5,4K подписчиков

Илья Репин, Валентин Серов: учитель и ученик. Реализм материи и реализм света

618 прочитали

История творческой взаимосвязи двух великих живописцев – Ильи Ефимовича Репина и Валентина Александровича Серова – напоминает классический сюжет о взаимоотношениях отцов и детей.

Репин И. Е. Автопортрет. 1878
Репин И. Е. Автопортрет. 1878
Серов В.А. Автопортрет. Около 1898
Серов В.А. Автопортрет. Около 1898

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Илья Ефимович Репин был профессором, руководителем мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Валентин Серов попал к нему в ученики при необычных обстоятельствах: первые уроки живописи Репин дал Серову в Париже, когда тому не было еще и десяти лет. Мать привела талантливого мальчика к известному художнику и попросила позаниматься с ним. Репин оценил талант Серова и проникся его судьбой.

Позднее, когда жизнь снова свела уже известного и будущего художников в Москве, Илья Ефимович поселил 14-летнего юношу в своем доме и не просто учил живописи, но относился к нему по отечески. (Серов рано потерял отца).

Следуя своему пониманию искусства, Репин прежде всего преподавал воспитаннику работу с натуры и точную передачу действительности.

«Надо, чтобы тело было тело, вода как вода», - И. Е. Репин.

В свою очередь, «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют...», - писал поэт-символист Валерий Брюсов.

РЕАЛИЗМ И ИМПРЕССИОНИЗМ

Широта творческих интересов Ильи Репина поразительна. Практически нет жанра, в котором он не создал бы шедевра. Религиозная и историческая живопись, портрет, социальная проблематика, сказка, небольшая бытовая сцена и масштабная многофигурная композиция…

Репин для своего поколения во многом был первопроходцем, художники академического направления далеко не всегда принимали его живопись. Полотна Репина отличает особая эпическая мощь, яркая реалистичная образность характеров, необычайно выразительная, порой пронзительно проникновенная трактовка сюжета, интересные композиционные и колористические решения, «материальность» в передаче фактуры. Не случайно его называли «Самсоном русской живописи».

Об одной из ранних картин живописца «Бурлаки на Волге» знаменитый критик В. Стасов сказал так:

«Он…поднял бытовой жанр до монументального звучания».

Репин И. Е. Бурлаки на Волге. 1870–1873
Репин И. Е. Бурлаки на Волге. 1870–1873
Репин И. Е. Запорожцы.1880–1891
Репин И. Е. Запорожцы.1880–1891
Репин И. Е. Садко. 1876
Репин И. Е. Садко. 1876
Репин И. Е. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888
Репин И. Е. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888

Одна из граней таланта гениального мастера – убедительное, осязаемое изображение различных материалов, тканей и поверхностей предметов. К примеру, в его работе «Негритянка» столь точно переданная фактура создает особый эффект экзотической роскоши.

Репин И. Е. Негритянка. Конец 1875 — начало 1876
Репин И. Е. Негритянка. Конец 1875 — начало 1876

Сфера интересов Валентина Серова лежала, преимущественно, в области портрета и пейзажа, хотя им также был создан ряд исторических полотен. Но в первую очередь мастер известен своими выдающимися портретными решениями. Яркому представителю искусства серебряного века был свойствен постоянный поиск новых живописных средств выразительности, стремление к эксперименту.

Серова интересовала «свежесть», которая есть в жизни, но которой (по его мнению) не хватало реалистической живописи, ему хотелось запечатлеть ясность солнечного света и неповторимость момента, мимолетность случайного взгляда модели. В этой связи, не смотря на школу реализма, в творчестве Серова заметны и импрессионистические черты.

«Я хочу отрадного и буду писать только отрадное», - В. И. Серов.

В зрелые годы Серов также занимался офортом и литографией, создал эскиз занавеса для балета «Шахерезада», пробовал свои силы в скульптуре.

Серов В. А. Портрет Аделаиды Яковлевны Симонович (1872-1945), в замужестве фон Дервиз, двоюродной сестры художника. 1889
Серов В. А. Портрет Аделаиды Яковлевны Симонович (1872-1945), в замужестве фон Дервиз, двоюродной сестры художника. 1889
Серов В. А. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте. 1900
Серов В. А. Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте. 1900

В работе над портретами и учителю и ученику была присуща необычайно выразительная, тонкая, а порой и безжалостная психологическая характеристика моделей. При этом в творчестве Серова превалируют произведения, созданные на границе жанров: портрет-пейзаж или портрет-бытовая сцена - во многом типичное для искусства этого времени явление.

Серов В. А. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой.1902
Серов В. А. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой.1902
Серов В. А. Дети. 1899
Серов В. А. Дети. 1899
Серов В. А. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911
Серов В. А. Портрет княгини Ольги Орловой. 1911
Серов В. А.  Купание лошади.1905
Серов В. А. Купание лошади.1905

ПЕРЕДВИЖНИКИ И МИР ИСКУССТВА

Оба художника, каждый в свое время, были членами знаменитого товарищества передвижных художественных выставок, затем проявили интерес к объединению «Мир искусства». Но если Валентин Серов с готовностью воспринял новаторские идеи и обогатил ими свое творчество, то Илья Репин, напротив, вскоре выступил с резкой критикой принципов и идей «мирискусников».

Развернувшаяся на страницах журнала «Мир искусства» публичная полемика И. Репина и С.Дягилева представляет собой интереснейшее свидетельство движения творческой мысли в обществе рубежа XIX-XX вв.

Серов В. А. Анна Павлова в балете Сильфиды.1909
Серов В. А. Анна Павлова в балете Сильфиды.1909

Несмотря на резкие высказывания Репина в прессе, его отношение к произведениям «мирискусников» не было столь однозначным.

О портрете Иды Рубинштейн работы Серова Репин высказался так:

«…и, как Венера из раковины, предстала Ида Рубинштейн… Мне показалось, что потолок нашего щепочного павильона обрушился на меня и придавил к земле; я стоял с языком, прилипнувшим к гортани…».

Является ли это утверждение похвалой, критикой, или свидетельством того, что великий мастер на тот момент столкнулся с захлестнувшими его эмоциями, позиция по поводу увиденного им была еще не определена?

Серов В.А. Ида Рубинштейн. 1910.
Серов В.А. Ида Рубинштейн. 1910.

Валентин Серов написал «Иду» за год до смерти. Умер он рано, в 46 лет. Его учитель и друг Илья Репин пережил его почти на 20 лет.

Поздняя живопись Репина, как и его высказывания, записанные современниками, свидетельствует, что великий живописец в последние годы жизни не был категоричен в отношении новых тенденций в искусстве. Со временем он начинает двигаться в сторону символизма, использует методы, характерные для импрессионистов, в его поздних работах финского периода прослеживается и влияние кинематографа.

Илья Репин и Валентин Серов являются выдающимися мастерами, внесшими неоценимый вклад в развитие отечественного искусства, чье творчество широко и разнообразно представлено в собрании Русского музея.