Мелкую моторику развивают для формирования речи, памяти, координации, внимания, мышления и воображения.
Развитие мелкой моторики важный процесс в развитии ребёнка, который напрямую связан с развитием речи. Без нее, занимаясь только артикуляционным аппаратом поставить речь будет невозможно.
Для ее развития применяют следующее:
- Игры на мелкую моторику. Игры влючающие в себя работу пальчиков: пазлы; конструктор; лего; сортировка предметов по форме, размеру, цвету; застегивание и растягивание пуговиц, молний.
- Рисование. Рисование ладошками, пальчиками; раскрашивание мелками, восковыми карандашами, красками и т.д.;
- Лепка. Лепка различных фигурок из глины, пластилина, полимерной глины, соленого теста.
- Занятия с бумагой. Аппликация из бумаги; поделки; оригами; мозаики.
- Упражнения и зарядка для кистей и пальчиков.
- Игры на музыкальных инструментах.
Развитие мелкой моторики необходимо начинать с раннего детства и продолжать на протяжении всего детского возраста.
До 6 месяцев развиваются базовые навыки, рефлексы сжимания, разжимания.
Пол года - год. Активизируются сильнее движения пальцев, учатся хватать предметы, игры с предметами.
Год - два. Более точные движения пальцев рук. Дети начинают рисовать линии, складывать простые пирамидки.
Два года - три. Ребенок учится создавать рисунки сложнее, заниматься лепкой, собирать конструктор.
Три - пять. Улучшаются навыки рисования, лепки. Сборка пазл. Могут начать писать свои первые цифры и буквы.
В пять и старше рисование, лепка, сборка конструктора усложняются.
Но у каждого развитие происходит индивидуально, достижение разных этапов развития может в другом возрасте. Необходимо подбирать развитие соответствующее навыкам развития ребёнка.