В Твери, в областном ДК «Пролетарка», состоялась творческая программа финала регионального этапа конкурса «Мисс УИС-2023». В этом году в нём приняли участие 15 сотрудниц УФСИН России по Тверской области из исправительных и лечебных подразделений, а также следственных изоляторов Верхневолжья. Творческая программа – заключительный этап второго дня. В первый же конкурсный день девушки соревновались в профессиональном мастерстве и физической подготовке, стрельбе и самообороне. По общим результатам программы и были определены победители. Мисс УИС-2023 стала Анастасия Бармина из ИК-4 (г. Торжок). А вот звания «Первая вице-мисс» была удостоена ржевитянка Елизавета Герасимова, старший психолог психологической лаборатории СИЗО-3, что на Зубцовском шоссе, с чем мы её и поздравляем!
– Моей целью было просто выступить красиво, без запинок и падений, – улыбается Елизавета. – Собственно, чтобы усиленно готовиться к конкурсу, у меня не было времени. В подготовке мне помогли сотрудники ДК «Железнодорожник», за что я им искренне благодарна. Конечно, я не рассчитывала на такой результат.
Кстати, именно творческая программа была наиболее сложной, поскольку состояла из трёх конкурсов: рассказов о своей малой родине («Краса России») и службе («Реклама профессии»), а также театральной миниатюры («Ночь в музее»). В первом Елизавета представила Ржев, в том числе традиции и ремёсла древнего города на Волге. Рассказывая о своей профессии, она постарались показать отличительные черты службы, в итоге зрители узнали, как проходит рабочий день психолога уголовно-исполнительной системы. Наконец, в конкурсе «Ночь в музее» Елизавета предстала в образе графини Александры Муравьёвой, жены декабриста, последовавшей за мужем в Сибирь. Ну, а завершилась конкурсная программа общим дефиле, вызвавшим овации в зале.
Самое удивительное в этой истории, на мой взгляд, – вовсе не тот факт, что Елизавета неожиданно для себя заняла второе место. Удивительно, что Ржев в этом году на конкурсе представляла девушка из... Уссурийска. 6500 км – по прямой, более 9000 км – по трассе плюс необычное стечение обстоятельств. Ещё в детстве Лиза решила стать психологом, потом пошла учиться и в результате оказалась в Ржеве, поскольку именно здесь была свободная вакансия. Впрочем, это лишь вариант «ошибки выжившего», но думать приятнее именно о невероятном стечении обстоятельств.
– Мы исследуем личность человека, его душу, поэтому в СИЗО и существует психологическая лаборатория. Колбочек тут, конечно, нет, но зато есть сотрудники и осуждённые. Преступники – тоже люди, – говорит психолог, и по тону понимаешь, насколько для неё это серьёзно. – Ещё сидя за школьной партой, я думала: что там, в головах у наших ребят? Ко всему прочему психология – отличный способ разобраться в себе, поэтому я и поступила в ведомственный вуз на психолога. В университете вышла замуж, ведомство не разделяет супругов, а муж – из города Бологое. В тамошнем учреждении свободных вакансий не оказалось, а в Ржеве они были.
По словам Елизаветы, в СИЗО она не только работает с людьми, поступающими сюда на службу. Ещё есть сотрудники отдела охраны, которым доверено оружие, – с ними проводится плановое тестирование. Или отдел режима – его представители непосредственно контактируют со спецконтингентом, и им тоже нужна поддержка, поэтому с ними, в частности, проводится антиманипулятивная работа, чтобы они не поддавались на провокации или другое воздействие со стороны осуждённых.
– С осуждёнными всё сложнее: раз они идут на преступление – у них уже на момент поступления есть проблемы с психикой. В СИЗО, как правило, они прибывают в нестабильном эмоциональном состоянии, – делится Елизавета, – и нужно вовремя оказать им помощь, чтобы не случилось чего-нибудь непоправимого. Некоторые идут на преступление именно в результате какого-то надлома – смерти близкого человека или тяжёлой жизненной ситуации. Всё это нужно увидеть, понять и оказать человеку необходимую поддержку. В этом случае у осуждённого появляется шанс после отбывания срока в исправительном учреждении действительно измениться и выйти на свободу другим человеком. Особенно это касается наркозависимых людей – для них это настоящий шанс, как бы странно это ни звучало.
Иногда кажется, что люди, преступившие законы общества, уже не могут считаться его полноценными членами. Но это не так.
– Все мы – люди, – говорит старший психолог СИЗО-3. – А наш контингент – это просто надломленные люди.
По словам Елизаветы, им вполне можно помочь, донеся мысль о том, что жизнь не окончена, а заключение – это возможность изменить свои мысли и переосмыслить действия. Именно этот эффект подразумевает слово «исправительная» в аббревиатуре ИК. И это исправление действительно работает, если подобные задачи выполняют такие специалисты, как Елизавета Герасимова.
Вадим АФАНАСЬЕВ.
Фото автора и из архива УФСИН.