Найти в Дзене

«Эффект Пигмалиона». Как работают самосбывающиеся пророчества

Оглавление

Если человек считает ситуацию реальной, то она становится реальной по своим последствиям. Ожидания, что события будут развиваться определенным образом, могут заставить людей действовать так, что ожидания реализуются — даже если изначально были ошибочными. Это свойственно всем людям, в том числе и нам — жителям Абакана.

Во что веришь...

Во Вьетнаме широко распространена система гаданий «ты ви», с помощью которой люди получают предсказания, будут ли успешными их начинания. Особенной популярностью пользуются прогнозы в отношении перспектив совместной семейной жизни: пары, прежде чем пожениться, обращаются к предсказателю, который на основе времени и даты рождения мужчины и женщины делает вывод, будет ли их брак благополучным или нет. Более 80% этнических вьетнамцев знают о »ты ви» и о том, куда обратиться за нужным предсказанием; примерно треть (31%) задумывалась об обращении к предсказателю при заключении собственного брака; 45% респондентов полагают, что перспектива их брака с точки зрения «ты ви» беспокоила их родственников и близких, показал репрезентативный опрос в 2020 г.

Может показаться, что представление об успешности астрологически совместимой пары — ничем не подкрепленное суеверие. Но браки, которые заключаются по рекомендациям предсказателей «ты ви», действительно оказываются более удачными, выяснили ученые-экономисты. Пары, чей брак, согласно предсказанию, должен быть благополучным, имеют более высокий уровень жизни, чем другие представители их социально-экономического класса. Однако успешности брака способствуют вовсе не звезды, а самосбывающееся пророчество, пришли к выводу исследователи.

Если друзья и родственники семейной пары считают, что брак успешен, поскольку заключен с учетом «ты ви», то с большей вероятностью окажут ей поддержку в трудные времена. «Даже если сами супруги не очень верят, но полагают, что их родственники и друзья твердо придерживаются этих верований, у пары есть стимул для успешной совместной жизни», — отмечают исследователи. В результате благополучные с точки зрения «ты ви» пары действительно оказываются более благополучными, и это убеждение передается из поколения в поколение.

Похожий пример самосбывающегося пророчества можно найти в Китае, где верят, что рожденным в год Дракона уготованы удача и величие. Китайские дети, родившиеся в год Дракона, действительно учатся лучше, чем дети, родившиеся в другие годы по китайскому календарю, и чаще получают степень бакалавра или выше, свидетельствует исследование экономистов. Основной фактор, который влияет на образовательные успехи детей-Драконов, — позитивные ожидания их родителей, становящиеся в итоге самосбывающимся пророчеством. Матери и отцы Драконов изначально ожидают, что их дети будут более успешны, чем дети, рожденные в другие годы. В результате родители тратят больше времени, средств и усилий на то, чтобы их Драконы преуспели, и даже дают им больше карманных денег и поручают меньше обязанностей по дому, чтобы они могли больше сосредоточиться на учебе. «Хотя ни дети-Драконы, ни их семьи не отличаются по своей сути от других детей и семей, вера в пророчество об успехе и последующие инвестиции в него становятся самореализующимися», — заключают авторы.

Механизм реализации ожиданий

Большинство людей хотя бы раз в жизни сталкивались с самосбывающимися пророчествами. Данный термин ввел профессор социологии Колумбийского университета Роберт Мертон в 1948 г., чтобы описать «ложное определение ситуации, вызывающее поведение, которое делает изначально ложное представление верным». Определенные ожидания относительно будущего развития событий побуждают человека действовать таким образом, что в конечном итоге эти ожидания сбываются, даже если изначально и не соответствовали действительности.

«Люди реагируют не только на объективные особенности ситуации, но также — а иногда и в первую очередь — на то значение, которое они этой ситуации придают. И как только они придали ситуации какое-то значение, их последующее поведение и некоторые последствия этого поведения определяются этим значением», — писал Мертон.

Механизм самосбывающегося пророчества можно разделить на четыре стадии, указывали психологи. На первом этапе человек принимает определенные убеждения в отношении тех, с кем он взаимодействует. На втором — действует так, как если бы эти убеждения были истинными. На третьем — те, с кем человек взаимодействует, корректируют свое поведение в соответствии с его действиями. На четвертом — человек интерпретирует поведение окружающих как подтверждение имеющихся у него убеждений, и цикл замыкается. Например, если человек встречает незнакомца и считает его, пусть даже ошибочно, интеллектуалом, то может выбрать для разговора с ним довольно сложные темы и в результате общения прийти к выводу, что собеседник действительно умен. Напротив, если человек будет считать встреченного незнакомца «недалеким», то может предложить обсудить достаточно простые вещи и по итогам разговора заключить, что собеседник и правда ограничен.

Пигмалион и Розенталь

Эффект, описывающий ситуации, в которых ожидания, даже ошибочные, могут заставить человека действовать так, что они реализуются на самом деле, часто называют «эффектом Пигмалиона». Эффект получил свое название из греческого мифа о скульпторе, который влюбился в изваянную им статую женщины, и богиня любви Афродита оживила ее, видя его сильные чувства. Подобно тому, как фиксация Пигмалиона на статуе позволила ей ожить, ожидания других людей, сфокусированные на определенном человеке, могут изменить его поведение и в итоге привести к реализации этих ожиданий. Своеобразной иллюстрацией механизма самосбывающегося пророчества могут служить слова Элизы Дулитл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», название которой — аллюзия на древнегреческий миф: «Видите ли, разница между леди и цветочницей заключается… в том, как себя ведут с ними окружающие. С профессором Хигинсом я навсегда останусь цветочницей, потому что он вел себя и будет вести себя со мной как с цветочницей. Но с вами я могу стать леди, потому что вы вели себя и будете вести себя со мной как с леди».

У этого феномена есть еще одно название — «эффект Розенталя», в честь профессора психологии Гарвардского университета Роберта Розенталя, одного из исследователей, описавших «эффект Пигмалиона». Розенталь и директор одной из начальных школ обнаружили, что высокие ожидания учителей относительно интеллектуальной компетентности их учеников могут стать самосбывающимся пророчеством.

Они провели эксперимент: в начале учебного года протестировали школьников на уровень IQ, а потом сообщили учителям, какие из учеников, согласно результатам теста, должны показать скачок интеллектуального развития в течение года. На самом деле «успешные в будущем» ученики были выбраны авторами эксперимента наугад. Однако повторное измерение IQ в конце учебного года продемонстрировало, что показатели учеников, от которых ожидали высоких результатов, действительно улучшились больше, чем результаты других учащихся. Это произошло потому, что учителя, поверившие в большой потенциал определенных учеников, уделяли им больше внимания, были с ними более терпеливы и больше стремились их воодушевить; в свою очередь, представления этих школьников о себе и их мотивация к обучению улучшились в ответ на созданную учителями благоприятную атмосферу для учебы.

«Эффект Розенталя» может проявляться не только в школьном обучении, но и, например, в менеджменте. Исследования — например, на данных работников крупных компаний — показывают, что более высокие ожидания руководства в отношении креативности персонала действительно приводят к повышению креативности работников. Менеджеры, проявляющие более высокие ожидания в отношении творческого потенциала подчиненных, воспринимаются работниками как руководители, поддерживающие креативность, и в ответ сотрудники с большей вероятностью склонны проявлять творческие способности.

А что в экономике?

Самосбывающиеся пророчества способны оказывать влияние на экономику и финансовые рынки. Этот механизм может запустить банковскую панику, как описывал в 1948 г. Мертон, придумавший термин «самосбывающееся пророчество». Он проиллюстрировал свою концепцию как раз на примере бегства вкладчиков из вымышленного Последнего национального банка. Слухи о неплатежеспособности банка заставили каждого из его вкладчиков лихорадочно пытаться спасти свои деньги, и в итоге ликвидность банка истощается настолько, что он оказывается не в состоянии удовлетворить все требования клиентов: «Пророчество о крахе привело к самоосуществлению пророчества». Если говорить о современных примерах, можно вспомнить панику вкладчиков в марте 2023 г., которая стала основной причиной краха Silicon Valley Bank и повысила уязвимость всей банковской системы США.

Наглядным примером самосбывающихся пророчеств в экономике могут служить инфляционные ожидания. Если потребители считают, что цены будут расти быстрыми темпами, они могут делать ажиотажные покупки, пока нужные товары не подорожали, и просить прибавки зарплаты. Требования работников повысить зарплату, в свою очередь, побудят фирмы повысить цены на свои товары или услуги, чтобы компенсировать более высокие затраты на рабочую силу. В результате может возникнуть спираль зарплат и цен.

По материалам с сайта об исследованиях по экономике и финансам econs.online

Подготовила
Ольга ПЕТРОВА
Фото из открытых источников