Найти тему

Тренд на зеленое. Малые предприятия расширяются за счет господдержки и оборонных заказов

Оглавление

Минобороны не может заплатить за тепловизоры для беспилотников, поэтому петербургское предприятие отдает их бесплатно. Чиновники изучили производство НПО "АМБ", которое благодаря государственным поручительствам по кредитам выросло из малого в среднее предприятие. Оно специализируется на гражданских тепловизорах. Но сейчас тренд другой - военные комплектующие.

"У нас всё забито"

Петербургские чиновники 4 октября осмотрели НПО "АМБ", которое производит тепловизоры и оборудование на основе лазерных технологий, создает программное обеспечение для систем безопасности.

Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Кирилл Соловейчик выходит из черной Camry с номерами "НВВ" в одном пиджаке, но его просят подождать на улице. Он возвращается за курткой, тут подъезжает вторая "НВВ" с вице-губернатором Кириллом Поляковым. Вместе они собираются осмотреть НПО "АМБ" и провести там совещание.

С 2016-го года "АМБ" стала сотрудничать с Фондом развития малого и среднего предпринимательства. Займы небольшие. Как говорят в фонде, общий объем поручительства составил 159,7 млн рублей, а размер привлеченных кредитных средств 318,4 млн рублей. "АМБ" просила поручиться за нее 12 раз.

За счет этого компании удалось перейти из разряда малых в средние и привлечь внимание топ-чиновников второго города страны. "Благодаря поддержке города компания смогла из малого бизнеса трансформироваться в средний и сейчас имеет огромный потенциал для развития", - говорит Кирилл Поляков.

"АМБ" готово расти, но на действующей территории в Колпино, которая называется индустриальным парком, это невозможно, посвятил в курс дела MASHNEWS глава управляющей компании парка.

"У нас сейчас все забито. Я бы и рад им предложить новую площадку, да негде. Расширять свою территорию мы тоже не можем", - пояснил он.

-2

Белое и зеленое

В первом же помещении на столе разбросаны подшипники. Они используются для поворотных устройств. Кирилл Поляков берет один из них в руки, его примеру следует Соловейчик.

- Сами разрабатываете? – спрашивает вице-губернатор.

- Это подшипник от ВАЗ 2109, - ответили ему.

После повисшей паузы последовало пояснение.

- Они отечественные, их достаточно для поворотных устройств, а нагрузка явно меньше, чем в машине, поэтому их и используем.

Категория отечественности очень волновала чиновников. У каждого второго станка или матрицы они спрашивали, где это было изготовлено. Чаще всего, конечно, ответом был Китай. Есть и американские и итальянские станки с ЧПУ.

Самостоятельные детали – например, корпуса для камер - бывают двух цветов: темно-зеленые и белые. Весь стол перед гостями был в темно-зеленых.

- Зеленой продукции стало больше, сейчас тренд такой, - говорят в "АМБ". Под трендом подразумевается гособоронзаказ. Для гражданских предприятий все детали компания делает белыми.

Часть зеленой продукции просят не фотографировать.

- А то они потом наши "Орланы" сбивают, - говорит кто-то из инженеров.

Станок хороший - итальянский. Фото: О.Дилимбетов
Станок хороший - итальянский. Фото: О.Дилимбетов

Предпочтения двойного назначения

С министерством обороны НПО "АМБ" постепенно наращивает сотрудничество. Уже сейчас в заметной части беспилотного воздушного флота России, который участвует в СВО, стоят тепловизионные модули "АМБ" - они есть, например, в беспилотниках "Орлан-10".

Тепловизоры компании работали и на другом фронте – борьбы с COVID-19, помогали вычислять людей с повышенной температурой. Сейчас пандемия ушла в прошлое и в свете софитов другой всадник.

- Сейчас мы хотим включиться в реестр отечественной продукции, чтобы получить преимущество на рынке, - говорят в "АМБ".

Однако серьезной выгоды в работе с Минобороны компания не получает. Например, военным очень нравятся их тепловизоры на радиоканале (по нему оператору передается изображение). Однако в МО говорят, что денег купить их нет.

В итоге предприятие поставляет их отдельным подразделениям в качестве гуманитарной помощи.

Фото: О.Дилимбетов
Фото: О.Дилимбетов

Ближе к небу

Предприятие решило участвовать в развитии беспилотной авиации. Уже разработали несколько опытных образцов бензиновых двигателей для БПЛА.

В связи с тем, что беспилотник на войне (а разработка военная) - расходный материал, то двигателей понадобится много, нужно серийное производство.

Где "АМБ" может найти новую площадку - непонятно. Предположительно, одна из рассматриваемых площадок ОЭЗ в Шушарах, где хотят разместить НПЦ БАС (Научно-производственный центр беспилотных авиасистем). С учетом прицела на беспилотники, ему там самое место.

Олег Дилимбетов