Найти в Дзене

Давайте поженим его наконец!

Оглавление

Русский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова открыл 84-й театральный сезон. И как открыл! Для постановки была выбрана пьеса «Женитьба Бальзаминова» (другое название — «За чем пойдешь, то и найдешь») известнейшего русского драматурга Александра Островского, со дня рождения которого исполнилось 200 лет.

Постановка выделялась весьма любопытными режиссерскими решениями, музыкальным наполнением и необычными актерскими работами. Пока смотрела, поймала себя на мысли, что все это очень напоминает индийский фильм. Думаю, стоит разобраться почему.

Музыкальный «винегрет»

Вообще, творчество Островского — не новинка в репертуаре театра. Вспомнить хотя бы «Доходное место», «Бешеные деньги» и другие пьесы, информацию о которых можно найти в архиве на сайте театра. Первый спектакль я смотрела давно, и он вызвал весьма неоднозначные эмоции.

Но это все лирическое отступление, пора уже переходить к самой премьере и непосредственно впечатлениям от увиденного. Собираясь на спектакль, целенаправленно не стала читать пьесу, чтобы заранее не знать всех сюжетных поворотов и действительно погрузиться в происходящее. И в случае с «Женитьбой Бальзаминова», которую поставил заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, главный режиссер драмтеатра Баатр Колаев, такой подход сыграл на руку. Очень порадовало, что еще в фойе театра зрителей встретила тематическая выставка о постановках пьес Александра Николаевича.

Сценография оказалась не такой помпезной, пафосной, как это было в случае с «Доходным местом». Итак, высокие золотые двери, прямо ворота в рай. На противоположных краях сцены стоят маленький неказистый столик и одинокий диван с проигрывателем виниловых пластинок. Становится понятно, что семья Бальзаминовых, которая состоит из Павлы Петровны Бальзаминовой в исполнении Дины Черновой, ее сына Михаила (Алексей Крысенок) да их острой на язык прислуги Матрены (Елена Сумба), живет достаточно бедно. Но при этом главному герою ничто не мешает мечтать и видеть сны — внимание! — в индийском стиле, где прекрасная девушка, одетая в яркое сари (Мария Кайзер), танцует, демонстрируя прекрасную пластику, и признается Бальзаминову в любви. Да, режиссером было заявлено, что этот спектакль будет наполнен музыкальными номерами, танцами. Я очень боялась, что это будет к месту и не к месту. Но творческой команде удалось сохранить баланс. Песни и танцы не выбивались из повествования, все плавно вытекало одно из другого.

Хореограф, заслуженный артист Республики Бурятия, заслуженный артист Республики Тыва Менгилен Сат проделал просто титаническую работу с актерами. Честно, не помню, чтобы в какой-нибудь постановке драмтеатра труппа двигалась бы настолько классно, зажигательно, так много и во всех стилях, начиная с индийского танца и заканчивая брейк-дансом. И отлично было придумано на экране показывать красочные картины с узорами в русском, индийском и даже узбекском стилях. Получилась такая дань уважения народам всей планеты с их неповторимой культурой.

Что сказать о самих героях? После просмотра спектакля сели с подругой обсудить увиденное и обе пришли к такому выводу: в пьесах Островского особенно выделяются именно второстепенные персонажи, вытесняя, затмевая главных просто в силу их природной невзрачности, образа безвольной жертвы или наивного дурачка, каким и выступает в «Женитьбе...» сам Михаил Бальзаминов. То ли это изначально была такая задумка самого драматурга, отличительная черта всех его пьес, то ли, как отметила подруга, это более современная тенденция, когда особое внимание уделяется именно второстепенным персонажам, в которых столько харизмы, характера!

И вот для меня такой стала сваха Акулина Красавина в исполнении Людмилы Лосяковой. Какая же яркая, импозантная, юркая дама получилась! Настоящий мастер своего дела. Невесту богатую, Домну Евстигневну Белотелову (Юлия Сбитнева), уважит и несчастного Бальзаминова на крючок подденет, а еще наравне со всеми танцорами отпляшет!

Не знаю, можно ли героя Владимира Гаврилова — Лукьяна Чебакова — считать главным злом как пьесы, так и спектакля… Интриган, затейник, манипулятор — да. Но не зло во плоти точно. Также можно описать сестер Анфису и Раису Пеженовых в исполнении Ирины Баженовой и Галины Лопутько, которые в первый свой выход на сцену предстали перед зрителями в очень экстравагантных нарядах, идеально подчеркивающих их характеры и образ жизни. Кажется, в этой истории с женитьбой просто нет злодеев, каждый персонаж в происходящем ищет выгоду для себя, используя других, более наивных, в достижении целей. И это неплохо, лучше держится внимание, рушатся ожидания, обрываются мысленные рассуждения относительно того, что будет дальше.

Но не только сестры поразили своими нарядами. Одно платье Домны Белотеловой затмевает другое: то она, как султанша — в дорогом халате и чалме, — отдыхает в беседке после хаммама и жует виноград, то потом выходит на встречу с Михаилом в шикарном платье с открытыми плечами. У нее даже есть наряд в стиле «Великого Гэтсби» и образ из «Лебединого озера»! Действительно, костюмы в этом спектакле — отдельный вид искусства, за что огромное спасибо художнику. Хочется рассматривать и рассматривать, каждый образ тщательно продуман и говорит о владельце не меньше, чем их реплики.

Любовь или богатство?

Сюжет… А что сюжет? Все просто: бедный Михаил Бальзаминов, занимающий не самую высокую должность, но имеющий большие амбиции и мечты разбогатеть и при этом встретить свою любовь, сначала старается добиться от богатой, молодой и привлекательной Раисы настоящих чувств, а потом, в силу обстоятельств, вынужден притворяться и располагать к себе более богатую, но далекую от идеала красоты госпожу Белотелову (выражение лица несчастного Михаила при разговоре с ней такое, словно его заставили съесть самый кислый лимон на свете или он увидел в тарелке с супом таракана). В итоге наш герой решает жениться на обеих, чтобы получить все желаемое сразу.

Но даже после того, как Анфиса и Лукьян Чебаков сбегают с помощью Бальзаминова, а Раиса отвергает чувства молодого человека, посмеивается над ним, главный герой переживает об этом совсем недолго, не падает духом, придумывая себе уже другую мечту — как будет распоряжаться деньгами второй невесты, ведь она-то уж точно к нему расположена, и ничего уже не сорвется.

Поначалу мне казалось, что никаких трансформаций с Бальзаминовым не произошло, как был наивным дураком, так и остался. Но, проанализировав и прочитав финал пьесы как отдельное событие, я поняла, что у Михаила из двух ценностей просто перевешивает одна — желание разбогатеть, а любовь уже роли не играет вовсе. И сваха в конце повествования подчеркнула: «За чем пойдешь, то и найдешь». Бальзаминов ходил за богатыми невестами, вот такую себе и нашел. Дурак ты или нет, с большими деньгами чужое мнение не важно.

Почему мне все происходящее напомнило индийское кино? На сцене и говорят, и поют (современная аранжировка песни «Очи черные» очень приятна на слух), и танцуют в ярких костюмах, а сама история довольно легкая, веселая, местами предсказуемая. Но от этого не устаешь. Кстати, музыкальных номеров, может, и многовато, но зато разные категории зрителей, от молодежи до старшего поколения, обязательно найдут для себя что-то по вкусу.

Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива драмтеатра