Найти в Дзене

В стране ‘мачизма’ следующим президентом будет женщина?

В стране ‘мачизма’ следующим президентом будет женщина?

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор, которому по конституции запрещено баллотироваться на переизбрание, в прошлом месяце очень публично попытался показать, что кандидат в президенты Клаудия Шейнбаум пользуется его благословением. Поэтому он вручил своему долгожданному преемнику настоящую эстафетную палочку на церемонии возле ресторана в Мехико, недалеко от Национального дворца – резиденции исполнительной власти страны.

Шейнбаум, 61-летняя бывшая мэр Мехико и давний политический союзник Лопеса Обрадора, попала в точку, поблагодарив его. Принимая эстафету вместе с выдвижением в президенты от левой партии Морена, Шейнбаум сказала, что возьмет на себя “полную ответственность за продолжение курса, отмеченного нашим народом, за преобразования, инициированные президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором”.

Когда мексиканцы придут на выборы в июне следующего года, они будут выбирать между двумя женщинами на пост президента – впервые в истории страны. Всего за четыре дня до того, как Морена выдвинула кандидатуру Шейнбаум, мексиканская оппозиционная коалиция "Широкий фронт" выбрала другого внушительного кандидата-женщину, бывшего сенатора Шочитл Гальвес от консервативной партии ПАН.

В Мексике не в первый раз женщины баллотируются на пост президента; до Шейнбаум и Гальвес кандидатами в президенты были шесть других женщин. Но поскольку две основные политические партии выдвигают женщин, это первый случай, когда практически само собой разумеющимся, что начиная с декабря 2024 года Мексикой, страной, ранее известной своим мачизмом, будет управлять женщина.

Тем не менее, некоторые критики говорят, что тень уходящего Лопеса Обрадора нависает над конкурентом.

Клаудия Шейнбаум, слева, и Шочитл Гальвес Клаудия Шейнбаум, слева, и Шочитл Гальвес
Клаудия Шейнбаум, слева, и Шочитл Гальвес Клаудия Шейнбаум, слева, и Шочитл Гальвес

Познакомьтесь с кандидатами: Шейнбаум и Гальвес

Взлет Гальвес в мексиканской политике был стремительным; этой весной она заявила, что даже не была фаворитом PRI, PAN и PRD, партий, которые сейчас формируют коалицию "Широкий фронт". Именно публичная размолвка с самим Лопесом Обрадором, который на пресс-конференциях регулярно называл ее “слабаком”, “марионеткой” и “служащим олигархии”, в конечном счете привлекла к ней внимание.

В июне Гальвес стала вирусной, когда попыталась проникнуть в Национальный дворец с судебным приказом, который предоставлял ей право ответить президенту после успешного предъявления иска Лопесу Обрадору. “Это не шоу”, - заявила она журналистам у дверей Национального дворца. “Закон есть закон, и точка”.

Дочь отца-коренного жителя и матери смешанной расы, Гальвес занимала пост высшего должностного лица по делам коренных народов при бывшем президенте Висенте Фоксе, прежде чем стать сенатором. В интервью CNN en Español она без фильтра и непочтительно охарактеризовала себя как “универсальную женщину 4 на 4”.

В некоторых отношениях она выглядит прогрессивной. Гальвес выступал в Мексиканском конгрессе за права и благосостояние групп коренного населения и афромексиканцев, а на региональном форуме в начале этого года в Монтеррее заявил, что богатой нефтью Мексике следует перейти на возобновляемые источники энергии. “Мы сделали это не потому, что мы тупицы”, - непримиримо заявил Гальвес.

Она также заявила, что пенсия левого лидера Лопеса Обрадора для всех пожилых граждан должна сохраниться, и предлагает то, что она называет “универсальной системой социальной защиты”, состоящей из программ социального обеспечения для значительной части среднего и низшего классов.

Но когда дело доходит до безопасности и борьбы с организованной преступностью, трехсторонний план Гальвес является действенным, основанным на том, что она называет “умом, сердцем и твердой рукой”: укрепление местной полиции и полиции штата и предоставление им доступа к разведданным, защита жертв и уважение верховенства закона.

Макарио Скеттино, политический аналитик и профессор социальных наук в ITESM, известном мексиканском университете, описывает политический импульс Гальвес как впечатляющий, учитывая, что всего несколько месяцев назад ее даже не рассматривали в качестве кандидата с национальным профилем. “Она едва начала регистрироваться в политическом плане, а у нее уже был большой рост. Многие люди в Мексике все еще не знают ее. Ее популярность будет расти [...], - сказал Скеттино, - В то время как Клаудия Шейнбаум больше не может сменить место жительства, потому что ее уже знает большинство мексиканцев ”.

Шейнбаум, физик с докторской степенью в области экологической инженерии, также станет первым президентом с еврейским происхождением, если победит, хотя она редко публично говорит о своем личном происхождении и руководила страной как светский левый.

В настоящее время она лидирует в большинстве опросов, и ее будет трудно победить. Шейнбаум не только пользуется полной поддержкой правящей партии, она также долгое время находилась в центре внимания как мэр самого важного города Мексики в течение последних пяти лет, пока в июне не ушла в отставку, чтобы баллотироваться на пост президента.

Что касается политики, Шейнбаум пообещала продолжить многие из политик и программ Лопеса Обрадора, включая пенсии для всех пожилых граждан, стипендии для более чем 12 миллионов студентов и бесплатные удобрения для владельцев небольших ферм. Но известная экс-мэр отвергает критику в ее тесных политических связях с президентом. “Конечно, мы не копия (президента)”, - заявила она в июле.

Тем не менее, она не гнушается рекламировать принципы, которые они разделяют: “Для всеобщего блага давайте поставим бедных на первое место. Не может быть богатого правительства, если люди бедны. Власть является добродетелью только тогда, когда она используется для служения народу ”, - сказал Шейнбаум, повторяя те же лозунги кампании, которые Лопес Обрадор использовал годами.