Минобороны не может заплатить за тепловизоры для беспилотников, поэтому петербургское предприятие отдает их бесплатно. Чиновники изучили производство НПО "АМБ", которое благодаря государственным поручительствам по кредитам выросло из малого в среднее предприятие. Оно специализируется на гражданских тепловизорах. Но сейчас тренд другой - военные комплектующие.
"У нас всё забито"
Петербургские чиновники 4 октября осмотрели НПО "АМБ", которое производит тепловизоры и оборудование на основе лазерных технологий, создает программное обеспечение для систем безопасности.
Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Кирилл Соловейчик выходит из черной Camry с номерами "НВВ" в одном пиджаке, но его просят подождать на улице. Он возвращается за курткой, тут подъезжает вторая "НВВ" с вице-губернатором Кириллом Поляковым. Вместе они собираются осмотреть НПО "АМБ" и провести там совещание.
С 2016-го года "АМБ" стала сотрудничать с Фондом развития малого и среднего предпринимательства. Займы небольшие. Как говорят в фонде, общий объем поручительства составил 159,7 млн рублей, а размер привлеченных кредитных средств 318,4 млн рублей. "АМБ" просила поручиться за нее 12 раз.
За счет этого компании удалось перейти из разряда малых в средние и привлечь внимание топ-чиновников второго города страны. "Благодаря поддержке города компания смогла из малого бизнеса трансформироваться в средний и сейчас имеет огромный потенциал для развития", - говорит Кирилл Поляков.
"АМБ" готово расти, но на действующей территории в Колпино, которая называется индустриальным парком, это невозможно, посвятил в курс дела MASHNEWS глава управляющей компании парка.
"У нас сейчас все забито. Я бы и рад им предложить новую площадку, да негде. Расширять свою территорию мы тоже не можем", - пояснил он.
Белое и зеленое
В первом же помещении на столе разбросаны подшипники. Они используются для поворотных устройств. Кирилл Поляков берет один из них в руки, его примеру следует Соловейчик.
- Сами разрабатываете? – спрашивает вице-губернатор.
- Это подшипник от ВАЗ 2109, - ответили ему.
После повисшей паузы последовало пояснение.
- Они отечественные, их достаточно для поворотных устройств, а нагрузка явно меньше, чем в машине, поэтому их и используем.
Категория отечественности очень волновала чиновников. У каждого второго станка или матрицы они спрашивали, где это было изготовлено. Чаще всего, конечно, ответом был Китай. Есть и американские и итальянские станки с ЧПУ.
Самостоятельные детали – например, корпуса для камер - бывают двух цветов: темно-зеленые и белые. Весь стол перед гостями был в темно-зеленых.
- Зеленой продукции стало больше, сейчас тренд такой, - говорят в "АМБ". Под трендом подразумевается гособоронзаказ. Для гражданских предприятий все детали компания делает белыми.
Часть зеленой продукции просят не фотографировать.
- А то они потом наши "Орланы" сбивают, - говорит кто-то из инженеров.
Предпочтения двойного назначения
С министерством обороны НПО "АМБ" постепенно наращивает сотрудничество. Уже сейчас в заметной части беспилотного воздушного флота России, который участвует в СВО, стоят тепловизионные модули "АМБ" - они есть, например, в беспилотниках "Орлан-10".
Тепловизоры компании работали и на другом фронте – борьбы с COVID-19, помогали вычислять людей с повышенной температурой. Сейчас пандемия ушла в прошлое и в свете софитов другой всадник.
- Сейчас мы хотим включиться в реестр отечественной продукции, чтобы получить преимущество на рынке, - говорят в "АМБ".
Однако серьезной выгоды в работе с Минобороны компания не получает. Например, военным очень нравятся их тепловизоры на радиоканале (по нему оператору передается изображение). Однако в МО говорят, что денег купить их нет.
В итоге предприятие поставляет их отдельным подразделениям в качестве гуманитарной помощи.
Ближе к небу
Предприятие решило участвовать в развитии беспилотной авиации. Уже разработали несколько опытных образцов бензиновых двигателей для БПЛА.
В связи с тем, что беспилотник на войне (а разработка военная) - расходный материал, то двигателей понадобится много, нужно серийное производство.
Где "АМБ" может найти новую площадку - непонятно. Предположительно, одна из рассматриваемых площадок ОЭЗ в Шушарах, где хотят разместить НПЦ БАС (Научно-производственный центр беспилотных авиасистем). С учетом прицела на беспилотники, ему там самое место.
Олег Дилимбетов