Старинные некрашеные избы, фасадами обращенные на реку, замшелые от времени обетные кресты, украшенные символическими резными надписями, северные ветряные мельницы - столбовки, деревянные мостки-тротуары вдоль ухабистой деревенской улицы и великолепный храм в сердце деревни - удивительно, но Кимжа выглядит сейчас так, как 100, а может и все 150 лет назад.
Здесь почти не встретишь признаков цивилизации, кроме пары - тройки современных автомобилей (наверняка принадлежащих туристам), дизельной электростанции на окраине деревни, да заграничных моторов, венчающих деревянные карбасы, рассыпанные словно жемчужины на ожерелье одноименной реки.
Это удивительно живописная деревня, живущая буквально на стыке времен и эпох. Она по праву является образцом русской северной старины и органично вписана в суровую окружающую природу. Здесь иллюзия погружения в старину уже не является иллюзией. В отличии от других деревень, здесь не чувствуется картинности, фальши или наигранности. Здесь все по настоящему.
Это в музеях мы видим экспонаты. А в Кимже, все, что стоит на родных местах - это не только память предков, но и атрибуты настоящего. Здесь сохранился быт северной деревни: более чем в столетних избах живут люди, ходят по столетним дорогам, дровами топят столетние печи, в них готовят традиционную поморскую еду, радушно встречают гостей, уважают и почитают старших, берегут и чтят традиции и обряды, ходят в церковь и бесконечно любят свою малую Родину...
Церковь в Кимже - настоящая святыня. Уникальная пятиглавая шатровая Одигитриевская церковь была построена в 1709 году из самого прочного и долговечного материала на Севере - лиственничных бревен. Тип церкви – шатер на крещатой бочке. Такие же церкви в конце XVII – начала XVIII века так же были построены на Мезени, в Лампожне, в Юроме, на Пинеге.
Совсем недавно завершилась многолетняя реставрация Одигитриевской церкви, проведенная путем полной переборки бревен, были излиты новые колокола. Активное участие в работе принимали не только жители Кимжи, но многие известные в России люди, любящие Север всей душой.
И вот под сводами колокольни, спустя 100 лет молчания, вновь зазвучал колокольный звон. И, хотя сейчас, издалека церковь похожа на новодел - притвор и лестница на колокольню обшиты свежей доской, пройдет совсем немного времени, доска потускнеет и вид церкви уже не будет выделяться на фоне почти черных старинных изб.
Просыпаются в Кимже, как и в любой деревне, еще затемно. Женщины топят печи, готовят завтрак, занимаются утренними домашними хлопотами. В это время на улице тихо и только редкий лай собак, порой, нарушает эту безмятежную тишину. Тишина это, пожалуй, синоним Кимжы. Ее ощущаешь, ею наслаждаешься и впитываешь каждой клеточкой..
Живут жители Кимжи дарами природы и традиционной сменой времен года. Как и сто лет назад занимаются сбором грибов и ягод, охотятся, промышляют рыбой, возделывают огороды.
Но есть в Кимже особое время - распута. Это переходное время года, когда дороги уже развозит так, что проехать по ним невозможно, а лед на реке еще не встал. На это время деревня остается отрезанной от внешнего мира. Но, кажется, это не является значимой проблемой для кимжан, которые привыкли в жизни надеяться на себя, на родных и на крепкую соседскую дружбу. В период распуты деревня существует автономно, тогда и пригождаются запасы, сделанные летом и осенью.
Днем на улице в Кимже тоже тихо, редкий прохожий пройдет. Дел по хозяйству много, да и огороды большие требуют постоянного внимания, вот и некогда выходить, если только в магазин за самым необходимым. Или на речку за водой. Водопровода в деревне нет, вот и ездят местные жители с бидонами на речку. Вода здесь желтоватая, как спитая заварка, но чистая. Местные пьют её кружками прямо из реки.
А деревенские мальчишки в Кимже на полную катушку проживают свое счастливое детство: бегают наперегонки, лазают по деревьям, прыгают по лужам, в общем, делают все, что положено обычным мальчишкам.
Готовят в Кимже традиционную северную кухню - все то, что ели прапрабабушки и прапрадедушки - запечённую рыбу с яйцом, жареную картошку, щи из свежей капусты, грибницу, пироги с северными ягодами. Особое лакомство – олабыши, это как оладьи, только на простокваше. Едят олабыши с местным вареньем из красной рябины, черники или брусники. Интересно, что осенью ветки красной рябины отламывают, чтобы птицы не склевали, и подвешивают в доме. А уж потом, когда потребуется, с веток собирают ягоды и варят варенье, которое тут же подается на стол.
Дома в Кимже огромные и чрезвычайно красивые, их еще называют "шестистенки". Живет в доме одна семья, а не несколько, как можно было бы подумать: родители, дети и старшие родственники. Это скорее даже не дом, а целый комплекс, объединенный общей крышей - дом и хозяйственные постройки с переходами, чтобы в холодное время как можно меньше ходить на улицу. А вот баню и мельницу не просто выносили из дома, но и старались строить подальше от жилых строений.
Кимжа давно электрифицирована, на окраине деревни стоит дизельная электростанция. Но сбои всегда могут быть, поэтому у любой местной хозяйки припасено несколько масленых ламп, на всякий случай.
Газа в деревне нет, так что отапливают дома , по-прежнему, с помощью русской печки. В некоторых домах еще стоят дополнительные голландские печи. Деревянные дома отлично держат тепло. А как приятно прислониться спиной к теплой печи и послушать треск горящих дров...
По вечерам местные жители ходят в гости к соседям, чтобы за чашечкой чая обсудить последние новости, ходят в баню или идут в Туристский культурно-музейный центра «Кимжа». Именно он, возрожденный 15 лет назад, наряду с Одигитриевской церковью, является точкой притяжения и местных, и туристов.
Здесь репетирует и дает концерты собственный кимженский хор. Слава о нем громким эхом прокатилась не только по окрестным деревням, но и по всей России, хор регулярно гастролирует с концертами.
В Кимже бережно хранят традиции проведения народных праздников и гуляний, сохраняют деревенские особенки и секреты мастерства. За этими общими словами стоят конкретные люди -доброжелательные, радушные и улыбчивые жители Кимжи, посвятившие жизнь служению своей малой Родине.
Особо чтут здесь память погибших и раненых в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. О том, что из этого дома солдаты ушли на фронт говорят звездочки на фасаде и их особая раскраска. Звездочка с закрашенным черным цветом фрагментом звезды, означает: погиб на войне. Звезда в черной окантовке - значит вернулся с войны, но уже умер. А просто красная звезда, говорит нам, что ветеран жив.
Кимжа река, делая крутой поворот напротив Одигитриевской церкви, течет медленно и величаво, под стать всеобщему спокойствию. На рассвете и закате ее гладь словно превращается в зеркало, идеально отражая сказочную панораму всей удивительной, неповторимой и самой настоящей русской деревни - микромира старинных русских традиций, во многих других местах уже позабытых.
Находясь в Кимже, ловишь себя на мысли, что когда-то очень давно что-то похожее ты уже видел.. Может, это говорит во мне память предков, не знаю... Но поверьте, все трудности пути сюда, по бесконечным километрам грейдера Русского Севера, стоят этих ощущений.
Если остались вопросы, добро пожаловать в комментарии.
Пишу о том, что видела своими глазами.
Всем добра!