Найти тему
МК в Карелии

«Не считаю нужным доказывать, что я – художник»: почему Петрозаводск не признает Алену Мак

  Сергей Другов
Сергей Другов

Художница Алена Мак за свою жизнь написала более 6000 тысяч портретов, ее работы живут по всему миру от Казахстана до Никарагуа. Стиль Алены – импрессионизм, ее картины насыщены пастельными тонами и необычными сочетаниями цветов. Последние годы художница живет в Петрозаводске и сталкивается с непониманием со стороны местных жителей и учреждений культуры.

Корреспондент «МК в Карелии» побеседовал с Аленой Мак и узнал, как художница, рисовавшая на Арбате, оказалась в Карелии, чем написание портрета похоже на разгадывание кроссворда и почему ей так сложно донести свое творчество до публики.

«Доверять своему взгляду». Как Алена Мак стала рисовать

Художница, взявшая псевдоним Алена Мак, родилась и выросла в Алма-Ате. Еще ребенком она полюбила рисовать лица, работая не только карандашами и красками, но и выжигателем. В 7 классе на обучение попала во взрослую студию. Здесь будущая художница запомнила слова педагога, которые определили ее будущий подход к творчеству:

«Рисовать надо, доверяя своим глазам и ощущениям», – сказал ей наставник.

С тех пор Алена Мак рисует так, как ей подсказывает собственное восприятие. Стиль Алены формировался постепенно. В возрасте 16 лет она поступила Казахский педагогический институт на художественно-графический факультет. Окончив учебу с красным дипломом в 1985 году, будущая художница несколько лет была завучем-методистом клубе технического творчества – Станции юных техников, где параллельно с основной нагрузкой преподавала дизайн.

В 1988 году она вышла замуж за пограничника и начала путешествовать по Советскому Союзу и зарубежью. Она успела пожить в нескольких городах и посёлках Эстонии, из-за работы мужа прожила два года в Никарагуа, затем вновь вернулась в Эстонию, откуда уехала в Псков. Постоянные переезды Алена описывает в стихах и рассказах, которые опубликованы на ее персональном сайте.

Алена Мак старалась писать картины везде, куда приезжала. Ее портреты и пейзажи покупали, в Эстонии местные власти оплачивали поездки художницы на региональные выставки, в Пскове ее вернисаж в центральной выставочной галерее снимало телевидение.

Из-за частых переездов дела с работой у Алены складывались хуже, чем с творчеством. В городе Раквере, в Эстонии, художнице удалось устроиться учителем домоводства. Вести любимый предмет – рисование – ей позволили только у ребят, у которых Алена была классным руководителем. В Пскове она несколько лет проработала модельером на швейной фабрике, но уже в 1996 приехала в Карелию. Через год Алена Мак открыла свой бизнес, который продержался на плаву шесть лет: продавала керамику и другие вещи.

На рубеже нулевых и десятых Алена Мак развелась с мужем и решила радикально сменить обстановку. В 2010 году художница приехала в Москву, и именно эта поездка окончательно сформировала стиль художницы и ее подход к работе.

«Когда рисуешь портрет, ты будто разгадываешь кроссворд». О творческом стиле художницы

Жизнь в Москве оказалась еще более сложной, чем в провинции. Алена Мак выставляла свои работы в местных библиотеках и досуговых центрах, выступала на литературных вечерах и концертах вместе с московским другом-музыкантом, писавшим песни на ее стихи. Творчество никак не помогало заработать: художница выбирала, на что потратить деньги, и проезд с оплатой жилья перевешивали продукты по значимости. Однажды, идя по Арбату, Алена заметила уличных художников и подумала: чем она хуже? В 2013 Алена Мак впервые вышла на улицу, чтобы рисовать прохожих.

Первой, кого она нарисовала на Старом Арбате, была внучка пожилой японки. Алена Мак в то время работала акварелью и переживала, что работа длилась достаточно долго. Когда портрет был готов, туристы оказались в восторге.

Вскоре Алена Мак отказалась от акварели и перешла на сухую пастель. Первые коробочки сухой пастели, для работы на Арбате, подарила подруга. С тех пор уже десять лет художница считает для себя пастель лучшим материалом для творчества и пишет ею портреты желающим.

  Сергей Другов
Сергей Другов

«В обществе, на мой взгляд, сложилось мнение, что художественные произведения, написанные не маслом, ценности не имеют. Но это не так. Лично я давно для себя поняла, что пастель – это мой родной и любимый материал, как и акварель, с которой легче в путешествиях», – объяснила художница.

  Сергей Другов
Сергей Другов

Свой стиль Алена Мак относит к импрессионизму. Пишет сразу, цветом, без предварительного наброска, улавливая характер и схожесть персонажа, доверившегося себя для художественного воплощения.

«Когда пишешь портрет, ты будто разгадываешь кроссворд. Такая работа помогает понять личность человека», – считает Алена Мак.

Цель художницы – передать ощущения, характер, эмоции от общения с портретируемым. Такой подход сформировался у нее за несколько лет работы в центре Москвы.

В 2016 году Алена Мак вернулась в Карелию. Но именно здесь, после первой выставки, проведенной на площади Ленина, она столкнулась с отторжением творческого сообщества.

«Ситуация странная». Почему Алену Мак не принимают в Петрозаводске

В Петрозаводске Алена Мак сразу же начала предлагать свое творчество местным организациям. Но здесь ее творчество оказалось невостребованными.

«Я была нужна в Москве, стихи несколько раз печатали в сборниках Поэты Москвы, хоть я там была человеком приезжим и проживала временно. Привыкла проводить выставки и регулярные концерты в школах и библиотеках», – рассказала Алена Мак.

По словам художницы, ее не стали печатать в журнале «Север», пояснив, что ни одного Пушкина еще не видели, а таких, как она, хватает.

Руководители районного досугового центра не согласились провести концерт – мол, нашей аудитории нужны движения, танцы, чаепития. В одной из библиотек Алене отказали, «у нас своих пенсионеров хватает». В закрывшемся уже сегодня кафе пояснили, что «на женщину народ не собрать, публика только на мальчиков приходит». Наконец, ее работы не допустили в городской выставочный зал, мотивировав это тем, что художница якобы пишет портреты по фотографиям.

Алена Мак считает такие высказывания абсурдными: за всю жизнь она написала более 6 тысяч портретных зарисовок с натуры. И если писать профессионально, художественный образ не будет и не должен быть копией фотографии.

Художница сталкивается с негативной реакцией на свой стиль исключительно в Петрозаводске и в уличном творчестве, часто слыша фразу «лицо должно быть белым».

С осени 2016 года, благодаря главному администратору ресторана на улице Фридриха Энгельса, 6 до начала 2022 года Алёна Мак писала портреты гостей, беря за свою работу скромную сумму. В теплое время года работает на набережной, ее можно встретить недалеко от памятника Петру Первому.

«Петрозаводск отличается от других городов, в которых я жила, тем, что люди, проходя мимо, на предложение написать портрет отвечают: "я сам рисую» или "моя дочка рисует"; "у меня есть фотоаппарат / телефон". Это странно: на Арбате тоже не каждый ко мне присаживался, но говорили совсем иначе: "я тоже рисую"; "моя дочка учится" . Мы завязывали беседы, знакомились и расставались друзьями», – рассказала корреспонденту «МК в Карелии» художница.

Находятся, правда, и те, кому нравится творчество Алены. Уже 7 лет ее работы выставлены в специальной коррекционной школе на Ключевой. Портреты Алены Мак так понравились директору глазной клиники на набережной Варкауса Павлу Завадскому, что поддержал сайт, который был готов к закрытию.

Летом навстречу художнице пошла директор Национальной библиотеки: выставка Алены Мак открылась в юношеском абонементе нацбиблиотеки. Но художница уверена, что могла бы сделать больше: «Я не рассержена, но ситуация странная. Я могла бы дать этому городу гораздо больше», – считает Алена Мак.

На фоне отражения в художественной среде портретист не видит необходимости вступать в Карельский союз художников.

«Не считаю нужным доказывать, что я – художник. Это я уже доказала своей работой», – объяснила Алена Мак.

Художница живет на скромную пенсию и случайные заработки с портретных зарисовок в качестве самозанятого. Как правило, люди подходят, если она уже что-то рисует.

«Можно просидеть весь день на набережной и не встретить интересующегося творчеством человека, но прекрасные виды озера компенсируют всё!», – считает художница.

Автор: Сергей Другов