века. Проблема заключалась в том, что из-за несовершенства технологий того времени, кровь, полученная от доноров, хранилась недолго. Вторая проблема – это появление таких болезней как гепатит, ВИЧ и СПИД на территории США, выявлять которые в организме пациентов советская наука ещё не научилась.

Донорская кровь – это важнейший продукт. Именно поэтому роль донора так почитаема в современной мире.

Советская верхушка понимала, что в том случае, если случится новый глобальный конфликт, то для спасения населения потребуются просто океаны донорской крови. С учётом того, что и в 70-е годы мир по-прежнему находился на грани ядерного конфликта, вопрос заменителя главной жидкости в человеческом организме, засиял новыми гранями.

Следует отметить, что и за океаном, в США, размышляли в подобном ключе, но пытались синтезировать биологический продукт из перфторированных углеводов, так как именно этот химический элемент мог переносить наибольшее количество молекул кислорода (в этом и заключается основная функция крови). Но подобное направление пришло в глубокий тупик, так как животные, на которых проводили эксперименты, погибали ввиду полного закупоривания сосудов.

В Советском Союзе неудачи западных коллег учли, в результате чего работа по созданию препарата была поручена амбициозному профессору – Феликсу Белоярцеву, который на тот момент имел собственную лабораторию в городе Пущин.

Феликс Белоярцев – учёный от Бога

Таких учёных – на пересчёт во всём мире. Потомственный врач, с детства очарованный искусством лечить людей.

Ещё в студенчестве Белоярцев был допущен ассистентом на настоящие операции, которые проводил хирург-отец. Окончив медицинский институт в городе Астрахань, попал по распределению в сельскую местность, где честно отработал доктором обязательный срок.

После обязательной отработки, в 1975 году с головой ушёл в науку и в возрасте всего 34-х лет получил степень доктора-анестезиолога. Местом работы выбрал научно-исследовательский центр имени Бакулева.

Впервые в истории Советского Союза смог спасти жизнь пациента, применив метод обогащения крови вне лёгких, а также первым подошёл к исследованию возможности дышать жидкостью при помощи жидкого перфторуглерода.

По воспоминаниям современников, Феликс Фёдорович фанатично относился к собственному делу, сутками засиживаясь в лаборатории во время экспериментов. Передовое оборудование для собственной лаборатории буквально «выбивал», неоднократно наведываясь в Москву лично. То, что не могло предоставить государство, закупал на собственные деньги, порою занимая огромные средства у коллег.

Такое упорство и фанатизм были просто обязаны дать результаты. И лавры победителя не заставили себя ждать.

Результат исследования – «голубая кровь»

О том, что эксперименты завершились удачно, Феликс Фёдорович впервые заявил в 1982 году на съезде биофизиков. Слова были не пусты: перед взорами изумлённых биологов предстал обычный, живой кролик. Вот только своей крови у животного не осталось – она была полностью заменена на препарат «Перфторан», что никак не сказалось на жизнедеятельности организма.

Следующий удачный результат эксперимента – собаки Мика и Лада, внутри которых находилось до 70% «Перфторана». Вскоре, собаки совершенно спокойно принесли абсолютно здоровое потомство.

Испытания препарата на людях

Столь внушительные результаты привели к следующему важнейшему шагу – испытанию препарата на людях. Но Феликс Фёдорович недаром носил лавры «безумного учёного», в результате чего, ещё до официального разрешения, испытал препарат на человеке.

Причина – форс-мажорная ситуация.

В Филатовскую больницу была доставлена девочка, которая пострадала в результате аварии. По воспоминаниям очевидцев ребёнок был обречён: множество переломов и катастрофическая потеря крови. При этом московские врачи усугубили ситуацию тем, что влили ребёнку не ту группу крови.

Феликс Фёдорович в срочном порядке был вызван в столицу. Два флакона «голубой крови» и на глазах врачей, потерявших надежду, происходит настоящее научное чудо – состояние ребёнка стабилизируется, в результате чего кризис миновал.

-2

Впоследствии ребёнок выздоровел, а столь убедительное действие «Перфторана» позволило Белоярцеву успешно пройти испытания на человеке, после чего препарат в срочном порядке стал поступать в военные госпитали, обслуживающие раненых советских солдат, вернувшихся из Афганистана.

Крах Белоярцева

Любому падению предшествует взлёт.

В 1985 году Феликса Фёдоровича, совместно с двумя членами коллектива, сделали лауреатами Госпремии СССР. Вот только проблема заключалась в том, что количество работников под началом Белоярцева – 12 человек, а «с собой» на премию можно было взять только двоих. По всей видимости, кто-то из членов коллектива затаил глубокую злобу на руководителя «за не тот выбор», в результате чего в ОБХСС пошли многочисленные доносы-сообщения, в которых Белоярцева обвинили во всех смертных грехах.

«С прицелом» приехала специальная комиссия, так как и «в верхах» у принципиального научного деятеля было множество персональных врагов. Было выявлено множество нарушений, начиная с недостаточной идеологической работы с подчинёнными и заканчивая тем, что Феликс Фёдорович купил несколько аппаратов, изготовленных «кустарным» способом местным умельцем.

Вслед за комиссией в лабораторию приехали сотрудники ОБХСС и КГБ. Дело приобрело совсем нешуточный оборот.

В тот момент, когда обыск нагрянул на небольшую дачу Белоярцева, учёный опустил руки. Безучастно наблюдая за тем, как следователи беспардонно выворачивают личные вещи, глубоко внутри себя Феликс Фёдорович принял единственное и страшное решение – когда сотрудники правоохранительных органов убрались прочь, он свёл счёты с жизнью через повешение.

«Благодаря» чьему-то анонимному доносу, вся деятельность по дальнейшему производству «Перфторана» была свёрнута. Сколько же людей погибло от отсутствия донорской крови за это время – считать воистину страшно. Благо, что хотя бы сейчас российское научное сообщество вновь подняло наработки Белоярцева, в результате чего задумалось о создании российского аналога «голубой крови».

Дорогие читатели, если Вам понравилась статья, жмите палец вверх 👍 Подписывайтесь на канал 👇