Пишется по следам обсуждения того, что "ну не могут же просто так платить мало, наверное есть за что". И касается оно не только "бюджетников", тема то достаточно обширная, просто в других отраслях люди начинают разбегаться активно, а тут учителя и медики у нас люди мотивированные, закалённые, легко ведутся на подначки "эффективных манагеров" от образования...
Сама по себе статья не исчерпывается изначальной темой, ну как обычно.
Если кому лень читать целиком, основная мысль идёт о стандартной "манагерской практике". Ведь есть очевидная проблема нехватки специалистов, и с этим надо как-то работать, соблюдая иллюзию того, что "всё нормально". Задача у "манагеров" в том, чтобы люди работали побольше, за себя, и за того, кто ушёл "за забор" или "за оградку". И там ещё (в конце) есть выводы о том "почему происходит именно так", можно переходить сразу к ним, хотя тут читать то...
Мотивация для работы на 2-3 ставки, а что там со здоровьем и прочим, их уже не волнует, главное - результат здесь и сейчас. При нормальной зарплате сотрудник таким заниматься не будет (здоровье важнее, в первую очередь ментальное), а вот если накрутить мутную схему с "часами", "ставками", "процентами", "мотивирующими" и прочим, то за полтора МРОТа люди будут работать за двоих-троих, и при этом ещё считать, что это у них "проблема с квалификацией". Это у педагогов, а у медиков (если со ставками не получается) это выливается в бесконечное совмещение. Кто в курсе, тот в курсе.
Так вот, в чём был смысл событий в Новочеркасске в 1962 году. Местный гениальный манагер, товарищ Борис Николаевич Курочкин (директор завода) был несколько недоволен производительностью труда рабочих на предприятии, которым он управлял. И у него появилась (или кто-то подсказал, дал книжку почитать, читать он умел, наверное) гениальная идея, понизить оплату своим сотрудникам путём увеличения "норм выработки" почти на треть. То есть - "поднял планы", для того, чтобы замотивировать рабочих больше работать.
В принципе - стандартная бизнес-практика, широко используется. Управленческие практики и идеи (если им следовать буквально) вообще довольно циничные. Балансируются они, что характерно, процессами текучки. Если "пережать", то народ просто разбегается, с перспективой развала коллектива и закрытия предприятия...
Времена тогда (в 1962 году) были относительно дикие, сотрудников (рабочих завода) за людей директор не считал (судя по свидетельствам очевидцев), часто общался с прямыми оскорблениями...если Вы видели таких директоров или завучей, то понимаете о чём речь. Плюс тогда ещё был вопрос элементарной продовольственной инфляции. Ну так вот, после смены расценок за работу сложилась интересная ситуация, зарплата стала на треть меньше, а еда на треть дороже. Почему-то это вызвало определённые вопросы в государстве рабочих и крестьян. Местные рабочие обсудили этот вопрос, немного помитинговали, решили устроить забастовку, а потом появились управленцы предприятия, в частности директор. Подлил бензинчику...
Потом приехали другие местные чиновники, в частности местный директор департамента первый секретарь Ростовского райкома, но ни он, ни другие ответственные деятели из номенклатуры ничего толком не смогли сказать митингующим. Параллельно партийные деятели (вместе с генсеком, товарищем Хрущёвым) занимались вопросом силового решения данной проблемы, ну а дальше уже особо ничего интересного не было. Миром договориться местные руководители не смогли. Я бы назвал это элементарной профнепригодностью ответственных чиновников, но (по опыту) других там не бывает...
В чём же историческая параллель с теми событиями? Используется та же самая манагерская практика, только масштаб другой, не одно предприятие, а вполне себе федеральный уровень. Если сотрудников не хватает, то надо оставшихся работать больше. Не эффективнее, просто больше. Вся структура бюджетных организаций находится в жёстком кризисе. С одной стороны идут некие KPI (требования о выполнении неких планов) от руководства, а с другой стороны наблюдается хроническая нехватка сотрудников. Простой метод повышения зарплат считается неприемлемым (очевидно).
Не везде, в определённых регионах, типа Москвы и области, при тех же зарплатах, что и в соседних регионах, вообще бы никто не работал, а это они допустить не могут.
При этом нельзя сказать, что "денег нет". Деньги как раз на всякие интересные проекты есть. Например на некие "квантовые сенсоры", причём даже не на саму разработку, а на то, чтобы "поговорить об этой разработке". Буквально. 51.1 млрд рублей на то, чтобы некие ответственные лица собрались и поговорили об этих "квантовых сенсорах". Это такой свежий скандал, на днях произошёл. Или проект бесконечного финансирования "национальных республик", при которых "простые области" внутри страны "живут на свои", а "национальным республикам" надо выделять особые федеральные дотации на местные проекты. Можете почитать например вот эту статью, там приводятся достаточно интересные мысли и цифры. Дополнительно ещё любят говорить про некие "мета" идеи раскручивания маховика инфляции, но это уже привело к тому, что люди с высшим образованием всерьёз квалифицированно работают за 150-200 долларов, и им ещё постоянно говорят о том, что они мало и плохо что-то делают. Как говорится, "с такой зарплатой надо немножко вредить".
Чтобы было понятно с чем сравнивать (много это или мало), недалеко от Москвы, в Центральном Федеральном Округе, есть некая условная Орловская область, которая входит в непонятную республику в составе Российской Федерации, с общим населением около 1 млн. человек, вот у неё доход в 2023 году (судя по принятому бюджету) примерно равен 51.4 млрд рублей, с расходной частью в 53.4 млрд рублей, небольшой дефицит, и вроде бы дефицит - это плохо...
Но...по сравнению с дефицитом московского бюджета это всё мелочи. Бюджет Москвы воистину королевский, доходы Москвы в 2023 году запланированы в объёме почти 3,747 триллиона рублей, и расходы составят более 4,183 триллиона рублей. Дефицит в 436 млрд рублей.
На развитие московского образования в 2023 году будет направлено 521,4 миллиарда рублей. В свою очередь бюджетные ассигнования по разделу «Образование» из федерального бюджета в 2023 году составят 1,39 трлн рублей.
Некие выводы
В плане вопросов того, почему повышение зарплат считается неприемлемым, идей много. Без прямого инсайда предметная беседа (фактически) неактуальна, но можно предположить некую мысль, как результат наблюдений за происходящим. Может быть это кому-то покажется потоком сознания, но наблюдений хватает, плюс какие-то вещи нам проговаривают открытым текстом, но их не воспринимают всерьёз. А зря.
Основным вопросом идёт то, что полноценное образование "для всех" за бюджетный счёт считается лишним. Для общества поддерживают некую иллюзию, но если Вы смотрели по сторонам, то могли заметить, что до введения ЕГЭ (уже 20 лет как) вопрос бесконечных репетиторов был не особо распространён. Учащиеся как-то сами занимались (в основном), сами сдавали экзамены выпускные, вступительные. Система нормально работала, без обязательного натаскивания в 9-10-11 классах на конкретные тесты.
То есть - общая система обучения в школе, совсем недавно, могла достаточно успешно подготовить учащегося, без участия репетиторов. Какое из этого следствие? Формирование рынка частных преподавателей, и некое очень постепенное формирование массовых частных школ, не для "элитных" или "особенных", а "для всех". Частные медицинские учреждения в стране так и заработали. Достаточно массово. Школы следующие.
Проводить некие "шоковые процедуры" федеральные руководители не хотят, просто потихоньку вынуждают учителей покидать стены бюджетных учебных заведений. Что интересно, параллельно прилагают некие усилия к тому, чтобы "бывших" не принимали на работу в другие бюджетные организации. Где-то это сильно заметно, где-то не особо, но общая такая идея наблюдается достаточно заметно.
Если делать такое одномоментно, то возникнут определённые народные волнения, типа тех, что были в Новочеркасске, но в масштабах всей страны. А вот если постепенно, сначала выдавить людей из школ (и учителей, и учащихся), то лягушка особо и не заметит процесса. Подумает что так и надо было.
Чисто технически идея бесконечных платных курсов уже закрывает вопрос дополнительного образования, вопрос среднего специального обучения, и частично вопрос высшего обучения. Те же самые курсы айтишников справляются нормально. Люди сами туда идут, несут деньги. Зачем сидеть сколько-то лет в институте, платно, если можно за меньшее время получить специальность и работать? Но эти все курсы более-менее рассчитаны на аудиторию ПОСЛЕ школы, а не на полноценное образование ВМЕСТО школы.
А есть же ещё и школы танцев, курсы иностранных языков, etc. и всё это великолепие работает за счёт родителей, без бюджетного участия. Практически мечта. В некоторых городах, конечно же, приходится устраивать такое в рамках гос образовательных учреждений, всё-таки аренда помещений сама себя не оплатит, частная студия просто так с нуля не откроется, но общая тенденция именно такая.
Хорошо это или плохо? Учитывая то, что до 1917 года массовые частные учебные заведения вполне себе существовали, то это нормально. Сама по себе идея частных учебных заведений была под запретом. Только вопрос в реализации, ведь не подготовлена нормальная нормативно правовая база для формирования нормальных полноценных частных учебных заведений. Есть возможность работы формата "студий", которые могут заниматься чем угодно. А вот работа частного учебного заведения с дипломами и прочим связана с оооочень мутным законодательством и плотной работой с различными разрешительными органами.
Ведь там же у нас ФГОСы, ИОТы, и другие замечательные идеи, которыми полнится черепная коробка отдельных инициативных товарищей, которые не задумываются о элементарном. О конкретных сценариях работы всего этого великолепия.
Ведь общие вопросы придумываются в вакуумной атмосфере шарообразного коня, который расположен в межзвёздном пространстве вдали от звёзд, а применяться они должны на конкретных живых людях, причём не просто на сформированных взрослых, а на детях, которые не особо понимают, что происходит. Такая вот история применения кейса управленцев в живой природе, которую массово замазывают иллюзией того, что "всё хорошо, у нас тут массовое бесплатное качественное образование, ФГОСы, ИОТы, только не смотрите на проблемы с учебниками, репетиторами, экзаменами, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и прочим, это всё мелочи".
В 1962 году директор завода высказал фразу о том, что "если получили меньше денег, то ешьте пирожки с ливером, а не с мясом", после чего дошло до привлечения армии и спецслужб, а здесь у нас речь о массовом детском образовании, которое откровенно саботируется. И саботируется на уровне того, что "ну Вы сами плохо учите\учитесь, лучше работайте\учитесь, а если что-то не нравится, то у Вас будут проблемы".
Может быть данная статья кому-то покажется полезной. Всего доброго.